Возможно, термин «бессмертный» раздут. А в распространении этого понятия виноваты, как обычно, падкие на сенсации журналисты.
На самом деле учёные говорят не о бессмертии, а просто о воспроизводстве. Так называемое бессмертие известной медузы «Turritopsis nutricula» — вовсе не потенциальный медицинский прорыв, а не более чем биологическая странность. Итак, медуза «Turritopsis nutricula».
Прежде всего, она лишь потенциально бессмертна. На самом деле она не бессмертна, так как несчастные случаи и хищники являются точно такой же частью её жизни, как и человека. Некоторые предлагают использовать термин «неопределённая продолжительность жизни». У этой медузы есть три стадии жизни: личинка, полип и взрослая стадия.
На стадии полипа животное размножается бесполым путем, а на взрослой стадии — половым. В то время как большинство взрослых медуз несколько раз воспроизводятся половым путём, а затем умирают, медуза «Turritopsis nutricula» способна вернуться из взрослой стадии на стадию полипа при стрессе, что увеличивает её шансы на выживание.
В биологии это называется «обращением онтогенеза» или «обратным развитием». Это достигается за счёт трансдифференцировки при устранении «посредника» в виде стволовых клеток. Другими словами, её специализированные клетки напрямую трансформируются в другие типы специализированных клеток.
В случае «Turritopsis nutricula» это клетки поверхности колокола и системы кровообращения. Колокол и щупальца разрушаются, и начинает расти перисарк и столоны, как у питающихся полипов. Она оседает на морском дне и начинает расти как новая колония полипов, из которой появляются новые клоны оригинальной медузы.
Возможно, это единственное известное нам животное в природе, которое может переходить от взрослого типа клеток к менее зрелому типу. Большая часть трансдифференцировки происходит от одного взрослого типа клеток к другому взрослому типу клеток.
Учёным удалось воспроизвести этот процесс в искусственных условиях — с помощью резких колебаний температуры, опреснения воды, продолжительного голода животного, а также нанесения ему физических травм. Со слов исследователей, «это было… как бабочка, превращающаяся обратно в гусеницу».
Никто точно не знает, сколько раз медуза фактически может это проделать и как долго она вообще может жить. По некоторым сведениям, это явление никогда не наблюдалось в естественных условиях. Группа исследователей открыла этот цикл омоложения несколько десятилетий назад (в 1992 году) в лаборатории Джорджио Бавестрелло в Университете Лечче, Италия.
По словам самого Бавестрелло, когда он подготовил пресс-релиз для своего университета, профессор университета Федерико Ди Троккьо, который в то время работал с пресс-центром, решил не использовать технический жаргон. Вместо слов «обращение онтогенеза» и «трансдифференцировка» он использовал слово, которое сами учёные никогда бы не использовали: «бессмертие».
Это положило начало саге о «бессмертной медузе». Пресса сходила с ума по этому поводу, а учёных завалили просьбами об интервью, сначала из Италии, а затем со всего мира. Спустя десятки лет безумие из-за «бессмертных медуз» ещё не закончилось, и это явление упоминалось везде, от телесериалов до научных ежегодников...
Эта медуза не бессмертна в том смысле, что она может сохранить информацию, содержащуюся в нервной системе. Она должна полностью обновить структуру своей исходной клетки, эффективно уничтожив значительный объём информации, которая там была.
Есть и другие «бессмертные» животные, включая лобстеров и черепах. У этих животных есть клетки, у которых нет ограничений на размножение. Большинство из них в конечном итоге умирают от травм, болезней или из-за того, что не могут поддерживать свои способности. Логично предположить, что последнее само по себе может считаться «возрастным заболеванием».
По материалам публикации (англ.).