Я постоянно размышляю над тем, как более просто и понятно донести до окружающих ту сложную и неоднозначную тему психосоматических расстройств, которой я занимаюсь. Пожалуй, один из лучших способов – это описание кейсов, где на конкретном примере можно разобраться, что и как устроено. Сегодня будет именно такой пост. Я расставлю некоторые акценты на том, как может сформироваться психосоматический симптом у конкретного человека. Плюс дам несколько лайфхаков, как это дело профилактировать.
Помню как сегодня, хоть это и было несколько лет назад. Ко мне обратилась женщина по поводу своего 17-ти летнего сына, предположим по имени Мистер Х. Ситуация заключалась в следующем.
Мистер Х окончил школу и поступил в колледж. В начале сентября он приступил к занятиям, но к концу первой недели обучения стало происходить что-то не ладное. У нашего героя появились учащённые позывы на мочеиспускание, которые доставляли значительный дискомфорт. Причём, сам процесс мочеиспускания проблем не доставлял, но вот то, что Мистеру Х приходилось отпрашиваться «выйти» за время занятий до 20 раз (без преувеличения) – это была проблема. Один день, второй, третий… Ситуация постепенно усугублялась. Фактически, парень на протяжении всего учебного дня находился либо в туалете, либо в жутком напряжении по поводу контроля за своим мочевым пузырём (сейчас обосцусь). Становилось хуже, когда сидел. Он начинал зажиматься - в туалет хотелось больше. Когда приходил в туалет, то первый раз писал нормально, а все последующие - пару капель или вообще ничего. Что примечательно, по возвращению домой проблема решалась сама собой. Не было ни позывов, ни страха о том, что может случиться казус.
Мистер Х поставил в известность свою мать о том, что существует проблема такого рода и было бы неплохо бросить этот чёртов колледж, где постоянно хочется сцать. Но мать решила предложить более консервативный вариант и для начала обследоваться у врача. Она отвела его к урологу. Доктор всё расспросил, посмотрел, анализы назначил и по результатам всего вышеописанного вынес вердикт: «Это у вас от головы, идите к психотерапевту!». Вот так они и оказались у меня, если кратко.
Для решения любой сложной проблемы клиенты с неврозом очень часто используют стратегию ИЗБЕГАНИЯ. Иногда они предпочитают избегать весьма радикально и иррационально. «Мне там плохо, поэтому я ходить туда ни за что не буду / У меня не получается, поэтому пробовать никогда не буду». Они даже не пытаются разобраться в чём дело, а сразу спасаются бегством на всякий случай, чтобы не стало хуже. Избегание – это очень важная мишень для психотерапии.
Движемся дальше. Мать позаботилась о том, чтобы сыну оформили справку в поликлинике, что он болеет. В этой связи Мистер Х озвучил идею о том, что он бы очень хотел, чтобы я ему помог решить эту проблему в течение этой недели, ну или максимум за 10 дней. В противном случае, ему придётся забрать документы и уйти из колледжа, ведь справка из поликлиники не бесконечная. Вообще мистер Х был крайне подавлен по поводу всего происходящего и очень сильно переживал. Это было из серии, если проблему не решить прямо сейчас, то я и не знаю, как жить дальше.
Вариант со справкой встречается достаточно часто, и он тоже поддерживает паттерн избегания. Тактически всё выглядит хорошо – напряжение уходит, симптом перестаёт беспокоить. Но стратегически такая практика только закрепляет и хронифицирует проблему. Плюс высокий требования к себе без права на ошибку. Дальше вы увидите это на примере обучения нашего героя в школе.
Хотя жесткие сроки в психотерапии – это так себе практика, но я решил предложить следующие условия:
- мы проведём за эти 10 дней 4 встречи
- основной метод будет гипнотерапия
- я сделаю что должен, а там будь, что будет.
Я понимаю, что последний пункт звучит как-то безответственно, но… Психотерапия – это та область, где гарантии давать легко, но сложно их выполнять. Это как пообещать в отношениях другому человеку, что сделаешь его самым счастливым. Да, прикольно. Многие этого хотят. Но это так не работает.
Мы договорились. Углубили анамнез. И сразу же вскрыли первичный эпизод.
Оказывается, была занимательная история во втором классе. Мистер Х сидел на уроке математики и очень сильно хотел пи-пи. Марья Ивановна у доски старательно объясняла важную тему и игнорировала вытянутую вверх руку второклассника, а на вопрос «Марья Ивановна, можно выйти?!» она ответила отказом, так как тема был ну очень важной (а может и по другим причинам, но, со слов нашего героя, он воспринимал всё именно так). Парень продолжал терпеть. Когда терпеть стало невмоготу, маленький Мистер Х, чтобы не нарушать ход занятия и не отвлекать других детей от важного педпроцесса, решил пописать под стол, естественно, не снимая штанов. Но оставить это без внимания одноклассников не получилось. Они заметили небольшое озеро под партой мальчика и начали бурно обсуждать это природное явление, указывая на него пальцем. Мистер Х пытался сослаться на то, что он пролил сок, но эта детская отмазка не прокатила. Учительница отправила его в туалет и вызвала в школу бабушку (мать в то время жила в другом городе и решала свои вопросы с карьерой и отношениями).
Учительница передала ребёнка бабушке и снабдила процесс трансфера наставлениями о том, что важно провести воспитательную беседу. Дома бабушка реализовала это в полной мере. Мистер Х рассказал: «из всех её причитаний и разговоров со мной мне было понятно, что Я ЕЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ОПОЗОРИЛ своим поступком».
Как вам расклад? Обосцался я, а опозорилась бабушка.
Сам по себе этот инцидент не произошёл на пустом месте. Мальчик терпел, чтобы вдруг не помешать другим. По всей видимости, этот процесс происходил на фоне внутренних требований «Я должен быть правильным / хорошим / удобным». Эта тема культивируется в семье. В данном случае бабушка внушает свой стыд внуку, ругает его за произошедшее вместо того, чтобы поддержать. В таком случае стыд становится под запретом и самое худшее, что может произойти в жизни для такого человека – это опозориться. Смотрите, что дальше.
После этого инцидента Мистер Х уже не смог вернуться в эту школу (из-за непреодолимого ощущения стыда). Вообще он сменил 3 школы из-за одной и той же причины. Он попадал в новый коллектив, там поначалу всё было хорошо. Но как только он начинал чувствовать, что сверстники его как-то не принимают (по любым причинам) он начинал замыкаться в себе, социально дистанцироваться и появлялись позывы на мочеиспускание. Из-за этих позывов начинались проблемы в школе. Он отпрашивался с уроков, а иногда и вовсе пропускал занятия. И на семейном совете приходили к решению, что школу лучше поменять.
Сформировался своеобразный буфер между эмоциями стыда и повседневной жизнью в виде психосоматического симптома. Подсознание мальчика связало позывы на мочеиспускание со страхом отвержения и потенциальной возможностью испытать стыд. Получается, он автоматически начинает «уходить в болезнь», как только сталкивается с этими переживаниями. Всё внимание переключается с эмоций на тело, и наш герой начинает бродить в поисках «телесной» болезни.
Так произошло и с колледжем.
В группе было 25 человек. Большинство из них парни. В первый день все расселись по парам, а он остался один за партой. В перерывах все бегали курить, а он не курит. Вечером все пошли бухать «за знакомство», а он не бухает. Живёт с матерью, а не в общаге. По своему типажу секс-символом он тоже не был, поэтом девчонки на шею к нему не особо бросились. За первые дни учёбы все эти факторы сложились в единый пазл. Он начал чувствовать себя белой вороной, по-прежнему сидел один, на перерывах ни с кем не общался, а от одногруппников инициативы не исходило. Он почувствовал непринятие и отвержение. Появились позывы на мочеиспускание.
Особенности психотерапии.
Вариантов может быть несколько. Я опишу лишь один из. Если мы рассматриваем краткосрочный вариант психотерапии, то основной задачей является идентифицировать первичное событие и разорвать условно-рефлекторную связь между эмоциональной реакцией и соматическим симптомом. Если время позволяет, то есть техники для эмоциональной «переработки» первичного события. Но ещё более важно – это проработать глубинное чувство, которое является эмоциональной основой симптома, своеобразным ядром (в данном случае это СТЫД).
Ещё раз повторюсь, что когда мы начали с ним работать, парень не ходил в колледж, так как был на справке и симптомов, по сути, у него не было. Однако был страх, что они опять вернуться. Но как только мы начали с ним работать с помощью методов гипноза у него стали появляться симптомы в ходе сессии (страх потери контроля). Он начал отпрашиваться в туалет. Пойдёт, сикнёт чуть-чуть и возвращается. Сидеть на консультации он не может, так как сидя очень хочется сцать. И говорит мне «Артём Николаевич вы сидите, а я пешком постою». Я вот подумал в тот момент: «Интересно, а как это я его гипнотизировать буду? Дайка попробую для начала сугубо поведенческие экспозиционные техники». В общем, результаты второй сессии были более чем скромные. Я понял, что таким путём мы будем продвигаться в час по чайной ложке. А у нас осталось ещё 2 сессии. Нужно оптимизировать тактику.
Я решил кратко просуппервизироваться со своим коллегой Глебом. Он подумал и предложил попробовать мне гипнотизировать клиента стоя, через феномен каталепсии всего тела. Вроде всё логично, дай попробую.
Основную часть третьей сессии провели стоя. Всё прошло хорошо. Не один участник сего действа не обосцался. На четвертой закрепили результат. Уровень страха значительно снизился, мальчик был готов идти на занятия. Через неделю мама Мистера Х поблагодарила по телефону и сказала, что всё нормально и сын вернулся на занятия. Дальнейшей судьбы, к сожалению, не знаю (утерял контактные данные, а так я обычно интересуюсь результатами).
Краткие выводы
- Я не излечил мальчика полностью от всех болезней. В контексте нашей краткосрочной работы он получил лишь возможность продолжить обучение и понимание того, что с этой проблемой можно справиться. Запрет на проявление эмоций остался не тронут. На это нужно время и активная работа самого клиента.
- Если бы можно было отмотать пленку на 10 лет назад, то идеальным сценарием в той ситуации была бы поддержка от учителя, бабушки, мамы, школьного психолога. От одноклассников мы требовать этого не можем, так как уровень осознанности в этом возрасте у них не очень высокий.
- Взрослые транслируют детям свои установки, дети их перенимают без критики. Если у вас есть капитальные психологические проблемы, то вероятнее всего вы их сможете разглядеть в своих детях, а не в себе. В своём глазу бревна не вижу – в чужом соринку разгляжу.
- С течением времени мы лишь обрастаем психологическими защитами, а когнитивная гибкость уменьшается. Чем раньше человек обратился, тем легче ему помочь
- Психотерапия может быть эффективна в решении психосоматических проблем.