Найти тему
"Запасаемся попкорном"

Топ-7 американских сериалов с крутыми русскими героями

Оглавление

Практически после любого иностранного сериала, в котором появляются русские герои или действие которого происходит в России или СССР, русскоязычную часть интернета охватывает пожар споров и возмущенных постов. Ах, нас не так показали! Не точно! Опять чокаются и говорят "на здоровье", опять бесконечная водка и всегда несмешные шутки про борщ! И часто это возмущение оправдано. Действительно, многие сериальные и киноавторы игнорируют реальность и предпочитают конструировать свои образы русских и России, которые к нам никакого отношения не имеют. У этой проблемы есть ряд вполне конкретных причин, о которых мы поговорим в отдельном тексте. Сейчас же я хотел бы предложить сконцентрироваться на хорошем, а именно - на примерах классного и точного и уважительного отношения к русским реалиям и героям в популярных иностранных сериалах.

Но, пожалуй, прежде чем начать этот разговор, надо определиться с терминами. Если читать исключительно комментарии под роликами на YouTube, твиты или гневные посты в различных русских соцсетях от ВК до Дзена, может сложиться впечатление, что коллективный Запад продолжает видеть в согражданах исключительно врагов и стремится любым художественным произведением нас оскорбить и унизить. Это не так.

-2

Как зрители, к сожалению, мы во многом страдаем от неадекватной самооценки: мы требуем от авторов и режиссеров показывать нас не такими, какие мы есть, а идеальными. Говорить лишь о положительных качествах, славных победах прошлого и выдающихся достижениях. И требования эти вполне выполнимы, если речь идет о пропаганде и пропагандистских произведениях, лишенных смысловой или художественной нагрузки. Но произведения искусства не могут существовать в черно-белой системе координат, даже жанровые фильмы, в которых герои легко делятся на абсолютно отрицательных и совершенно положительных, редко становятся по-настоящему успешными. Картонным героям сложно сопереживать. Смотреть исключительно на победы и прорывы скучно. Но как только автор позволяет добавить капельку реализма, сразу начинаются разговоры о "русофобии". Причем это касается совсем не только фильмов и сериалов иностранных, с этим же отношением регулярно сталкиваются и отечественные крутые проекты от фильмов Балабанова до фильмов Бондарчука, от "Оттепели" до "Эпидемии" или сериала "Чики".

Поэтому стоит сразу оговориться. Нет в природе ни одного иностранного фильма или сериала, который 100% российской публики однозначно воспринимает как правильный и точный. Даже выдающийся фильм Кэтрин Бигелоу "К-19" - крупнобюджетная история героизма советских офицеров с главными звездами Голливуда - у нас неоднократно и зло критиковалась.

Так что давайте сразу договоримся о терминах. Ни в одном из приведенных в топе сериалов нет "идеальных сферических русских героев в вакууме", просто потому, что они невозможны. Но в них есть русские герои, вызывающие сочувствие, уважение, восхищение и любовь. В них русские и советские герои - это в первую очередь люди, а не производное от системы или существующего строя. И этим они очень ценны.


Ход Королевы.

-3

Самый свежий пример замечательных русских героев в дорогом американском сериале - главный хит Netflix 2020 года - сериал о гениальной шахматистке "Ход Королевы". Главная героиня - Бет Хармон - с первого дня своей шахматной "карьеры" мечтает о самом престижном титуле, она мечтает стать чемпионкой мира. Но для этого необходимо бросить вызов и победить советских шахматистов. А это, объясняют Бет её друзья, невозможно - в Советском союзе лучшие шахматисты мира. Почему? Потому что мы, американцы, индивидуалисты, а они играют вместе и помогают друг другу.

Собственно, о советских шахматистах в сериале говорится всегда только в превосходных терминах. А все герои, которые говорят о Советском союзе как об империи зла или царстве атеизма - герои отрицательные. Противный црушник или совершенно омерзительные старушки из библейского общества. Все они пытаются убедить главную героиню в том, что мир черно-белый и она представляет силы добра в схватке против сил зла. Но это не так, и главная героиня это знает. Знают это и авторы, которые сознательно рассказывают историю о людях, которые не мыслят категориями "холодной войны".

Благодаря такому подходу к главным противникам своей героини, весь сериал смотрится совершенно иначе: круто побеждать крутых соперников, а не картонных кукол. Особенно наглядно этот контраст в подходе смотрится, если сравнить "Ход королевы" с российским фильмом "Легенда-17", где из крутых канадских хоккеистов сделали чудовищные примитивные карикатуры. Ну и какой кайф у таких выигрывать?

И за это отношение "Ходу королевы" совершенно легко простить всякие мелочи, типа Храма Христа Спасителя в Москве 1967 года, мальчика-официанта, предлагающего водку, или другие маленькие нелепости.

Американцы.

-4

Сериал "Американцы" - явление, если быть совсем честным, совершенно уникальное. И чтобы понять его значимость, необходим небольшой мысленный эксперимент: представьте себе, что в эфире какого-нибудь главного российского телеканала сейчас на протяжении семи сезонов будет идти в прайм-тайм дорогой сериал о двух агентах ЦРУ, которые живут под прикрытием в СССР. Они - главные герои, вы будете им сопереживать. Они будут заниматься саботажем страны, а вы всё равно будете надеяться, что с ними всё будет хорошо и их не разоблачат. Получилось?

"Американцы" были не просто хитом, эта история до сих пор остается одним из самых популярных сериалов канала FX, который не только выиграл множество наград, но и завоевал любовь миллионов поклонников как в Америке, так и во всем мире.

Сериал рассказывает о сверхсекретной программе советской разведки: забросить на территорию США своих агентов под глубоким прикрытием. Они говорят на английском без тени акцента, они живут тут уже десятилетия, у них американские дети и американский бизнес, но при этом они русские. И они регулярно выполняют задания центра по убийствам, шпионажу и саботажу.

Многие русские зрители, которые пробовали смотреть "Американцев", "ломались" на первых эпизодах - на клюкве и излишних допущениях о советском быте и истории, о том, что было возможно или невозможно в КГБ СССР. А жаль. "Американцы", если их посмотреть целиком, самый нежный сериал о русских из всех, что выпускал Голливуд. Он весь проникнут искренним уважением и к стране, и к героям. Также как и "Ход королевы", это история о людях, а не об идеологиях. И все отрицательные герои с обеих сторон - это как раз идеологические зомби, которые смотрят на мир с позиции свой-чужой и живут "холодной войной". Настоящие же герои никогда не люди системы, а гораздо более сложноустроенные персонажи.

В финальном сезоне, который, удивительным образом, пожалуй, самый удачный, есть еще и отдельная серия, снятая будто бы специально для русских "патриотов". В этой серии одна из советских героинь объясняет американке значение Великой отечественной войны для русского народа. Почему мы так относимся к войне, как далась нам победа. И это искренний и очень точный в деталях рассказ, на который американская девочка говорит "а нам в школе об этом никогда не рассказывали". И сцену эту играют американские актеры, написали её американские сценаристы и снял американский режиссер. Ну и, наконец, как бантик сверху - единственный герой, который за весь сериал не совершит ни одного плохого или подлого поступка - это глава резидентуры КГБ в Вашингтоне. И всё это в американском сериале.

Сорвиголова.

-5

Что в подборке делает сериал с комиксовыми русскими злодеями? Хороший вопрос. Сериал "Сорвиголова", история из вселенной Marvel, рассказывающая о слепом супергерое. Главный её герой - Мэтт Мёрдок - днем добропорядочный адвокат, а ночью - неуловимый герой в маске, отстаивающий права униженных и оскорбленных и воюющий за свой любимый район. Среди многообразия врагов, с которыми сражается Сорвиголова, есть и русская мафия.

Мафия подчеркнуто комиксовая и условная, но при этом - и это важный нюанс - совсем не карикатурная. Это живые люди. Плохие, но тем не менее по-своему благородные, со своей системой правил. И да, их, конечно, победят, но перед смертью два главных "русских" (их играют актеры-сербы) споют тихонько "На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой". И за эту небольшую, но такую важную деталь, хочется простить сериалу все остальные вольности. Кроме того у "Сорвиголовы" есть множество других достоинств и из всех сериалов Marvel он, пожалуй, самый интересный.

Вдали.

-6

Сериал "Вдали", на самом деле, хвалить особенно не за что. Это история первой пилотируемой миссии на Марс и взаимоотношений космонавтов как между собой, так и с их семьями, оставшимися на Земле. Немного космических приключений, немного драмы. И вроде бы всё качественно и дорого, но уж очень посредственно. В прежние времена "Вдали" мог бы быть хитом какого-нибудь эфирного телеканала, но сейчас, когда каждый месяц выходит минимум два, а то и три качественных, а иногда и просто выдающихся сериала, тратить на него время странно.

Но при этом у "Вдали" есть один безусловный плюс - русский космонавт в исполнении Марка Иванира. По первым эпизодам может показаться, что это очередная итерация "космонавта Андропова" из фильма Майкла Бэя "Армагеддон". Пусть не такая откровенно сатирическая, без ушанки в космосе, но тем не менее, такой обычный "русский-русский" в американском исполнении. Это не так. Чем дальше будет продвигаться история, тем больше нюансов и полутонов раскроет зрителям этот герой.

С одной стороны, разумеется, в космосе русский найдет способ приготовить себе и друзьям водки, с другой - космонавт Михаил из сериала "Вдали" - это искренний патриот, положивший жизнь ради Дела, в которое он верит. И авторы показывают его историю с искренним уважением, если даже не восхищением.

Ради космоса герой Иванира пожертвовал семьей и счастьем, и сожаления об этой жертве одновременно с осознанием того, что иначе он поступить не мог, становятся эмоциональной основой его сложного характера. А одна сцена кукольного представления, которое он организует по видео-связи своим оставшимся на Земле внукам - полностью искупает мелкие стереотипы. Она искренняя, трогательная и удивительно здорово придуманная.

Наконец, особое удовольствие русский зритель может получить от того, как актер Иванир периодически начинает менять на ходу диалоги и сочетать придуманные авторами строгие тексты с остроумными матерными импровизациями.

Во имя всего человечества.

-7

В сериале платформы Apple TV+ "Во имя всего человечества", если уж быть совсем точным, русских героев не то, чтобы очень много. Тут интереснее сама постановка вопроса: сериал предлагает американским (в первую очередь) зрителям представить мир, в котором Советский союз безоговорочно победил в космической гонке. Не наш мир, в котором победа СССР чередовалась с каким-нибудь американским достижением и первый спутник и первый человек на орбите или первый выход в открытый космос уравновешивала, например, миссия на Луну. Нет, сериал предлагает альтернативную вселенную, в которой советские космонавты полностью доминируют.

Это они первыми высаживаются на луну, они запускают первую женщину в космос... И каждая победа СССР меняет мир, в котором живут главные герои, причем не всегда предсказуемым образом.

"Во имя всего человечества" примечателен не каким-то особым качеством истории, она вполне среднего уровня, а именно смелостью постановки вопроса. Тут даже не надо предлагать представить себе аналогичный сериал у нас - это невозможно даже в жанре научной фантастики. Интереснее подумать о другом: выдающегося режиссера Дэмьена Шазелла за его блистательный фильм "Человек на луне" чуть ли не живьем съели американские патриоты, упрекнувшие авторы в недостаточном патриотизме. И флаг он на Луне мало показал, и вообще - историю посмел рассказать не о победе американского образа жизни над проклятыми коммунистами, а о хрупкости человеческой жизни и мощи человеческого духа. Очень, в общем, похожая на отечественных "шапкозакиданцев" логика. И в такой системе координат "Во имя всего человечества" выглядит иначе - уже не просто сериал, а высказывание.

Родина.

-8

Но если все перечисленные прежде сериалы говорили о мирах придуманных или ситуациях невозможных, то действие главного шпионского сериала современности - "Родина" - происходит в нашей привычной реальности, пусть и с многообразием художественных допущений. И русские - идеологические и стратегические противники главных героев - тоже совершенно конкретные и опознаваемые.

Вообще, с точки зрения погружения в материал и понимания обстоятельств, русские - именно герои - в "Родине" просто выдающиеся. Да, вместо Москвы и Сергиева-Посада (ха!) в сериале, разумеется, виды Будапешта, но вот с пониманием характеров и знанием российских политических реалий у авторов нет никаких проблем.

В первую очередь благодаря главному русскому злодею сериала - офицеру ГРУ Евгению Громову в исполнении обаятельного Кости Ронина.

Сцена, когда два ЦРУшника высказывают ему претензии по поводу операции в США и погибших мирных американских граждан, а в ответ Громов заряжает речь на пять минут «вы грубо вмешиваетесь в дела моей страны уже двадцать лет» - это самое аутентичное представление современной российской «власти» в американском кино лет за двадцать. Дословная экранизация старого советского анекдота «проклятые Соединенные штаты вмешиваются во внутренние дела Советского союза по всему миру». В речи Громова есть Югославия, Косово, Сирия, Ливия и Ирак, а Россия не упомянута ни разу. То есть как будто с выступления Марии Захаровой писали. И вот это обстоятельство – ошибаются в деталях, но зато угадывают главное – меня с сериалом очень примиряют. Также как и сцена, где русский гэбист, хранящий деньги на проклятом Западе, вдруг выясняет, что денег больше нет… как Бжезинский точно говорил на этот счет: «Я не вижу ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит $500 млрд., принадлежащих российской элите. Вы ещё разберитесь, чья это элита — ваша или уже наша».

Но главное, пожалуй, в другом. Несмотря на общий пафос – русские вмешиваются в американские выборы, демократия под угрозой, русские противостоят Америке в Афганистане – все равно в сериале нет идеализированных американцев и демонизированных русский. Громов - выдающийся персонаж: красавец, героей, мега-профессионал, обыгравший ЦРУ на их же территории. Более того – авторы делают его по-своему хорошим и благородным человеком, особенно в финале сериала.

И в этом смысле «Родина» - это современный качественный шпионский роман, описывающий вселенную, в которой нет героев и злодеев, а есть две разнонаправленные системы, в рамках которых существуют и меркантильные циники, и омерзительные политики, и честные отважные идеалисты.

Чернобыль.

-9

Про сериал "Чернобыль" написано уже множество текстов, как качественных, так и совершенно безумных и якобы "патриотических": несколько недель после премьеры сериала на HBO создавалось ощущение, что вся мощь государственной пропаганды была брошена на то, чтобы "разоблачить" сериал и "дать достойный ответ проклятым заокеанским пропагандистам, которые решили наш мирный атом опозорить". Смысл этого массового психоза мне непонятен до сих пор, потому что в истории телевидения не было и, полагаю, еще долго не будет настолько искреннего и точного сериала о способности русских людей на подвиг и самопожертвование.

На самом деле, конечно, в "Чернобыле" Крейга Мейзина можно найти множество неточностей и исторических несостыковок. Но совершенно непонятно зачем тратить на это время и душевные силы: при всех мелких косяках и недочетах, "Чернобыль" - это рассказ о героических людях, которые в эпоху тотальной и абсолютной лжи, приложили максимум усилий, чтобы спасти людей. Пусть даже ценой собственной жизни.

В первый, и, вероятно, последний раз весь без преувеличения мир сопереживал не американскому или британскому герою, а двум русским: ученому и советскому бюрократу. До "Чернобыля" невозможно было бы даже представить себе чтобы советский партийный работник вдруг стал героем мировой популярной культуры. После финала "Игры престолов", который неожиданно разочаровал многих фанатов, в англоязычном мире появилась остроумная шутка о том, что "все разочарованные родители, назвавшие своих дочерей Кхалиси, срочно переименовывают их в профессора Легасова".

К сожалению, тоскующие по совку сограждане не заметили этих достоинств сериала и сконцентрировали на нем свою ненависть: еще бы, ведь так наглядно, талантливо и страшно отвратительные качества советской власти нам давно не показывали. "Чернобыль" - это предельно точный рассказ о системе, в которой всё построено на лжи. Но как бы ни была чудовищна эта система, говорят авторы, люди даже в таких условиях могут оставаться людьми, способными на героизм.

***

Опыт последних десяти лет показывает, что, с одной стороны, из-за политических причин в популярную мировую культуру опять вернулся образ "русского злодея". Это грустно, но понятно. С другой стороны, и это важное и принципиальное отличие, сериальная культура развивается в сторону усложнения, а не упрощения. Да, есть примеры чудовищные - недавний мини-сериал "Правила Коми" показывает русских героев просто оскорбительно. Или примеры смешные - нелепые смешные русские злодеи из очень развлекательного сериала "Убивая Еву", который кроме всего прочего абсолютный чемпион по самой дикой клюкве в локациях. Но глобально, русские герои на малом экране стали сложнее, интереснее и человечнее, чем когда бы то ни было.

***

Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал "Запасаемся попкорном" - подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.