Много написано о группе "АКВАРИУМ" в рок-литературе, в прессе: напечатаны интервью, какие-то воспоминания, размышления. Кто такая Вороника, например. Рассказывают всякое: и про грибы, и про продюсерство Цоя, разное, в общем, болтают. А молчат только об одном.
На момент начала и середины восьмидесятых "АКВАРИУМ" являлся буквально супер-папой ленинградской (да и не только ленинградской) рок-сцены. Сейчас эту роль как-то нивелируют, главным образом потому, что БГ многие не любят за политические высказывания. Тем не менее:
1. "АКВАРИУМ" стал первой официальной группой Ленинградского Рок-клуба. В то время это значило, что у тебя появлялась возможность давать официальные, легальные концерты, и получать за них деньги. "Неофициальные" музыканты вроде игравших в подвалах и на квартирах Свина, Цоя и других, этой возможности были лишены абсолютно.
Вступление БГ и его команды в "официальность" было с неодобрением встречено многими музыкантами - они посчитали, что "АКВАРИУМ" "продался".
2. В 1982 году, когда о группе "КИНО" почти никто не слышал, БГ становится её продюсером. Тогда этот термин ещё не вошёл в моду, но так было.
Многие знают, что "АКВАРИУМ" и лично БГ принимали самое живое участие в записи и продвижении первого альбома "КИНО". Но не все правильно оценивают роль этого факта в истории группы.
3. В том же 1982 году "АКВАРИУМ" появился на телевидении, в программе "Весёлые ребята". Это приглашение не было официальным - его сделал ведущий программы Кнышев. Но всё прошло хорошо. Это была первая передача на большую аудиторию, где снималась рок-группа из Ленинграда.
4. Вернёмся к "КИНО". Не секрет (несмотря на все инсинуации), что первые альбомы группы были решены достаточно близко к записям "АКВАРИУМА". Про это говорил и басист Титов, совмещавший одно время свою музыкальную деятельность как в "АКВАРИУМЕ", так и в "КИНО".
Опять же, в 1982 году Цой написал песню, посвященную БГ, и назвал её "Осень". Песня была написана в стиле "АКВАРИУМА", и Цой пел её в манере Гребенщикова.
5. Песни "АКВАРИУМА" исполнялись на многих квартирных концертах, в том числе и не только музыкантами самого "АКВАРИУМА".
6. Группа является, пожалуй, самым большим из известных вокально-инструментальным ансамблем Советского Союза (в формате рок-коллектива). В 1986 году, например, там играло 8 человек ! Впрочем, с БГ может поспорить Юрий Шевчук, команда которого имеет в настоящее время столько же участников.
7. "АКВАРИУМ" - одна из немногих групп (а в Ленинграде на то время, пожалуй, единственная), которая использовала, помимо традиционных гитар, многие другие инструменты - смычковые, духовые, электронные. Гребенщикову принадлежит идея использования драм-машины в первом альбоме "КИНО" (вернее, использовать машину предложил Тропилло, а БГ посоветовал это Цою). Через много лет записи с применением драм-машин станут совсем обычным делом.
8. Константин Кинчев в своих песнях не раз использовал отсылки к песням "АКВАРИУМА". Так получилось с "Атеистом", где строка "в мире есть семь, в мире три" является отсылкой к песне "2 - 12 - 85 -06", или "Твой номер". В "Шестом лесничем" появится "Миша из Города Скрипящих Статуй", воспетый Гребенщиковым еще в "Треугольнике". Строку из этой песни, кстати говоря, КК споёт на мотив бессмертного "Полюшка-поля".
9. Состав группы часто менялся, а её музыканты участвовали во многих известных проектах, таких, как "КИНО", "ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА" и других. Со скрипачом "АКВАРИУМА" Марковым я был знаком лично, и мы неоднократно играли на одной сцене в одном из бардовских клубов. Это был один из лучших мелодистов среди всех музыкантов, ходивших в клуб, и единственный скрипач за всё время его существования.
10. Совершенно невероятно, но "АКВАРИУМУ" в этом году исполняется 48 лет ! Старейший коллектив Ленинградского Рок-клуба (из широко известных сегодняшней публике).
Конечно, это не всё, что можно рассказать о Борисе Гребенщикове и "АКВАРИУМЕ". Но, без сомнения, группа, хоть и не очень популярная в среде подростков, является, пожалуй, главной в том времени. Ибо её поэзия, её творческое видение и личность самого Гребенщикова оказали колоссальное влияние на самые известные рок-коллективы Советского Союза, и всего музыкального поколения в целом.