Найти тему
Из России с любовью

Выгнали из киностудии, лишили партбилета и запретили фильм на 20 лет. За что "Комиссар" был запрещен в СССР более 20 лет

Комиссар или мать? Сложный выбор главной героини
Комиссар или мать? Сложный выбор главной героини

"Комиссар" был первым и последним фильмом режиссера Александра Аскольдова снятым в 1967 году. Из за него он был уволен с киностудии с пометкой "профнепригоден", исключен из партии, снятый же фильм не был показан никому до 1988 года. Сергей Аполлинариевич Герасимов должен был смыть все негативы фильма, но нарушил это требование. В результате фильм нашли в его сейфе в 1985 году. Но время уже было другое и "рукописи" никто не сжигал (почти).

Но неужели фильм был настолько плох или дело в цензуре? В 1988 году фильм все же увидел свет. Даже был удостоен специального приза жюри "Серебряный Берлинский Медведь" XXXVIII на международном кинофестивале в Западном Берлине. (после фильм получил еще множество наград).

Чтобы было понятно о чем речь: по сюжету женщина-комиссар Клавдия Вавилова становится матерью. Это обстоятельство сильно подтачивает ее решимость в борьбе с врагами революции. В результате, чтобы "не терять хватки" она бросает ребенка и уходит догонять полк.

Фильм не соответствовал генеральной линии партии того времени и представлениям о Гражданской. Его обвинили в дегероизации участников Гражданской со стороны красных. Якобы они такие бессердечные. Режиссер обивал пороги прокуратуры, судов, просил пересмотреть решение. Все было тщетно.

"Дело революции" оказывается важнее материнства
"Дело революции" оказывается важнее материнства

В целом же в фильме нет ничего страшного. Там скорее показан сложный выбор простых людей и фанатичная преданность некоторых идее. Настолько сильная преданность, что она оказывается сильнее всего на свете. Сильнее даже любви к своему ребенку. Видимо это и показалось комиссии неприемлемым. Им хотелось видеть героев, а не фанатиков.

Страна советов нуждалась в героизации утаивая все неприятные моменты. Именно поэтому был репрессирован автор повести "Щепка" - Зазубрин (по повести сняли фильм Чекист"). Но ведь именно эта "лощеность" советских картин потом и вызвала неприятие у рядового зрителя, которому стали нравится белогвардейцы в фильмах. Взять того же поручика Бруснецова (Владимир Высоцкий). Или поручик Перов, который пел песню "Русское поле" с тоской о Родине.

В общем замалчивание неудобных моментов, а уж тем более запрет фильмов - очень плохая тактика.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.