7-го ноября я получил несколько ностальгических открыток и роликов по поводу забытого праздника "Великой Октябрьской Социалистической Революции". В них о том, как хорошо мы жили. "Чего ж нам, козлам, не хватало, какая пропала страна!"
Страна, конечно, была мощная. Но держалась она на страхе. На бытовом уровне, это может быть не ощущалось. Мы в этом выросли. Но ушел страх, и страна рухнула.
На самом деле жили мы плохо. Мы жили в стране, в которой от нас ничего не зависело, мы ничего не решали. За нас принимало решения такое родное ЦК. Мы только дружно голосовали "за".
Экономика буксовала, качество товаров было низким. И были они далеко не везде и не всегда. В среднем райцентре в магазинах ни мяса, ни колбасы, ни сыра не видели десятилетиями. А там, где эти продукты появлялись, их дележ определяли "связи".
Экономика была органически дефицитной. Дефицит не покупали, а "доставали".
Система была органически лживой. Конституция гарантировала свободу слова, митингов, демонстраций. Но когда меня угораздило в школе ляпнуть про свободу слова, в школу вызвали отца. После визита отец на истерике не менее получаса орал, что я хочу, чтобы всю семью посадили.
Отец прошел войну, немецкие и советские лагеря. Он знал, что такое свобода слова по-советски. Знали это по-видимому и в школе.
А еще были такие науки - политэкономия социализма, научный коммунизм. В них говорилось о неких объективных законах социалистического развития.
Позже выяснилось: никаких объективных законов социализма и коммунизма не существует. Если бы они существовали, не было бы возврата к капитализму.
А сама наука существовала для придания наукообразного вида партийному курсу и пропаганде. Но тысячи "ученых" "развивали" и преподавали это враньё, получали за это приличную зарплату, защищали диссертации.
На эту наукообразность и пропаганду многие, включая автора, клевали, и искренне верили, что социализм - самый справедливый, самый демократичный и т.д. и т.п. строй.
В системе пропаганды многие знали, что врут. Знали, как надо врать, чтобы сделать карьеру. Но принимали это как естественные правила игры. Маяковский, Фадеев, когда поняли свою роль в системе пропаганды, покончили счеты с жизнью. Великими редко становятся лицемеры. Скольких честных людей тогда просто уничтожили - обратитесь в "Мемориал".
Мы по этому поводу не очень-то страдали. Мы гордились достижениями, реальными и дутыми, которые страна имела не по нашей воле, но за наш счет.
Мы вросли в систему, в которой у нас не было прав, но были социальные гарантии. Эта система была для нас близка и понятна.
Мы научились с выгодой использовать ее идиотизмы. Мы становились успешными, лицемеря или веря в несуществующие истины.
Но главное, мы были молоды, у нас был большой запас оптимизма и пофигизма, мы не знали другой жизни, кроме той. И это единственное, по чему стоит поностальгировать.
Систему сгубила зависть и открытость! Пока на Запад никто не ездил, пропаганда работала. Но по мере возникновения дыр в "железном занавесе" зрело понимание, что наша жизнь в подметки не годится западной, и даже "демократы" из соцлагеря живут значительно лучше.
Но когда мы захотели сменить систему на западную, иметь такие же права, выбор, уровень жизни, оказалось, что мы к этому совершенно не готовы. С ценностями, впитанными с молоком матери, не так просто расстаться.
На референдуме в 91 г. Около 70% проголосовали за введение поста президента РСФСР, 71% - за сохранение Союза. Это значит, что почти половина одной рукой голосовала за, другой против. Психиатры назвали бы это шизофренией. Естественно, что этим воспользовались самые высокопоставленные прохвосты.
Мы хотели к советским социальным гарантиям и безответственности добавить западный уровень жизни и честные отношения. Мы хотели, что бы нас слушали, но не были готовы воевать за свои права.
Никто не понимал, что демократический строй держится на политической активности масс, осознающих свои интересы. В Союзе таковых не существовало. Общество не прошло обязательных этапов развития.
Результат - развал Союза, ярмарка дураков и мошенников. Вторых без первых не бывает. Часто те, кто считал себя вторыми, оказывались первыми. Но по мере возможностей и в разном качестве участвовали все! Мало кто готов это признать.
В тот же день, 7-го ноября была кульминация подсчета голосов на выборах в США. Я следит за тем, как подавали эти выборы наши и "не наши" каналы.
Когда Трамп заявлял, что у него крадут голоса, что идут массовые подтасовки, что он подает иски и требует пересчета, твиттер помечал такие сообщения как недостоверные. Американские и европейские СМИ показывали выступления представителей штатов, заявлявших, что это неправда, что все идет в соответствии с законом, под наблюдением представителей обеих партий. Кульминацией стало отключение основными каналами трансляции выступления Трампа с объяснением, что президент говорит неправду.
В общем, узурпация власти не прошла. Великий манипулятор обос-ся. Остановили его гражданская ответственность и честность американцев на всех уровнях. От избирательных комиссий до судей и прокуроров. Американское общество в очередной раз показало, что его на мякине не проведешь.
В то же время наши СМИ выдавали манипуляции Трампа за чистую монету. Подавалось нравоучительным тоном, дескать "вот до чего Америка докатилась". Понимание, как надо врать, чтобы это понравилось наверху, как в СССР. Кто у нас поклонник Трампа? Правильно.
Избирательные комиссии будут вбрасывать бюллетени за тех за кого прикажут. Местные власти будут включать в них наиболее "исполнительных" и материально зависимых, чтобы все "было под контролем".
Губернаторы якобы самоуправляемых членов федерации не забудут, что от результатов федерального голосования зависит их пребывание в должности. Судьи не забудут, кто их назначал, и от кого зависит их дальнейшая карьера. И далее по списку.
И никто не выйдет протестовать против фальсификаций. Просто потому то мы не только не привыкли защищать свои права, мы не замечаем, когда их урезают в думе. Мы не проверяем, что нам несут центральные каналы.
Я это к тому, что культуры демократии не существует. Пока нет культуры защиты прав, не будет реальной демократии.
Тоталитарный режим существенно снижает возможности научно-технического развития. "Мозги" предпочитают жить в цивилизации, предпочитают общества, которые защищают их права. В эти же страны вывозят семьи олигархи и чиновники. Осознание того, что там спокойнее, безопаснее и чище, характерно для многих успешных людей.
Разница между покидающими страну и возвращающимися назад по данным погранслужбы от 200 до 400 тысяч в год. Формально они еще "прописаны" в России. Но их здесь давно нет. Более 50% молодых людей мечтают "свалить" на Запад. Наверное, они что-то уже поняли в жизни. Остаются носители исторической рабско-деспотической традиции. Это очень плохо для выбора дальнейшего пути.
Каждый человек - творец собственной судьбы. От него и только от него зависят его успехи и провалы в жизни. Те, кто считает, что в их провалах виноват кто-то другой, обречены вечно топтать одни и те же грабли.
То же относится к народу. Разница в том, что народы живут дольше, и времени на "созревание" у них больше. Но осознание ответственности за свою жизнь служит основным стимулом к развитию.