Найти тему

Вячеслав Караев предупреждал: лизинги могут "вогнать" перевозчиков в долговую яму

Вячеслав Караев с автором этих строк
Вячеслав Караев с автором этих строк

О том, что автобусы могут изыматься из-за не вовремя проведенных лизинговых платежей, говорили еще в марте 2019 года. Тогда АТП-3, у которого были маршруты на Суворовский и в центр, после долгих раздумий, отказались брать большое количество новых машин в лизинг.

- Это сколько нужно лет, чтобы потом рассчитаться, - говорил полтора года назад Вячеслав Караев, руководитель АТП-3. - И где гарантия, что маршруты будут и их не заберет другой перевозчик.

Все мы помним бело-голубые "Ростов-Доны"
Все мы помним бело-голубые "Ростов-Доны"

Все мы знаем печальную историю с Иппопатом (кстати, кто-либо знает перевод этого слова?), который выиграл маршрут у АТП-3 ("Сельмаш - ГПЗ-10). При этом у Иппопата были далеко не новые автобусы с пальмами на борту (потому что они приехали из Сочи, там от такой техники решили избавиться). Мало того, еще не было кондиционеров на таких протяженных маршрутах, как №№94 и 96.

Вячеслав Караев и его автопарк
Вячеслав Караев и его автопарк

И как в воду глядел Вячеслав Тазеевич! Из-за короновируса, мы помним, улицы были пустынны в апреле и марте. Транспорт, можно сказать, почти не ходил. Как говорили ростовчане: ни пробок, ни гари...

По автобусам издали было видно маршрут
По автобусам издали было видно маршрут

И вот финал: администрация Ростова прокомментировала информацию, что более двух сотен единиц ростовского общественного транспорта могут забрать за долги. Как известно, перевозчики взяли в лизинг 443 машины — это 38% от общественного городского транспорта. При этом компания «Лизинговое агентство» — один из кредиторов транспортных компаний Ростова — пригрозила забрать 219 машин за долги. Из-за того, что коронавирусные ограничения повлияли на снижение доходов перевозчиков, они не могут вовремя рассчитаться по договорам лизинга.

Вячеслав Караев очень переживал за свое предприятие
Вячеслав Караев очень переживал за свое предприятие

Вот что в июле прошлого года 2019 года я писала по этому поводу в соцсети:

Осенью в Ростове будет кризис с транспортом

У частных АТП возникли проблемы с выплатами кредитов

Тема транспорта стала №1 после прошлогодней транспортной реформы. Наверное, только ленивый не пинал городской департамент транспорта, а в соцсетях активно обсуждали последствия реформаторов. Со временем ситуация потихоньку урегулировалась, меньше стало звонков на «горячую линию». Хотя, с наступлением жары, ростовчане стали жаловаться на духоту в салонах и отсутствие кондиционеров. Между тем, это еще, как оказывается, «цветочки». Профи в транспорте говорят, что осенью нас ждет самый настоящий транспортный коллапс. И вот почему. Предприятия, закупившие новые автобусы, не справляются с лизинговыми платежами.

Вот так должны выглядеть РОСТОВСКИЕ автобусы
Вот так должны выглядеть РОСТОВСКИЕ автобусы

- Сегодня ряд АТП, закупивших новые автобусы, находятся настолько в «светлом» финансовом положении, что не производят оплату лизинговых платежей и имеют многомесячную задолженность перед банками, - говорит известный ростовский общественник Николай Ларин. – А все упирается в пресловутые 19 рублей, которые получают автопредприятия за одну поездку с пассажира. К тому же, с октября наши АТП должны иметь уже не 30 % нового подвижного состава, а 50%.

По словам неравнодушного ростовчанина, топливо и запчасти дорожают, а проезд остается неизменным. Но это не значит, что повышать тариф необходимо за счет кармана горожан. На то и существуют дотации из городского бюджета, чтобы компенсировать убытки АТП. Город должен доплачивать разницу автопредприятиям, а тем, в свою очередь, было чем платить банкам за кредиты.

Мы их помним
Мы их помним

В привилегированном положении, если это можно так назвать, находятся сейчас муниципальные АТП, получившие бесплатно новые автобусы к мундиалю. Государство их практически подарило Ростову. И, не обремененные долгами и выплатами, они остаются в строю. По имеющейся информации, проблемы с кредитами сейчас имеют практически все частные АТП. Не исключено, что именно поэтому АТП-3 «завязало» с транспортными перевозками навсегда, дабы не лезть в кредитную кабалу.

- Мне, конечно, интересно, что происходит сейчас с транспортными перевозками, но вновь выходить на линию мы не будем, - сказал корреспонденту «Панорамы» руководитель АТП-3 Вячеслав Караев.

По словам Вячеслав Тазеевича, их бело-голубые автобусы так и стоят в автопарке, поскольку реализации практически нет.

Стройгородок. Так стояли автобусы 29 октября 2018 года, когда им запретили выходить на маршрут и тысячи людей не смогли доехать до работы
Стройгородок. Так стояли автобусы 29 октября 2018 года, когда им запретили выходить на маршрут и тысячи людей не смогли доехать до работы

А продавать автобусы «на ходу» по цене металлолома рука не поднимается. Впрочем, не все так печально. По словам Николая Ларина, автобусы АТП-3 могут быть востребованы именно осенью. Потому как новый автотранспорт придется возвращать частным АТП за неуплату кредитов. И вот тогда автобусы АТП-3 могут купить. Ведь не может же город остаться без автотранспорта? Только принятие экстренных мер по дотации городских пассажирских перевозок поможет в будущем снять проблемы с кредитами частных автопредприятий.

Впрчоем, администрация Ростова подготовила предложения, как возместить часть долга перевозчиков, и отправила их в региональный Минтранс. Но, наверное, заниматься этим нужно было раньше. Как минимум, в марте-апреле этого года, когда уже об этом говорили в СМИ и соцсетях.

Елена Семибратова

Фото автора

.