Это не призыв отдавать или не отдавать ребенка в сад. А всего лишь рассуждения на данную тему, основанные на личном опыте.
Когда у меня родился ребенок, я была твердо уверенна, что в сад его отдавать не буду. Так как я ненавидела сад! Даже будучи взрослой, если мне встречался запах какао с молоком, настроение портилось, так как он напоминал мне утро детского сада. Но начало девяностых не дало мне права выбора, нужно было выходить на работу. Со слезами на глазах и с бьющимся от переживаний сердцем, я каждое утро сдавала своего ребенка в сад. Надо ли говорить, какими слезами обливалась моя дочь! Родив второго ребенка, я смирилась с необходимостью отдать ребенка в сад. Сын смиренно туда пошел. Но потом мое отношение к саду совсем изменилось. Может быть потому, что я стала там работать и увидела его изнутри. Как оказалось в нем работало достаточно грамотных, опытных и любящих детей педагогов. Надо ли говорить, что третий и четвёртый ребенок адаптировались к саду намного быстрее.
Плюсы и минусы детского сада.
У всего есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим сначала минусы.
1. Может попасться плохой воспитатель.
Да. К сожалению, такое встречается. Если ребенок пришел в сад, и он прятался за шкафом до самого завтрака, пока его случайно не заметили, или если ребенок боится воспитателя и не может наладить с ним контакт, то посещение садика ему будет только во вред. И нужно срочно предпринимать меры: искать другой сад, переводить в другую группу и так далее.
2. Много детей в группе.
Современные условия пребывания детей в саду диктует время. А это безжалостное сокращение персонала и уплотнение групп. В результате воспитатель должен справиться с оравой детишек из 30-40 и даже более детей (в советские времена была норма 20!), к тому же оформить бесконечное множество документации, что сильно отнимает время и отрывает от детей. Все это, конечно, не в пользу ребенка, он получает намного меньше внимания. Занятия тоже мало эффективны, ведь в таких условиях не только сложно уделить индивидуальное время ребенку, но и практически невозможно провести групповую игру. В свободное время ребенку сложно уединиться. В результате он сильно переутомляется и перевозбуждается.
3. Специфическая еда.
Несмотря на то, что еда отвечает строгим нормам, которые контролируют всякие инстанции, она в основном состоит из легких углеводов, в ней мало овощей и белка. Голодным, конечно, ваш ребенок ходить не будет. Но этот момент нужно тоже учитывать. Бывает и другая проблема, ребенок привык есть яичницу, а ему предлагают омлет. В результате он может отказываться от еды.
4. Частые болезни.
К сожалению, находясь в коллективе, ребенок будет чаще «цеплять» различные заболевания. И это неизбежная реальность.
5. Наличие адаптационного периода
Очень редко ребенок идет в детский сад безболезненно, у многих этот процесс вызывает стресс. Поэтому нужно время для привыкания. Кому-то больше, кому-то меньше. Многое зависит от профессионализма воспитателя. Еще, некоторые замечают, что настрой мамы передается и малышу: если мама подсознательно тревожится – адаптация проходит тяжелее, даже если на словах она утверждает, что всеми руками «за сад».
6. Наличие проблемных детей.
В каждой группе есть дети с проблемным поведением. И это нормально! Но если таких детей почти половина или больше половины группы, воспитатель вынужден будет обращать свое внимание в основном на этих детей, а остальным детям будет уделяться меньше внимания, что будет, конечно, не в пользу вашего ребенка.
Теперь перейдем к плюсам.
1. Ребенок социализируется
Под социализацией, в частности, я имею в виду именно умение чувствовать и понимать коллектив и адекватно общаться в нем. Для этого надо хотя бы иметь опыт нахождения в коллективе. Вы скажите, что социализироваться он сможет и в другом месте. Но с моей точки зрения сложно в современном мире найти другие альтернативы, если, конечно, ребенок не проживает в большой семье. Сейчас объясню. Раньше ребенок мог гулять во дворе или бегать по деревне без сопровождения мамы и взаимодействовать самостоятельно с детьми, то в наше время это просто недопустимо, и, прежде всего опасно. В результате на прогулке или в гостях ребенок всегда под чутким присмотром мамы или няни. И если у него произошел конфликт с другими детьми, то его тут же «помогает» решить рядом приставленный взрослый, причем часто в пользу своего ребенка. Доходит до того, что один малыш второго по голове лопаткой ударил, а мамаши уже сами «дерутся».
Если ребенок посещает какие – либо занятия, то на них он общается прежде всего с руководителем, общение между детьми в процессе занятий тоже контролируется взрослым. Поэтому, вопреки заблуждениям многих взрослых, свободным общением такое общение не является.
Получается, в саду больше возможностей у ребенка проявить самостоятельности и почувствовать себя в коллективе, например, во время свободных игр или на прогулке. А возникшие конфликты, грамотный воспитатель поможет разрешить, порой, даже более объективно, чем родитель.
2. Ребенок получает возможность сепарации
Очень важно помочь ребенку вовремя отделиться от мамы. И этой возможностью может стать именно детский сад! Есть дети, которые легко воспринимают «отделение» от мамы, а есть, которые с трудом. Вот последним детский сад в этом может помочь. Именно в условиях детского сада малыш учится существовать какое-то время без мамы. Но, к сожалению, многие взрослый именно таких детей называют «несадовскими», ведь они не только устраивают истерики при расставании, но начинают «уходить в болезнь», лишь бы вернуть все в комфортное состояние.
Часто взрослые убеждены, что «отделение от мамы» не такой уж и важный элемент жизни дошкольника, ведь многие и в школу спокойно идут без предварительного посещения детского сада. На что приведу пример из личной жизни. Одна моя сокурсница по институту должна была проходить педагогическую практику в пионерском лагере вожатой. Но так как никогда не посещала сад, не уезжала от мамы в лагерь или в деревню к родственникам, то от сильного стресса не могла работать в новых условиях. Ее напарница жаловалась, что весь отряд на ней и плюс вечно плачущая (я не преувеличиваю!) сокурсница. Так до конца смены они и промучились, одна от того, что вся работа лишь на ней, а другая – от невыносимой разлуки с мамой. В последствии наша героиня вышла замуж и родила детей, но с мамой при этом расстаться так и не смогла. И даже, когда была возможность от работы получить квартиру, отдала ее родному брату, взамен на возможность со своей семьей жить вместе с мамой в старой квартире. В результате, муж, надо сказать прекрасный отец и семьянин, ушел из семьи, как только дети стали повзрослее, видимо не выдержав мамино-дочкиного «союза».
3. Возможность всестороннего развития
Наверно многие захотят со мной поспорить, и именно вы, развиваете своего ребенка всесторонне. Вполне возможно. Но, встречаются родители, которые однобоко образовывают своих детей, далеко не все навыки у них развивая. Как оказалось, есть и такие, которые не покупают своим детям пластилин и краски «чтобы не напачкали квартиру». Многие искренне удивляются, что надо учить ребенка играть даже в простые игры, например в «дочки-матери». В таком случае, то, что упускает мама, может компенсировать детский сад. И, наконец, если родители много работают, то просто физически не успевают самостоятельно образовывать ребенка.
А если вам еще и повезло с хорошим детским садом, ребенка можно не отдавать и на подготовку к школе (мне в этом повезло, но, к сожалению, везет не всем). Ведь все эти занятия обычно проводят в вечернее время, что недопустимо по физиологическим нормам для дошкольника (такие нормы существуют, их знает любой методист детского сада, а вот директора школ «как бы не знают»). Такие дети, вопреки ожиданиям взрослых, становятся пассивными и рассеянными на занятиях в детском саду, так как сильно переутомляются (наблюдение из личного многолетнего опыта). А что вы хотели, от «работы в две смены» всегда устаешь вдвойне!
Но здесь следует оговориться, всестороннее развитие может и дать грамотная няня или сама мама, обладающая нужными знаниями. Но если таких возможностей нет – детский сад хороший помощник.
4. «Встреча» с вирусами
Как оказалось, многие врачи считают, что «встреча» с болезнями может быть полезной и влияет на формирование иммунитета.
5. Насыщенная среда
Ребенок, посещающий детский сад имеет возможность поиграть в те игрушки и игры, которых у него нет дома. Ведь каждая группа оснащена таким образом, чтобы охватить все направления развития детей, а методист сада строго следит за правильным оформлением группы. Например, в саду есть различные игровые уголки (магазин, парикмахерская, комната, кухня), уголок природы, кукольный театр, разносторонние развивающие игры. Вряд ли многие из родителей смогут похвастаться таким разнообразием игрового материала у себя дома.
6. Развитие критического мышления
С одной стороны в детском саду учат понимать правила и границы других детей, проводят беседы о вежливости и правильном поведении. С другой стороны, ребенок сталкивается с детьми из различных семей с разными манерами и лексиконом. Многие родители этого очень боятся: вдруг мой ребенок принесет из садика «плохое» слово или будет себя вести неподобающе. Но не задача ли взрослого научить ребенка отличать хорошее от плохого? А для того, чтобы уметь отличать одно от другого прежде нужно видеть как хорошее, так и плохое, чтобы потом сравнить и сделать правильный вывод. И дети этому очень быстро учатся! Если же вокруг ребенка все себя ведут идеально, то он тоже автоматически этому следует, но критическое мышление у него не вырабатывается. Поэтому именно такой «неподготовленный» ребенок в более старшем возрасте может последовать как раз-таки «плохому», а не «хорошему».
Вывод
Нужен ли детский сад вашему ребенку решать только вам. Расскажите, а какой вы сделали выбор, и почему.