О том, что автобусы могут изыматься из-за не вовремя проведенных лизинговых платежей, говорили еще в марте 2019 года. Тогда АТП-3, у которого были маршруты на Суворовский и в центр, после долгих раздумий, отказались брать большое количество новых машин в лизинг.
- Это сколько нужно лет, чтобы потом рассчитаться, - говорил полтора года назад Вячеслав Караев, руководитель АТП-3. - И где гарантия, что маршруты будут и их не заберет другой перевозчик.
Все мы знаем печальную историю с Иппопатом (кстати, кто-либо знает перевод этого слова?), который выиграл маршрут у АТП-3 ("Сельмаш - ГПЗ-10). При этом у Иппопата были далеко не новые автобусы с пальмами на борту (потому что они приехали из Сочи, там от такой техники решили избавиться). Мало того, еще не было кондиционеров на таких протяженных маршрутах, как №№94 и 96.
И как в воду глядел Вячеслав Тазеевич! Из-за короновируса, мы помним, улицы были пустынны в апреле и марте. Транспорт, можно сказать, почти не ходил. Как говорили ростовчане: ни пробок, ни гари...
И вот финал: администрация Ростова прокомментировала информацию, что более двух сотен единиц ростовского общественного транспорта могут забрать за долги. Как известно, перевозчики взяли в лизинг 443 машины — это 38% от общественного городского транспорта. При этом компания «Лизинговое агентство» — один из кредиторов транспортных компаний Ростова — пригрозила забрать 219 машин за долги. Из-за того, что коронавирусные ограничения повлияли на снижение доходов перевозчиков, они не могут вовремя рассчитаться по договорам лизинга.
Вот что в июле прошлого года 2019 года я писала по этому поводу в соцсети:
Осенью в Ростове будет кризис с транспортом
У частных АТП возникли проблемы с выплатами кредитов
Тема транспорта стала №1 после прошлогодней транспортной реформы. Наверное, только ленивый не пинал городской департамент транспорта, а в соцсетях активно обсуждали последствия реформаторов. Со временем ситуация потихоньку урегулировалась, меньше стало звонков на «горячую линию». Хотя, с наступлением жары, ростовчане стали жаловаться на духоту в салонах и отсутствие кондиционеров. Между тем, это еще, как оказывается, «цветочки». Профи в транспорте говорят, что осенью нас ждет самый настоящий транспортный коллапс. И вот почему. Предприятия, закупившие новые автобусы, не справляются с лизинговыми платежами.
- Сегодня ряд АТП, закупивших новые автобусы, находятся настолько в «светлом» финансовом положении, что не производят оплату лизинговых платежей и имеют многомесячную задолженность перед банками, - говорит известный ростовский общественник Николай Ларин. – А все упирается в пресловутые 19 рублей, которые получают автопредприятия за одну поездку с пассажира. К тому же, с октября наши АТП должны иметь уже не 30 % нового подвижного состава, а 50%.
По словам неравнодушного ростовчанина, топливо и запчасти дорожают, а проезд остается неизменным. Но это не значит, что повышать тариф необходимо за счет кармана горожан. На то и существуют дотации из городского бюджета, чтобы компенсировать убытки АТП. Город должен доплачивать разницу автопредприятиям, а тем, в свою очередь, было чем платить банкам за кредиты.
В привилегированном положении, если это можно так назвать, находятся сейчас муниципальные АТП, получившие бесплатно новые автобусы к мундиалю. Государство их практически подарило Ростову. И, не обремененные долгами и выплатами, они остаются в строю. По имеющейся информации, проблемы с кредитами сейчас имеют практически все частные АТП. Не исключено, что именно поэтому АТП-3 «завязало» с транспортными перевозками навсегда, дабы не лезть в кредитную кабалу.
- Мне, конечно, интересно, что происходит сейчас с транспортными перевозками, но вновь выходить на линию мы не будем, - сказал корреспонденту «Панорамы» руководитель АТП-3 Вячеслав Караев.
По словам Вячеслав Тазеевича, их бело-голубые автобусы так и стоят в автопарке, поскольку реализации практически нет.
А продавать автобусы «на ходу» по цене металлолома рука не поднимается. Впрочем, не все так печально. По словам Николая Ларина, автобусы АТП-3 могут быть востребованы именно осенью. Потому как новый автотранспорт придется возвращать частным АТП за неуплату кредитов. И вот тогда автобусы АТП-3 могут купить. Ведь не может же город остаться без автотранспорта? Только принятие экстренных мер по дотации городских пассажирских перевозок поможет в будущем снять проблемы с кредитами частных автопредприятий.
Впрчоем, администрация Ростова подготовила предложения, как возместить часть долга перевозчиков, и отправила их в региональный Минтранс. Но, наверное, заниматься этим нужно было раньше. Как минимум, в марте-апреле этого года, когда уже об этом говорили в СМИ и соцсетях.
Елена Семибратова
Фото автора
.