Найти в Дзене
РГАФД

155-летие со дня рождения композитора Яна Сибелиуса

Композитор Ян Сибелиус считается у себя на родине в Финляндии национальным героем. Он рос в семье, где поощрялось занятие музыкой: сестра его играла на фортепиано, брат на виолончели, а сам Ян на рояле и скрипке. Позднее он напишет для этого домашнего ансамбля камерные произведения. Он учился на юридическом факультете Гельсингфорсского университета и, одновременно в Музыкальном институте...

📅 Звуковой Календарь 08/12/2020

Композитор Ян Сибелиус считается у себя на родине в Финляндии национальным героем. Он рос в семье, где поощрялось занятие музыкой: сестра его играла на фортепиано, брат на виолончели, а сам Ян на рояле и скрипке. Позднее он напишет для этого домашнего ансамбля камерные произведения. Он учился на юридическом факультете Гельсингфорсского университета и, одновременно в Музыкальном институте, так как мечтал стать скрипачом-виртуозом. Композиторские способности проявились у Сибелиуса рано – свою первую пьесу он сочинил в 10 лет. Со временем его музыкальные интересы углубились, особенно после знакомства со знаменитым дирижером, знатоком оркестра Р.Каянусом. Сибелиус стал интересоваться симфонической музыкой, оркестровкой. Два года он провел за границей, совершенствуя свое музыкальное образование. В Германии и Австрии он изучал творчество Р.Вагнера, А.Брукнера. И.Брамса, изучал стили и образцы достижений европейских композиторских школ, различные методы композиции. Сочинение симфонической поэмы "Куллерво" выдвинуло Я.Сибелиуса в первые ряды финской культуры. Эта поэма для солистов, хора и симфонического оркестра на сюжет из «Калевалы» с огромным успехом была исполнена в Финляндии 29 апреля 1892 г. Дирижировал автор. Этот день считается днем рождения финской профессиональной музыки. Вообще сочинения 1890-х гг. связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии. По словам Сибелиуса, «музыка может полностью проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой-либо поэтический сюжет, … когда музыка и поэзия объединены». На финские национальные темы композитором были написаны симфонические поэмы "Сказка", "Карелия", "Весенняя песня", "Финляндия" и другие. Сюита "Лемминкяйнен" была встречена неодобрительно, критики утверждали, что национальный характер музыки выражен недостаточно, а в качестве недостатка отмечалось влияние Р.Вагнера, Ф.Листа, П.И.Чайковского. Я.Сибелиус исключил первые две части сюиты, они не исполнялись и не публиковались 37 лет, вместе с тем другие две части – "Туонельский лебедь" и "Возвращение Лемминкяйнена" стали очень популярны в мире. Расцвет творчества Сибелиуса приходится на конец 19 – начало 20 вв. Он работал в различных жанрах: написал 7 симфоний, 3 оркестровых сюиты, концерт для скрипки с оркестром, 2 струнных квартета, произведения для фортепиано, камерные вокальные и инструментальные произведения, музыку к драматическим спектаклям и др. Известность Сибелиуса вышла далеко за пределы Финляндии. Своей задачей в искусстве он считал «… творить в еще более широких масштабах, продолжать там, где закончили мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим правом, но и моей обязанностью».

В 1906 – 1907 гг. Сибелиус побывал в Петербурге и Москве, встречался с Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым. Их связала дружба на долгие годы. В 1914 г. состоялось триумфальное гастрольное турне по США. Еще при жизни Сибелиус удостоился на родине такого почета, как, вероятно, ни один музыкант в мире.

Последние 30 лет жизни Сибелиус не сочинял, но поддерживал контакты с музыкальным миром, к нему приезжали многие музыканты из разных стран мира. Музыка Сибелиуса звучит в концертах, украшая репертуар многих выдающихся музыкантов и дирижеров.

Сегодня мы представляем вам симфоническую поэму «Финляндия». В феврале 1899 г. Император Николай II издал минифест, ограничивающий автономию княжества Финляндского, что вызвало протесты в Финляндии, в том числе среди деятелей искусства. В октябре того же года Сибелиус создал цикл симфонических картин, которые были исполнены в ноябре 1899 г. в акции «Три дня печати», которая проходила в Гельсингфорсе (Хельсинки) в заключение патриотической кампании протеста финнов против российского самодержавия, в защиту свободы прессы. 4 ноября в Шведском театре состоялся благотворительный спектакль в популярном жанре того времени «живые картины». «Исторические сцены» со стихами и музыкой представляли различные эпохи в жизни страны. В музыке Сибелиуса были представлены такие сюжеты, как «песня Вайнямёйнена», «Крещение финнов», «Герцог Юхан в замке Турку», «Финны в Тридцатилетней войне», «Великая ненависть» (посвященная карательным операциям русской армии в Финляндии в ходе Северной войны 1714 – 1721 гг.) и «Пробуждение Финляндии». Вскоре после спектакля Сибелиус переработал эту музыку в две оркестровые сюиты из 6 пьес. Седьмая же, самая крупная, в них не вошла и стала исполняться как самостоятельная симфоническая поэма под названием «Финляндия». Она прозвучала на Всемирной выставке в Париже летом 1900 г. в исполнении оркестра финского Филармонического общества под управлением известного финского композитора и дирижера Роберта Каянуса. Ни для кого не был секретом патриотический характер «Финляндии». Летом 1904 г. авторские концерты Сибелиуса прошли в Риге и Ревеле (Таллин). В программах «Финляндия» фигурировала под названием «Экспромт». Сибелиус вспоминал, что «большая часть публики поняла, в чем тут дело». Современники утверждали, что поэма способствовала успеху освободительной борьбы больше, чем тысячи речей и памфлетов. Поэма «Финляндия» невелика по объему, но оставляет впечатление величавой эпической фрески. Темы музыки можно принять за подлинные народные мотивы. Сибелиус утверждал: «тематический материал «Финляндии» с начала и до конца принадлежит мне». Слушая поэму, мы видим картины северной природы, слышим народные сказания, ощущаем трагическую историю народа, героические настроения людей, готовых к упорной борьбе. Поэма «Финляндия приобрела» необычайную популярность. В 1909 г. ее адаптировали для военного оркестра, в 1925 г. – для хора и оркестра в Англии. На напевную музыку в заключительной части поэмы написаны многочисленные песни, содержание которых не имеет ничего общего с «Финляндией». На эту музыку был положен настоящий гимн сепаратистского государства Биафра, существовавшего в 1960-х годах на территории Нигерии. Сам автор оценивал свое произведение как «хорошую композицию», но не выделял его среди прочих.

Сегодня вашему вниманию симфоническая поэма Я.Сибелиуса «Финляндия» в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л.Стоковского. Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/08-12-2020

-2

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.