Речь в статье пойдет вовсе не о пластиковой посуде или средствах гигиены, а в целом о ГОСТах и качестве производимых товаров. Настало время открыть глаза на некоторые вещи. Вектор качества товаров в разрезе последних десятилетий резко поменял направление, теперь он направлен строго вниз. Причастные скажут, что они ни в чем не виноваты, это неконтролируемая «гравитация экономики» тянет качество вниз. Что это необходимо для роста экономических показателей и вообще «Вы же не хотите лишиться своей работы?». Постойте, а при чем тут мы? Давайте разбираться.
Вы сталкивались с тем, что вся техника в доме выходит из строя примерно в гарантийные сроки, которые обычно крайне малы? Когда-нибудь возникало ощущение, что вынуждены покупать новый смартфон, потому что становится все более медленным, а новые программы или обновленные старые уже не работают должным образом? Почему дешевле купить новый телевизор, цифровой мультиметр, а не чинить одну крошечную деталь?
Вспомните прабабушек : в их детстве многие вещи переходили по наследству от их матери. Десятилетия службы самотканых тканей, кадушек для засолки капусты, деревянных ведер, самодельных топоров, чугунных изделий, швейных машин, часов, музыкальных шкатулок. Почему же в наши дни все служит буквально пару лет? Решив подробнее изучить эту тему, я узнал немало интересных фактов.
Если ваша интуиция чует хитрость, вы абсолютно правы. Вас разыгрывают маркетинговые приемы, которые сейчас активно применяются. И правда в том, что сегодня товары уже не такие качественные как раньше по множеству причин:
1. Появление мега-монополий
2. Высокий спрос, но слабая конкуренция
3. Рост стоимости сырья
4. Повышение валютных курсов и налоговых тарифов
5. Заманчивые прибыли от дешевых оффшорных производителей
6. Нехватка опытных ремесленников
7. Более низкие моральные стандарты в бизнесе
8. Более слабая трудовая этика
9. Более короткие жизненные циклы изделия сулят большую прибыль
Так что не сетуйте на пожилых ворчунов, которые возмущаются, что “вещи уже не такие качественные, как раньше".
Все мы знаем, что в их время было много всего плохого: более низкая продолжительность жизни из-за слаборазвитой системы здравоохранения, небезопасные автомобили, более тяжелые условия труда и прочее. Тем не менее, многие продукты упали намного ниже номинала со времен наших дедов.
В магазине можно купить действительно качественную вещь?
Знаете ли вы, что многие товары, которые вы используете, на самом деле спроектированы так, чтобы преждевременно изнашиваться? Знаете ли вы, что некоторые даже запрограммированы на поломку? Покупатели стали жертвой так называемого “запланированного устаревания". Не стоит питать иллюзий и надеяться приобрести на полках магазинов прибор, оборудование, гаджет, транспорт, одежду, обувь, которые послужат длительный срок. Уже много лет действует договоренность всех крупных производителей о намеренном ограничении сроков службы товаров. Как оказалось, для этого даже существуют:
- специальные термины - планируемое устаревание, запланированный износ,
- специальные люди в команде – инженеры, которые рассчитывают сроки и предусматривают варианты влияния на срок службы создаваемого ими товара.
Зачем это? Чтобы товары постоянно продавались, чтобы люди работали на заводах, чтобы компании получали доход, нужно, чтобы товар служил мало и быстро нуждался в замене.
Когда началась эпоха запланированного износа?
«Лампочка»
Еще в 1920-х годах некоторые “творческие мыслители” из ряда компаний по производству лампочек собрались вместе, чтобы решить проблему. Их лампочки работали слишком долго, и им нужны были новые клиенты. Только представьте себе! Так начался скользкий путь “запланированного устаревания”. Началом регулирования жизненного цикла товаров принято считать 1924 год. В этом году картелью лидирующих производителей Европы было введено первое ограничение: лампочка Эддисона, которая на тот момент могла служить более 2500 часов, стороны сошлись на том, чтобы перепроектировать свои лампочки таким образом, чтобы они сгорели не более чем через 1000 часов.
«Редизайн»
1923 год, Chevrolet: один из первых примеров обновления модельного ряда. Примерно в то же время автопроизводители в значительной степени насытили рынок новыми моделями, и продажи падали. Шевроле решила позаимствовать тактику у велосипедной индустрии и вернуть клиентов, предложив «редизайн» модельного ряда. Внезапно бизнес снова стал процветать.
Что тут такого спросите вы? Дело в том, что это не был полноценный редизайн (рестайлинг). Это была точно такая же машина с несколькими различными изгибами в листовом металле. Производителю удалось психологически убедить потребителей, что их старый автомобиль устарел.
Следующим шагом в этом направлении стала маркировка моделей машин по годам по распоряжению Альфреда Слоуна - главы General Motors.
Окончательно направление на планируемое устаревание было принято за основу развития бизнеса по всему миру в 1932 году. Бернард Лондон, магнат в сфере недвижимости, предложил именно такой вариант выхода из знаменитой депрессии, когда множество людей оказалось в нищете. Конечно, в широкие массы это решение не было озвучено – как можно признаться в презрении к покупателям ради выгоды компаний? Однако многие компании еще держались за качество, за уважение к клиенту из этических побуждений, и только в послевоенный период вместе с технологической революцией произошел массовый переход на производство товаров с планируемым износом. Это означало, что после окончания гарантийного периода ремонт вышедшей из строя вещи был либо невозможным, либо экономически нецелесообразным – дешевле было приобрести новый товар, чем отремонтировать старый.
Эдвард Бенейс пошел дальше: он изменил маркетинг и связал его с эмоциями, настроениями в обществе, сиюминутной модой, стимулируя целевую аудиторию приобретать товары нерационально – без учета срока службы.
С начала 21 века все товарные группы создаются в рамках данной концепции. Исключение составляют единичные премиальные бренды, которые сохраняют ремонтопригодность (пример – часы Оmega, автомобили Jaguar, мотоциклы Harley Davidson.
Запланированное устаревание лучше всего достигается путем тонкого убеждения потребителей в том, что “нормальный” срок службы продукта на самом деле короче, чем он есть на самом деле. Теоретически это означает более высокий процент возвращающихся клиентов.
Запланированное устаревание стало вирусным на рынке, и его инфекция идет гораздо глубже, чем многие думают. С тех пор мало что изменилось. Посмотрите на толпы покупателей возле магазина Apple, в день выхода нового iPhone. В 90% случаев вы получаете тоже самое, только в новой оболочке.
Способы реализации запланированного износа
Наиболее известные:
- Использование некачественных материалов в определённых местах, подверженных износу в определенный срок. Например, подшипников с электрохимической коррозией в стиральных машинах. Причем замена их происходит только в комплекте с заменой барабана, а в сумме с работами это дороже покупки новой техники.
- Невозможность ремонта, когда детали в случае их выхода из строя невозможно извлечь и заменить (несъемные аккумуляторы, неразборные элементы смартфонов).
- Внешнее устаревание, когда технический прогресс диктует внешний вид, функции устройства (пример, кнопочные телефоны без 4G, малопроизводительные процессоры, новые функции камеры и т.п.).
- Системное устаревание, когда компании перестают осуществлять техническую поддержку необходимых для техники программ.
- Запрограммированное устаревание, когда блокировка устройства производится намеренно в определённый период (картриджи струйных принтеров с чипом, блокировка зарядки аккумулятора).
Знали ли вы, что WAG в определенный момент увеличил зазоры в клапанах своих двигателей для новых моделей? Ибо двигатели предшественники были слишком качественные и долговечные. Механики знают, чем это чревато. Мы с вами уже вряд ли увидим на новых автомобилях двигатели-миллионники, которые стояли скажем на Mercedes-Benz 200-280E W123 (1976-1985 гг.).
Но раз все так плохо, то почему мы покупаем всё это? Существует значительное число потребителей, просыпающихся и говорящих: “мы не собирались покупать это!” Но как же так вышло?
Семь общих причин по которым производители идут на сделку с совестью, и осознанно снижают свои стандарты качества:
1. Монополии
Да, скажу сразу, в нашей стране как и во многих принят и работает антимонопольный закон. И казалось бы вопрос исчерпан. Нет повода для дискуссии. Как бы не так. Дело в том, что этот закон работает только в одну сторону и никак не ограничивает самого главного монополиста – государство и государственные предприятия. Под их крыло обычно уходят самые «жирные» и лакомые объекты экономики. Если тут все более-менее прозрачно: хочешь бери хочешь не бери. То с частным сектором экономики все куда сложнее. Дело вот в чем: часто то, что кажется большой конкуренцией, на самом деле просто куча дочерних компаний, принадлежащих одному или двум огромным конгломератам. Им очень легко загнать рынки в угол и манипулировать ценами, услугами и качеством. Иногда это действительно разные предприятия, не имеющие никакой юридической связи. Но и тут есть лазейки – предварительный сговор. Ну или договоренности, если мягко выразиться. Самый явный пример – это интернет провайдеры и мобильные операторы. Касается это практически любой страны. И что удивительно, цены на эти услуги куда выше в западных странах, чем на постсоветском пространстве. При чем многократно. Тут можно сказать, что нам повезло. Если конечно не углубляться в суть. Вообще монополии обычно означают «некачественные» продукты и услуги. Не всегда, но в большинстве случаев.
2. Высокий спрос, но слабая конкуренция
Даже когда есть другие предприятия, обслуживающие рынок, качество продукции может оставаться низким, потому что сами компании толстые и ленивые. Они становятся такими, когда есть более чем достаточный спрос, чтобы обойтись без гонки за качество и снижения цен.
Японцы появились в Америке со своими высококачественными компактными Тойотами и Хондами и испортили вечеринку для американских автопроизводителей. Инженеры Ford и GM внезапно перестали появляться на работе в «пижамах». Теперь им действительно пришлось работать, чтобы удержаться на ногах.
3. Рост стоимости сырья
Ну тут чистая экономика и в некоторых случаях даже политика. Например, нефть дорожает в разы, когда консервируют месторождения – это политика. Крупа дорожает из-за неурожая – это экономика. Но далеко не всегда «неурожай» зависит от природных и погодных условий. Часто это спланировано. Ведь велик соблазн получить больше, вложив меньше. Алчность и такого рода «игры» приводят к росту цен на сырье.
4. Обменные курсы и более низкая покупательная способность.
Когда Китайский юань укрепляется по отношению к доллару США, аутсорсеры стремятся извлечь выгоду, покупая продукты с пониженным рейтингом.
Дело не в том, что Китай не может производить качественную продукцию, а в том, что существует непреодолимое желание аутсорсеров получить более высокую прибыль, понизив свои стандарты еще немного.
Так и выходит, что магнаты покупают дерьмо контейнерами, отправляют его в Америку, Европу, страны СНГ, делая на этом хорошие деньги. Эта возможность слишком соблазнительна для многих компаний, чтобы ее упустить.
5. Контроль качества слишком дорого обходится предприятию.
Более высокое качество продукции означает более квалифицированную подготовку рабочих, более медленное производство, большее количество персонала и более высокие затраты, связанные с устранением дефектов.
6. Нехватка опытных работников
Средний выпускник колледжа сегодня будет иметь 12-15 рабочих мест в своей жизни. День работы на всю жизнь закончился. Рабочие не могут совершенствовать свое ремесло в одном месте в течение 40 лет. Это оказывает огромное влияние на качество. Раньше пожизненным мастерам платили очень мало. Теперь они на вес золота.
7. Разрушение моральных норм и принципов
Мир ускорился и в гонке производительности многие отступают от установленных норм, порой даже переступая через собственные принципы. Все это разумеется для сиюминутной выгоды.
8. Более слабая трудовая этика
Я знаю, что это широкое обобщение, но этому поколению (особенно на Западе) не хватает терпения и выносливости, которые были у наших дедов, переживших суровые экономические кризисы и Вторую мировую войну. Эта выносливость переводится в оценку долговечности и качества.
9. Короткие циклы «жизни» товара или запланированное устаревание
Что вообще такое запланированное устаревание? Плановое устаревание - это просто причудливые разговоры экономистов о широко распространенной теневой практике фактического проектирования продукта, который должен устареть или сломаться через определенное время. Это, разумеется, незаконно во многих странах мира, но такова реальность.
Таким образом мы имеем систему, которая нацелена не на качество, а на количество. И, к сожалению, пройдет еще много веков, пока она себя изживет. В следующей статье я расскажу вам, как производителей ловили за руку на их лжи. Громкие истории разоблачения и к чему это привело.
Как можно приобрести действительно качественный товар?
На сегодняшний день – только создать его с нуля, заказав его разработку у опытного инженера, а производство – в небольшой частной мастерской, не ориентированной на массовое регулярное производство.
Это особенно важно для небольших бизнесов, планирующих развиваться, а не тратить вновь и вновь на замену некачественного производственного оборудования. Легче один раз заплатить немного больше, но выбрать только лучшее и надежное, причем спроектированное полностью под свои задачи.