Назначение инженера Иванова В.А., автора этих воспоминаний, начальником цеха 2А произошло в начале третьего года его работы на заводе. Приказ директора завода № 96 от 29.01.1953 года извещал: «Начальника производства 2, Иванова Виталия Александровича, перевести из цеха 2 в цех 2А и назначить начальником цеха 2А». Новый цех 2А строился по решению Минхимпрома, с вводом в эксплуатацию в августе 1953 года. При этом месяц декабрь 1953 г. уже был обременен плановым заданием по производству гексафторида урана (подготовка урана для последующей переработки).
Проект цеха 2А выполнил ГСПИ-3. Проектировщики приняли исчерпывающие меры по ликвидации узких мест действующего производства. Сделана удобная расстановка основного оборудования. Полная механизация погрузочно-разгрузочных работ. Собственные хим. лаборатория, холодильное отделение и бытовые помещения. Изолированные помещения для работы с отходами производства и «грязным» металлом.
Строительно-монтажные работы выполняла подрядная организация КЧУС. Главная рабочая сила этой организации – заключенные. Куратором от ОКСа завода был опытный специалист - Шильников В.А. Он быстро ввел в курс дела начальника цеха 2А Иванова В.А. и хорошо помогал ему. По ходу работ имелся график, который жестко соблюдался.
В финансовых делах главный бухгалтер Быченко П.Х., рассматривая сложные ситуации ни разу не сказал слово «нельзя», а искал и находил приемлемые решения. Работы не останавливались, строительство шло в нужном темпе.
Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 года потрясла всю страну и изрядно потрепала строительство цеха 2А.
Заключенные, работавшие в цехе, получили свободу по амнистии и все работы встали сами собой. В цехе воцарилась мертвая тишина, изредка нарушаемая всполохом и щебетом воробьев. Управление строительства пребывало в шоке, а администрация завода в заботах, срок пуска цеха 2А никто не отменял.
Возникшая пауза показалась мне, Иванову В.А. самым подходящим временем сходить в очередной отпуск. Дирекция дала на это согласие. Когда «вертушкой» я прибыл на станцию «Бумкомбинат», она напоминала растревоженный муравейник. Множество людей, в ватниках, с вещмешками, находилось в движении, люди собирались стайками и стайки быстро распадались. Освободившиеся искали земляков и попутчиков. Отпускник среди них оказался единственным посетителем в гражданской одежде и с чемоданом, как «белая ворона». Люди бросали цепкие взгляды, то ли на «ворону», то ли на чемодан, но предложения облегчить ношу не поступали. Эффект внезапно дарованной свободы присутствовал в их поведении. «Холодное лето 1953 года» будет впереди.
С амнистией мы потеряли более одного месяца, когда до сдачи объекта их оставалось пять. Строителям удалось сконцентрировать свои силы и закончить объект в срок. Государственная комиссия приняла цех 2а с оценкой «хорошо» 23 июля 1953 г. В этот день, при выводе из цеха 2а большой колонны заключенных, по случаю завершения работ на марше состоялся торжественный митинг. Колонну остановили возле пожарного депо и приказали сесть на обочине, чтобы не разбежались. К заключенным с проникновенной речью обратился начальник Управления строительства А.П. Трегубов. Он сказал, что они хорошо поработали, выполнили важное государственное задание в срок и заслужили слова благодарности за свой труд. Это было обращение к людям, это был разговор с людьми. Затем колонне подали команду «Встать, вперед шагом марш!». Надо полагать, что банкета по случаю сдачи объекта в срок у них не было. После ухода заключенных персонал цеха 2а приступил к выполнению предпусковых работ.
Виталий Александрович Иванов на демонстрации 1 мая.
Среди сдающих и принимающих были два цеховых начальника. Начальник цеха 2 Гуськов А.М., с месячным стажем работы в этой должности, он обеспечивал снабжение нового цеха 2А фтором, а также временное снабжение холодом до пуска своей холодильной установки цеха 2А. И начальник пускового цеха 2А Иванов В.А., со стажем работы в новом цехе около полугода, на завершении строительства цеха 2А и подготовки его к пуску. Каждый руководитель этих цехов имел свое отдельное назначение и задачи, поставленные руководством завода. Новый цех, которому отводилось значимое место в удвоении выпуска гексафторида урана (ГФУ) заводом, был принят Государственной комиссией с оценкой «Хорошо». Главная задача приемочной комиссии – оценка выполненных работ в соответствии с проектом и нормативами безопасности обслуживающего персонала. Глава администрации – глава комиссии, а руководители производственных и контролирующих подразделений соответствуют членам комиссии.
Этот эпизод упоминает автор книги «Завод у двуречья» В.В.Уткин, допуская некоторые неточности: «Корпус 2А возглавил В.А. Иванов, его подразделение включили в состав цеха 2.» (книга 2, стр.71). Объединение двух цехов в одну упряжку Минхимпром не предусматривал. Такого предложения не поступало и от руководства завода. Это были отдельные цеха.
Также в книге указано: «Корпус 2А строился по образцу и подобию основного цеха 2, с учетом усовершенствований второго производства». Цех 2А строился по абсолютно новому проекту ГСПИ-3. Проектировщики приняли исчерпывающие меры по ликвидации узких мест действующего производства, о чем уже упоминалось выше.
Ну и конечно, трудно согласиться с утверждением автора: «Строительство корпуса 2А шло довольно оперативно» (стр. 71). 5 марта 1953 г не стало главы нашего государства И.В.Сталина. В стране объявлена амнистия заключенных. Полтора месяца цех 2А стоял без рабочих. Чрезвычайное напряжение потребовалось строителям, чтобы уложиться в срок по предъявлению цеха 2А приемочной комиссии. В дальнейшем пришлось урезать пусковые графики. Об этом нельзя не упомянуть. А сколько времени утрачено, потеряно в производстве фторсополимеров по причине следующей амнистии заключенных в 1960-1961 годах!
1953 год сложился удачно для инженеров нашей «пятерки» (см. главу «Химики из Казани»). В марте 1953 г в цехе 76 начальник смены М.С. Дяминов был повышен в должности и назначен технологом цеха 76. В июне начальник цеха 2 Хлопков А.И. был переведен в строящийся цех 93 и назначен начальником этого цеха. Технолог цеха 2 Гуськов А.М. занял освободившееся место начальника цеха 2, а на должность технолога цеха 2 была назначена Л.Г. Левиан.
А.И. Хлопков за годы работы в цехе 2 много сделал для развития и стабилизации цеха. Опыт офицера-фронтовика, участника сражений под Прохоровкой, помог ему быстро утвердиться в цехе ведущим специалистом. А.И. Хлопоков оставил после себя, сменившему его Гуськову А.М., полностью укомплектованный кадрами, хорошо отлаженный, работоспособный цех.
Из воспоминаний В.А. Иванова, г. Кирово-Чепецк