Найти тему

Почему железнодорожный комплекс с безобидным названием «Молодец» вызывал трепет у американцев

Оглавление

Во времена холодной войны в Советском союзе появились «ракетные поезда». Эти составы считались одним из самых страшных видов оружия. Особое беспокойство у американцев вызвал комплекс «Молодец», поскольку он представлял для них серьезную угрозу.

Что представлял собой поезд-призрак РТ-23 УТТХ «Молодец»

Источник фото scbist.com
Источник фото scbist.com

Обычный на вид железнодорожный состав включал в себя пусковую установку и межконтинентальную баллистическую ракету с ядерными боеголовками. Он был способен оперативно отреагировать на вражескую атаку, осуществить мгновенный запуск и уничтожить несколько больших городов или страну.

Для американцев этот комплекс был смертельной угрозой со знаком качества «Сделано в СССР». Его невозможно было обнаружить, чтобы нанести удар и вывести из строя.

Поезд оперативно менял дислокацию вплоть до 1000 км в сутки, запуск осуществлялся мгновенно с места его нахождения. Обладал самой современной навигационной системой.

Значительный вес комплекса (около 150 т) сильно нагружал ж/д полотно. От внешних факторов он все-таки не мог полностью защититься, хотя был бронированным.

Что с проектом сейчас

Источник фото fishki.net
Источник фото fishki.net

В 1991 в результате достигнутой договоренности о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) между М. С. Горбачевым и Дж. Бушем боевое патрулирование комплексов прекратилось.

Американцы смогли спокойно выдохнуть, так как против БЖРК у них не было никакой защиты. Боевые дежурства продолжались в районах дислокации, но не более чем на 20 км от этих мест.

После, в 1993, был подписан другой договор (СНВ-2) между Б. Ельциным и Дж. Бушем, согласно которому «Молодец» должен быть снят с вооружения и ликвидирован. В

период с 2003 по 2007 все поезда и установки подверглись утилизации на Брянском ракетном заводе за исключением 2-х единиц, которые установили в музеях в качестве экспонатов: один в Санкт-Петербурге, на территории бывшего Варшавского вокзала, другой — в Техническом музее АвтоВАЗа.

Наследие «Молодца»

Источник фото travelaviabilet.ru
Источник фото travelaviabilet.ru

В начале ХХI в. было принято решение восстановить производство БЖРК под названием «Баргузин». Внешне он должен быть похож на своего предшественника, мощь которого была больше, но все это компенсируется точностью ракет.

Его модернизировали: ракета стала вдвое легче (65-70 т), боекомплект увеличился с 3-х до 6-и изделий. Скорее всего, это будут «ЯРСы» с современной системой прорыва ПВО.

Только это уже будут не 12 поездов, а несколько десятков подобных составов. Их удар отразить просто невозможно.

В 2016 прошли бросковые испытания, но в 2017 проект пока заморозили из-за отсутствия финансирования.

В настоящее время начали говорить о возобновлении проекта, но недавно США вышли из договора о запрете ракет средней дальности. Теперь речь идет о возможном перевооружении БЖРК и установке на него РС-26 «Рубеж». Но пока это только слухи.