Инженер машиностроительного завода из Москвы Алексей Варакин прибывает в провинциальный город, чтобы договориться по поводу изменения конструкции кондиционеров, которые местный механический завод уже давно им поставляет. На заводе выясняется, что главный инженер умер еще восемь месяцев назад. Затем, Варакин отправляется обедать и в качестве «комплимента от шеф-повара» он получает торт в форме головы. Отказ отведать торт влечет самоубийство повара. Теперь Варакин надолго застрял в этом глухом городишке…
В 1986 году Карен Шахназаров снял «Курьера» - фильм про советское поколение, родившееся в середине 1960х – начале 1970х годов. В этом фильме режиссер отошел практически от всех «пионерско-комсомольских» клише, поэтому он получился интересным, свежим и актуальным. В отличие от ряда советских молодежных фильмов, «Курьер» может посмотреть и понять человек, который родился после распада СССР.
Именитые советские режиссеры, включая Карена Шахназарова, имели возможность ездить на международные кинофестивали и имели доступ к закрытой фильмотеке. В свою очередь, у советских граждан был весьма ограниченный доступ к зарубежному кино, поэтому они не могли ознакомиться со многими шедеврами мирового кино. В этой связи советские режиссеры могли невозбранно воровать идеи у западных режиссеров, но тогдашние зрители не могли этого понять. Все же мы можем понять это сейчас.
Карен Шахназаров явно воровал идеи из фильма «Алиса, или последний побег» Клода Шаброля, а также занимался плагиатом общих идей из фильмов Луиса Бунюэля и Дэвида Линча. В результате этого «Город Зеро» получился, как сочинение талантливого школьника и победителя олимпиад, которое троечник переписал «своими словами». Троечник путается в умных словах, сложных оборотах и, когда его вызовут к доске, он явно не сможет внятно рассказать ни один из тезисов списанного сочинения.
Мне показалось, что «Город Зеро» просто дышит ненавистью к СССР и проводимым в нем реформам. Если провинциальный город – это аналогия СССР, то каждый из населяющих его жителей способен вызывать только, как минимум, неприязнь и, в самом худшем случае, отвращение. Карен Шахназаров постебался над перестроечными идеями, над ревностными охранителями идеологии и над попытками возродить русскую национальную идею. Даже удивительно, как выходец из советской элиты Карен Шахназаров мог так ненавидеть советский строй.
Все же Карен Шахназаров – не полный бездарь, поэтому в фильме есть несколько неплохих эпизодов (например, сцена в краеведческом музее), но между ними проходит пласт посредственных и скучных сцен, вызывающих зевоту у зрителя. Также режиссер ввел неведомые, на тот момент, элементы – женщину-вамп и обнаженную женщину. Но современный зритель все это уже видел, поэтому он сможет легко понять, что «Город Зеро» является, в целом, фиговым фильмом с замашками.
«Город Зеро» - неудачная попытка Карена Шахназарова показать, какой он умный, как он может невозбранно хаять СССР и воровать идеи у именитых западных режиссеров. Но сейчас этот фильм можно посмотреть только ради общего интереса. Лучше посмотрите «Курьера» и «Цареубийцу». Берегите себя и смотрите отличные фильмы!
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного! Также по этой ССЫЛКЕ для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).