Найти тему
СЛОВО

Невосполнимая утрата?

Психологи, тренеры личностного роста часто говорят о том, что любая потеря, любая жизненная неудача может стать ресурсом для развития, стартовой точкой для нового этапа в жизни, для переосмысления своего места в мире. Зерно истины в этом есть: человек и правда, даже теряя что-то, остается самим собой и даже если он потерял все, он не потерял самого главного — своей личности, внутреннего мира. Но есть в этом, конечно, и самообман, подмена, манипуляция. Самый простой пример. Если вы потеряли любимую вещь, у вас может появиться другая любимая вещь, но не та же самая. Той же самой вещи у вас никогда не будет. Сейчас приходят новости и видеокадры о том, как жители Нагорного Карабаха покидают свои дома. Они, конечно, могут начать новый этап жизни, но того дома, где они родились, они никогда уже не обретут. Но ярче всего мы осознаем неправильность этой логики, когда теряем близких людей. Ничто и никто не заменит вам жену, родителей, детей. Их потеря невосполнима — не нужно себя обманывать.

Однако любая утрата невосполнима с точки зрения человеческой логики, человеческой психологии, житейского здравого смысла. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Бог восполняет любую утрату, воистину «отирает всякую слезу» (Откр. 7:17) с наших очей. Причем делает это в двух смыслах. С одной стороны, он обещает нам, что погребенное, когда-то погибшее будет восстановлено — мы не знаем в каком облике, но совершенно точно в более прекрасном, прославленном облике. «Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленной и неувядающей, и дозволит наполнять другой и нетленный мир» (Феофилакт Болгарский). С другой стороны, именно Бог дает нам — хотя и с нашего согласия — силы на то, чтобы наша привязанность, а точнее любовь к близким, не была страстной, чтобы к ней не примешивалась горечь сожаления или тем более озлобленности (в том числе на Бога). «Ведь если Бог воскрешает мертвых, — говорит Макарий Великий, — то Он может, естественно, и искоренить страсти у ревностно подвизающихся во всех добродетелях, чисто и от всей души верующих в Него, поскольку нет ничего невозможного у Бога».