Уже не первый год действуют нормы о банкротстве граждан. Процедура эта может быть спасительной, особенно для крупных и ушлых предпринимателей, взявших большие кредиты и не желающие их отдавать (случаев таких в практике немало).
Последние несколько месяцев, отягощённых самоизоляцией и карантином, реклама фирм, предлагающих избавить от долгов, стала особенно агрессивной. К чему это может привести? Иногда в действительности к списанию долга, но чаще - создаёт новые проблемы.
Главное же в этом деле - заработок тех самых "избавителей", чья реклама заполонила весь инет, и даже ленту в Дзене.
Собственно, сама история.
Молодая женщина, назовём её Ирина, одинокая, живущая в Москве в собственной однокомнатной квартире, с официальным доходом в 50 тыс. руб., в какой-то момент решила, что нужно попробовать обанкротиться. Долг у неё был - кредит в банке - почти 1 млн. Спецов по банкротству посоветовала знакомая.
Ирина обратилась в эту фирму (ОООшку), с которой заключила договор на оказание юридических услуг, которые определялись как "подготовка и сопровождение процедуры банкротства". Сразу заплатила по требованию юристов 50 тыс., 25 тыс. - для оплаты арбитражного управляющего, потом - по условиям договора - по 15 тыс в месяц в течение всего срока банкротства.
Спустя два месяца после заключения договора, юристы подали в Арбитражный суд заявление о признании её банкротом и, как говорится, процесс пошёл.
В марте следующего года состоялось заседание, по итогам которого Ирина была признана банкротом, утверждена кандидатура управляющего и введена процедура реализации имущества. Судебное заседание назначено на сентябрь.
Разумеется, все карты были заблокированы, зарплата начала поступать на спецсчёт, с которого Ирине управляющий ежемесячно перечисляла прожиточный минимум. Вроде бы всё понятно, прозрачно и радужно - немного потерпеть на Дошираке и можно избавиться от долга.
Но не так всё просто. Юристы каждый месяц должны получать от Ирины оплату своей работы - 15 тыс. А получить эти деньги они могут только лично от неё и только из её прожиточного минимума, поскольку все обязательства должника в рамках дела о банкротстве рассматриваются только судом.
Ирина стойко терпела и жила на оставшиеся 4 544 руб. после выплаты юристам суммы и ждала сентябрьского заседания суда, на котором всё должно закончится.
И вот, в этот долгожданный день Ирина вдруг узнаёт, что заседание отложили ... на март 2021 года. Причина - ходатайство управляющего о продлении срока реализации имущества, потому как управляющий оказалась не готова к окончанию дела.
Напомню, еще в ноябре 2019 были получены официальные сведения о том, что из имущества у Ирины только однокомнатная квартира.
Придя в себя от ужаса, Ирина обратилась к нам и вот, что выяснилось.
Работа "спасителей" заключалась в получении 2-х справок из банков, составление заявления в суд и получении из Росреестра выписки в отношении квартиры. Это тоже труд и он, безусловно, должен быть оплачен. Но эти "товарищи", заведомо зная, что процедура банкротства при желании занимает от 6 мес. до 3-х лет, загоняют должника в жуткую кабалу, сдирая с него ежемесячно 15 тыс. независимо от того, участвуют они в процессе или нет.
Ну, с ними понятно, а вот зачем управляющему-то затягивать дело, если он всё равно получит только 25 тыс., установленные законом? Ведь ему как раз выгоднее сбросить с себя это дело? Ответ оказался простым: каждый месяц "спасители" переводили управляющему небольшую сумму. в качестве скромного бонуса. Как только управляющему сообщили о расторжении договора с "юристами", она тут же начала ускорять процесс: произвела расчеты с кредитором, направила в суд соответствующее ходатайство.
В итоге Ирина направила "юристам" претензию с отказом от исполнения договора, где сообщила о его расторжении.
Риторика наидобрейших сразу же изменилась. В ответ пришло письмо, в котором с Ирины потребовали уплату задолженности в размере 40 тыс. (об этом позже расскажу, отдельная хитрость "юристов"). В случае отказа в выплате пригрозили сообщить суду, что Ирина в период рассмотрения дела о банкротстве производила платежи по обязательствам вне суда и что у неё имеется задолженность. Следовательно, они заявятся как кредиторы в суд и даже добьются привлечения её к ответственности, что исключит списание долга.
Особенность нашей профессии в том, что мы живём на проблемах других людей, стесняться этого не нужно. Вот только превращаться в падальщиков - последнее дело. Другой вопрос - те "специалисты" и не юристы вовсе, а обычные барыги. из-за которых отношение ко всем юристам только портится.
Теперь о задолженности, которую потребовали с Ирины. Оплата производилась ею то на счет фирмы, с которой был заключен договор, то на карту её работников, которые были наравне с фирмой указаны в доверенности. В общем, простая, неискушённая женщина переводила деньги туда, куда просили. Так вот в своей претензии "спасители" указали, что оплата ими не получена, а перевод их работнику не является надлежащей оплатой. Глупость, конечно, в судебном порядке такие доводы опаскудить легко, но люди неопытные могут и испугаться.
Будьте осторожны в своих желаниях.