С такой странной тактикой поведения я столкнулась ещё в детстве. В садике, когда одна девочка бесилась на меня, как мне казалось без причины. Но причина была – зависть. Я была младшей в группе и пользовалась на взгляд девочки особым вниманием со стороны детей и воспитателя. А ей хотелось особого внимания к себе, и она решила показать всем, что я плохая девочка. Она могла разбросать вещи в группе или порвать рисунки, схватить меня за волосы, бить и кричать, что я все испортила и бью её. Конечно, взрослые быстро вычислили этот трюк. Но это было детство.
Во взрослой жизни этим приемом пользуются взрослые, по-взрослому и вершат судьбы людей, коллективов, бизнесов. И тактика такого поведения очень эффективна и позволяет управлять толпой, добиваясь поставленной цели.
Провокаторы. В наше время – в пору цифровой техники, развитых социальных сетей, можно искалечить и просто уничтожить любого человека, судьбы людей. Отжать всё что нажито, непосильным трудом, особым изощренным путём рейдерства – информационной провокацией. Её используют сейчас повсеместно, но я хочу рассказать, как именно информационную провокацию используют в разрезе захвата бизнеса в ЖКХ. Лично столкнулась с таким видом провокации, в отношении группы компаний в сфере ЖКХ, имеющей одного учредителя.
Да, все знают, что в ЖКХ – одни воры, СМИ нас всех убедило в этом. Да, мы многие это видим ежедневно заходя в свой подъезд и т.д и т.п. Но кто-то ведь должен оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту нашего имущества в доме. Законодатель предоставил собственникам помещений выбор способа управления – управляющая организация, товарищество собственников недвижимости, жилищный кооператив, непосредственное управление, в конце концов. Но большинство из нас, по сложившимся стереотипам и устоявшемуся мировоззрению, считает, что все равно решат всё за нас.
Тихо сидим, каждый в своей квартирке, возмущаемся у себя на кухне или в вайберчате. Мы не позвоним в УК или аварийную службу или к Застройщику (в гарантийный срок) и не сообщим, что в подъезде капает вода из радиатора – они ж должны сами это видеть, не напишем на сайт государственной жилищной инспекции, мы никому не скажем, пока не рванет! Ну и так далее, это один из примеров жизни нашего собственника помещений.
Не мы такие – жизнь такая?!!!
И вот на фоне такой всеобщей отстраненности собственников помещений в доме, возникают битвы за то, что плохо лежит – плохо обслуживается, плохо защищено – не установлены границы.
Итак, схема. Найден объект желаний – многоквартирный дом, новостройка или просто в нормальном состоянии дом. Возможно жилой комплекс, тогда главное захватить один дом и в течение года-двух прибрать к рукам остальные. Заинтересованный конкурент ведет подбор недовольных и активных граждан. Выясняет их жизненную ситуацию, потребности. У кого-то проблемы с деньгами, кому-то нужно просто ремонт – дверь заменить, кто-то нуждается в работе лично или родственники и др. Очень хорошо подходят и декретницы, одинокие мамы, деловые мужчины, не любители напрягаться на работе, но желающие заработать, контингент из «любителей выпить», всё зависит от типа дома – вип, комфорт, эконом. Выясняются слабые стороны управляющей организации, персонала, порядок и качество обслуживания, собирается информация о руководителе, учредителях, их заинтересованности и участии в бизнес процессах. Иногда конкуренты вербуют персонал управляющей организации и тогда БИНГО, слиты все персональные данные, проведена работа с собственниками, протокол готов - ДОМ в «кармане» у конкурента, желание выполнено. Но так редко случается. Поэтому конкурент готов на всё и дет своим путем.
Собрав активистов, в один прекрасный день, это может быть даже собрание нынешней управляющей компании, приходит группа подготовленных людей с видеокамерами, айфонами, айпедами и не давая вставить ни слова представителям УК задают провокационные вопросы, на которые сами же и отвечают, заметьте, ведется запись видео. Работают профессионалы, т.е весь сценарий рассчитан на то, что специалисты УК не будут готовы ответить на вопросы провокаторов. Требуют впустить собственников в подвал или на крышу или в котельную, «ЗАБЫВАЯ сказать на видео» о том, что собственники, наделив управляющую организацию правом управлять общим имуществом, обязали её нести соответствующие обязанности и ответственность.
Управляющей компании запрещено предоставлять доступ посторонним лицам – не обслуживающим оборудование в места, где расположены инженерные системы (подвал) и места, в которые нужен даже допуск к работам (крыша), тем более котельная. За предоставление доступа посторонним в такие места и не дай Бог что с ними случиться несет ответственность лицо, предоставившее такой доступ – специалист управляющей компании. Собственники, не имеющие специального образования и допусков к работам, не являющиеся сотрудниками обслуживающей организации, не могут туда входить в любое время, когда им захотелось. Но об этом никто не скажет)))) А скажут, что собственников не пустили в ИХ подвал и на ИХ крышу!!!
Затем запись всего произошедшего монтируется – как надо (если вдруг всё же были парирующие ответы не в пользу провокаторов) и выкладывается в соцсети и вайбер-группы желаемого дома. «Свои люди» лайкают видос, тем самым, увеличивая просмотры. Под видео обязательно напишут, что куча заявлений подана в полицию и прокурату и воров – УК уже тщательно проверяют, с просьбой всех желающих обратиться «куда надо». Ну и далее если кусок лакомый и компания сломалась, дожимают до внесения дома в лицензию новой компании.
Кто виноват в сложившейся ситуации? Опустим законодателя, давшего развиваться в бизнесу в здоровой конкуренции, менять управляющие компании собственникам большинством от 51% кворума на «собрании»…
По моим наблюдениям виноват руководитель управляющей компании, допустивший, чтобы на его управляемой территории появились такие дыры, в которые могут залезть конкуренты. Слабая, не грамотная политика руководителя, отсутствие знаний в сфере ЖКХ, полное делегирование своих полномочий на подчиненных и отсутствие контроля за исполнением поручений и отсутствие контроля за бизнесом со стороны учредителей. Учредители должны контролировать не только размер прибыли, но и в том числе здоровье своего бизнеса – репутацию своей компании на рынке услуг. Анализировать почему снижается качество, отчего уходят дома. Бывают случаи, когда безконтрольный директор УК, сам торгует домами с конкурентами и это печально. Ведь собственники помещений не причем в этой борьбе, многие добросовестно оплачивают услуги ЖКХ, не получая их в том виде, в котором они гарантированы законом.
Что делать? :
1.Учредителям вести постоянный контроль всех процессов в компании, путем утверждения и согласования планов и отчетов по ним, а не верить отчетам предоставленным только по бухг.учету и приятным словам директоров, о том как всё замечательно в Багдаде (всё спокойно).
2. Руководителю УК, не бояться ответственности. Не бояться умных подчиненных, научиться направлять их энергию и потенциал в нужное русло, а не лазить в личной почте, следить по видеонаблюдению и прослушивать телефонные разговоры – Вы директор, отвлекаетесь от своих обязанностей, всех не переслушаешь. Вам не за это зарплату платят.
В законодательстве всё предусмотрено, вся специфика сферы деятельности ЖКХ и порядок надлежащего выполнения услуг. Необходимо четко понимать и знать сферу в которой, ты работаешь. Вести раздельный учет по домам, планировать работы и денежные средства, контролировать соблюдение планов, не допускать растрат, планировать график платежей. Организовать работу с собственниками. Знать всех конкурентов на близлежащей территории и объединяться в коалиции, чтобы в случае нападения извне, встать на защиту своих территорий уже дружественными партнерами.
3. Собственникам помещений, любить и уважать свой дом, беречь своё имущество. Изучить законодательство в сфере ЖКХ, свои права и обязанности, в том числе за доведение дома до ветхого состояния. Пристально и с умом контролировать работу управляющей организации в отношении жизнедеятельности дома. Организовать работу Совета дома и выполнять её. Помогать своей управляющей компании в работе с задолжниками, в вопросах улучшения качества обслуживания (своевременно информировать УК о снижении качества услуг или выявлении недостатков). В случае, если УК не реагирует на ВАШЕ доброе отношение к ВАМ и дому, всячески уходит от ответственности, не идет на контакт, не выполняет достигнутых договоренностей – смело разворачивать компанию по смене способа управления, либо смене УК.
Всем тяжело, но нужно начинать именно с себя.
Желаю всем счастья, мирной жизни в многоквартирных домах, добросовестной конкуренции! И пусть у всех всё будет ХОРОШО!