Перебравшись через речку по стволу поваленного дерева, мы очутились у подножья обрывистого склона. Оголённый массив песчаника был испещрён отверстиями. В некоторых из них гнездились ласточки.
Над камнями потрудилась не только природа, но и люди - многочисленные надписи, покрывали плоские поверхности.
Однако, предметом нашего интереса были вовсе не выходы песчаника, и тем более не «наскальная живопись». Мы пришли сюда в поисках подземного монастыря.
Сперва отыскали небольшой грот.
И пещеру, обозначенную как «отшельническая келья».
Келья оказалась совсем небольшой: длиной 5-6 метров и шириной около 3-х. А высота едва достигала 1,5 метров. Очень уж тесные условия для подвижничества.
Да и вход узковат.
Но где же монастырь? Вход должен быть где-то поблизости… Прошли ниже по течению реки, тщательно осматривая каждый массив обнажённого песчаника.
По пути приметили барсучью нору. Вроде бы нора и нора. Только у входа очень уж натоптано, и сверху лежит металлический лист.
На всякий случай сверяюсь с навигатором и понимаю, что это и есть вход в Араповский подземный монастырь. Мы настолько очаровались своими ожиданиями, что едва не проворонили столь невзрачный залаз.
Слева от входа нашли любезно оставленную кем-то карту, прижатую цементной табличкой «стена песков».
В прочем, у нас уже была такая карта. И даже в цвете.
На карте серым цветом отмечена часть пещер, которые не сохранились до нашего времени. Причина их исчезновения точно не установлена. Одни источники утверждают, что эту часть уничтожили по приказу Тульской духовной консистории в 1856-м году. Другие указывают на природные процессы – оползни и постепенный размыв берега. Второй вариант выглядит вполне правдоподобным. Ведь пещеры вырублены в мягком песчанике, который по своим свойствам скорее ближе к очень плотным пескам, чем к скальному грунту. Также тут может иметь место совокупность указанных факторов.
И раз уж речь зашла о происхождении подземного монастыря, то совершим краткий экскурс в его историю.
Существует несколько версий. По одной из них, люди в системе жили ещё в каменном веке. По другой – пещеры были частью оборонительной системы крепости, расположенной на месте села Гремячее в 15-16 веках. Но никаких доказательств в пользу этих двух версий нет.
А вот версия о культовом назначении пещер вполне правдоподобна и обоснована. В Тульском областном архиве найден документ - “Дело об уничтожении пещер, вырытых близ деревни Тетяковки Венёвского уезда казенными крестьянами для уединения и богомолия”, начатое Тульской духовной консисторией 20 сентября 1855 года и оконченное 12 сентября 1856 года. Также в “Тульских епархиальных ведомостях” за 1894 год была опубликована статья А. И. Миловидова “Село Гремячее и гремячевская церковь до Петра Великого”, в которой упоминается подземный монастырь.
В 1849 году инициатором работ стал крестьянин Яков Павлов. Он задумал создать аналог Киево-Печерской лавры. Многим односельчанам из Староказачьей слободы села Гремячее столь амбициозная идея пришлась по душе, и они поддержали Якова.
Местное духовенство, узнав о подземных молебнах, не пожелало иметь такую конкуренцию. Посему было проведено расследование и по его результатам 12-го марта 1856 года вышел приказ Тульской духовной консистории о запрете на посещение пещер и об их уничтожении.
Являлся ли Араповский монастырь пристанищем секты «хлыстов» (фанаты БДСМ-вечеринок) - вопрос открытый. С одной стороны, в то время в Российской Империи стали множиться различные псевдо-христианские течения, которые оказывали деструктивное влияние на своих адептов. И с ними следовало бороться решительно и без проволочек.
С другой - отток прихожан негативно сказывался на доходах и авторитете местных священнослужителей. Да и вряд ли Яков получил от них благословение на организацию монастыря. Что тоже являлось серьёзным основанием для закрытия подобного проекта.
Честно говоря, когда мы оказались внутри, у меня возникла куча вопросов о том, как эту систему ходов могли использовать в качестве монастыря. Где спали? Где продуктовый склад? Отхожее место? Дегазационная камера, дизель-генератор и медицинский блок? Стоп! Кажется, увлёкся…
Итак, лезем. Проползя несколько метров на корячках, мы смогли встать в полный рост. Высота коридоров в подземном монастыре около 2-х метров, а ширина около 1 метра. Не то, что в Силикатах…
Проходим перекрёстки.
И добираемся до места, помеченного на карте как «обвальный конус». Ход здесь идёт вниз, но замыт песком. Вероятно, там и находилась основная часть подземного монастыря. Потому что доступные на сегодняшний день гроты хотя и имеют обозначения «Церковь» и «кельи», но мало им соответствуют из-за своих скромных габаритов.
В боковой нише находим записку с пожеланием: «Хочу, чтобы ко мне вернулась удача!»
Решаем обследовать правую часть пещер. Она расположена чуть ниже основного коридора и местами подтоплена.
Тут расположены маленькие гроты, в которых можно разве что присесть, но уж никак не жить.
Южная часть системы (от точки «10» на карте), похоже, не была завершена до конца, т.к. высота ходов в ней от 1,5 метров и меньше (Низкий потолок! Силикаты, б…дь!).
В помещении «3» нашли выцветшие иконы, красную ленту и огарки свечей в нишах. Кто-то решил возродить старый культ?
Перемещаемся в левую часть системы.
В ней расположен грот под названием «Церковь» (на схеме «5»). В длину он около 6 метров, а в ширину – 2 метра. Свод грота находится на высоте около 4-х метров. Не понятно, как тут могли собираться прихожане и проводить службы (или оргии?), но для ночёвки этот грот уже вполне пригоден.
В гроте, отмеченном на карте цифрой «2», в стене обустроен выступ, вероятно служивший алтарём.
В общем, наши умы, избалованные видами огромных ЗКП и многокилометровыми штреками кавказских рудников, отказывались принять идею о том, что это место когда-то было монастырём. Малой его частью – да. Полноценной и самодостаточной системой – нет.
Но это лишь наше мнение, и оно нисколько не умаляет великолепия подземного сооружения! А вот следы некоторых посетителей портят это великолепие. Стены монастыря усеяны дебильными надписями современных питекантропов и местами покрыты обильной копотью.
В прочем, чему удивляться, если в Москве крушат объекты культурного наследия под площадки для «человейников»? Остаётся надеяться, что Араповский подземный монастырь хотя бы не начнёт разрушаться из-за чьих-нибудь досужих ручонок…
Спасибо за внимание, дорогой читатель!