Несметная армия ёлочных сокровищ – зайцы с барабанами, медведи с гармошками, заснеженные домики, сказочные существа. Помните? Эти игрушки жили во многих советских домах. Их выпускали миллионными партиями, но за каждым образом стоял кропотливый внимательный труд художника. И сегодня хочу рассказать вам об одном из самых известных и плодотворных советских кукольников – Маргарите Рейнгольдовне Димзе. "Королева" Маргарита.
Обратимся к некоторым фактам биографии.
Маргарита Рейнгольдовна Димзе родилась в латышской семье 3 ноября в 1920 году в городе Киев Семья с 1922 г жила в Москве на Арбате - Денежный переулок,13.
Ее старшая сестра, Ария, родилась годом раньше. Мать - Димзе Гильдегард Яковлевна. Отец - Бе'рзин (Берзиньш) Рейнгольд Иосифович (Язепович) родился в 1888 году в семье батрака в имении Кинигсгоф в Валмиерском уезде бывшей Лифляндской губернии. В 1905 вступил в РСДРП. В 1911-1912 арестовывался за революционную работу. Участник 1-й мировой войны, поручик, вел большевистскую пропаганду на фронте. В 1917 председатель корпусного комитета, член исполкома и Военно-революционного комитета 2-й армии Западного фронта. В феврале-марте 1918 главнокомандующий Западного революционного фронта по борьбе с контрреволюцией. Закончил Гражданскую войну в 1924 г в должности члена РВС Туркестанского фронта. Затем работал в военной промышленности и сельском хозяйстве. Награжден орденом Красного Знамени и орденами Красного Знамени Бухарской и Хорезмской народных республик.
В декабре 1937 арестован на посту управляющего трестом "Агротехзнание" Наркомата земледелия РСФСР. Знакомые предупреждали мать о необходимости уехать из Москвы, но она осталась, т.к дочери заканчивали десятилетку и она не могла оставить их одних. Через полгода арестовали и ее. Из воспоминаний Арии Рейнгольдовны: " Когда пришли за ней, она проявила удивительную твердость, сказала, что не пойдет с ними, пока не останется у девочек все самое необходимое. Шкафы с одеждой находились в задней комнате и мы втроем принялись все перетаскивать. Перетащили даже два коврика. Тут терпение пришедших кончилось, они опечатали комнату и увели нашу маму". 19 марта1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР, на расстрельном полигоне «Коммунарка» (Московская область). В 1955 реабилитирован.естры Димзе, Ария и Маргарита
После расстрела отца, Ария и сестра Марго остались в Москве, им оставили комнату в доме.
В 1938 г. после окончания школы сестры поступили в Текстильный институт на художественное отделение. Окончив два курса Маргарита перешла на учебу в Институт прикладного и декоративного искусства. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован Самарканд и учеба была прервана.
В 1942 году Маргарита Димзе эвакуировалась из Москвы в г. Троицк Челябинской области с организацией «Теплоэнергопроект», в которой работала экспедитором, секретарём, затем копировщицей. В 1943 году она вернулась в Москву и продолжила учебу в Институте прикладного и декоративного искусства, который закончила в 1947 году по специальности художественная керамика. И ей была присвоена квалификация «Художник декоративною искусства».
После окончания института Прикладного и Декоративного искусства с 1 октября 1947 по 1950 год, Маргарита Димзе проработала в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в керамической лаборатории, где занималась разработкой керамических изделий. Сохранились фото образцов изделий созданных в данный период.
Во время войны Ария вышла замуж. Мать была в лагере в Караганде 8 лет.
В начале 50-х они вернулись в Москву и жили на Ленинском.
Девятнадцатого октября 1950 года Маргарита была принята на работу в Научно-исследовательский институт игрушки на должность модельера в цех № 4. Наиболее вероятно, что этому поспособствовала М.П. Таллако, которая с 1950 года была главным художником Института игрушки, а в 1947 году одновременно с М.Р. Димзе окончила Институт прикладного и декоративного искусства.
Фактически М.Р. Димзе стала работать на производстве при Институте игрушки, однако при этом проявила себя творческой натурой.
Советские куклы и игрушки того времени стали авторскими, что особенно их выделяло среди игрушек других стран того же периода. Всем известная Снегурочка (папье-маше), елочные игрушки - Мишка с гармошкой, Белка, Баклажан, Пингвин, Ежик и конечно же, всеми любимый Зайчик с Барабаном - это все работы Маргариты Димзе!
Так согласно отчету работы Института игрушки за 1951 год: «Из работы мастерской на условиях сдельной оплаты работали над созданием новых образцов игрушек... Димзе М.Р для разных технологий 25 образцов, 15 утверждены художественно-техническим советом (ХТС) Министерства просвещения, 3 - отклонены».
Маргарита Димзе, отлично вписалась (и вписала свое имя) в обновленный процесс создания новых, художественно индивидуальных и удивительно узнаваемых (в дальнейшем! Через года) елочных игрушек.
И надо отметить, что это был наиболее плодотворный период по созданию ёлочных украшений в творчестве М.Р. Димзе. К этому периоду относятся самые известные разработанные ею стеклянные и картонажные ёлочные игрушки.
Благодаря тому, что родственники М.Р. Димзе сохранили её богатый архив, мы имеем возможность проследить, как рождались многие её ёлочные игрушки.
В 1951 году разработаны стеклянные: Ёжик, Орех, Пингвин, Заяц с барабаном, Белочка и Мишка с гармошкой и в 1952 году: Кролик и Баклажан. Были так же разработан и утвержден ёлочный картонаж. В 1951 году.: Тигр, Глухарь, Павлин, Верблюд, Медведь с мячом, Белка, Попугай, Гусь летящий и Стрекоза. В 1952 году: Баран, Лебедь, Козлик, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Ослик и Пони.
Рассмотрим более подробно картонажные ёлочные игрушки.
Первый картонажный попугай, сделанный в 1950 году, не был принят. Он был на 2 см меньше в высоту, чем последующий, пошедший в выпуск в 1951 году.
Среди фотографий игрушек у Маргариты есть фотографии двух картонажных белок.
На первом приёме, в июле 1951 года, игрушки №937 Глухарь и №938 Павлин не прошли и были отправлены на доработку. Через месяц, в августе 1951 года, они были приняты.
№1317 Стрекоза и №1320 Гусь летящий. Штампованный картонаж. 1951 год.
В обсуждениях принятия этих игрушек на Художественно-техническом совете в Стрекозе неправильно указан автор. В Гусе летящем автор тоже неправильно был указан, но там ошибку заметили и исправили.
Хотелось бы обратить ваше внимание, что во всей технической документации данная игрушка фигурирует как "Пони", а не цирковая лошадка.
Так все же почему - КОРОЛЕВА? Потому что, по ее словам, она была женой короля! Ее мужем был поэт Николай Шатров...
Они встретились когда ей было 38 лет.
Очень интересный фильм о Николае Шатрове был снят в 2011 году, «Если бы не Коля Шатров», Маргарита рассказывает о нем, и друзья рассказывают о них, об этой необычной паре.
У Наталии Назаровой были планы снять следующий фильм, уже о Маргарите. Как она говорила фильм должен был быть совсем не такой как про Шатрова, в другой, абсурдистской манере, которая больше подошла бы личности Маргариты. К сожалению, Наталия не осуществила свои замыслы... В этом фильме Маргарите 91 год.
Маргарита была старше мужа на 9 лет и пережила его на 38 лет. Невозможно понять, какой же она была, не посмотрев этот фильм!
Конечно же, не все картонажные игрушки были здесь представлены, если вам стало интересно, загляните на страничку в VK, которая так и называется «Маргарита Димзе» https://vk.com/margarita_dimze
Так же использовался материал с сайта "Коллекция Тимофея Федотова" https://www.loshadee.com/
Буду признательна за лайк и подписку, делитесь в соцсетях. Всем добра и большое спасибо!)