Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве судового топлива становится популярнее с каждым годом. Для Арктики переход судов на экологичный вид топлива – вопрос принципиальный, так как любой розлив дизеля или мазута в северных широтах представляет угрозу не только для региона, а для всей планеты. Но для перехода на СПГ нужна инфраструктура, вопрос о создании которой пока остаётся не до конца решённым.
Рост популярности СПГ связан с усиленным вниманием экологических и других международных организаций к вопросу загрязнения окружающей среды. Ставка именно на сжиженный газ делается из-за того, что у него, по сравнению с другими распространёнными сейчас видами тяжёлого топлива, есть такие преимущества, как отсутствие выбросов оксидов серы, твёрдых частиц, а также низкий уровень выбросов оксидов азота и оксидов углерода.
По прогнозу Международного энергетического агентства, рынок СПГ-бункеровки вырастет с 0,7 млрд кубометров в 2018 году до 50 млрд кубометров в 2040 году. Рост рынка СПГ-бункеровки будет связан с усилением запретов на использование тяжёлых видов судового топлива. В начале текущего года подкомитет Международной морской организации ООН (IMO) по предотвращению загрязнений согласовал поправки к конвенции MARPOL, которые предусматривают запрет на использование и перевозку тяжёлого судового топлива в Арктике с 1 июля 2024 года. Ожидается, что утверждены эти поправки будут уже весной 2021 года.
Вынужденный спрос
Россия на данный момент является одним из крупнейших поставщиков СПГ на мировой рынок, ключевыми являются проекты «Газпрома» и компании «Новатэк». И интерес к вопросам использования СПГ в качестве судового топлива в последние годы в России усиливается, к тому же все международные запреты напрямую влияют не просто на внутреннюю деятельность России в Арктике, но также на развитие Северного морского пути в качестве международной магистрали.
Ещё в 2017 году специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что в перспективе арктический флот перейдёт на сжиженный природный газ (СПГ). В 2018 году и президент РФ Владимир Путин отметил необходимость перехода судов на использование более экологичных видов топлива.
В этом году об использовании СПГ в судоходстве заговорили более предметно. В конце сентября в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло обсуждение проекта строительства бункеровочных баз СПГ в 15 российских портах (на Балтике, в акватории Чёрного моря и на востоке страны) и дальнейшем – к 2030 году – создании таких же баз в Арктике.
«Северный морской путь должен стать международным транспортным коридором, соответствующим опережающим экологическим требованиям. Бункеровка обеспечит сбыт продукции и привлечёт прогрессивных судовладельцев для операций в российской Арктике», – заявил на встрече советник Постпредства Республики Саха при президенте России Александр Климентьев.
Груз прошлого
Предполагается, что имеющиеся предприятия по производству СПГ и те терминалы, которые планируется создать в ближайшее время на прибрежной территории, помогут упростить бункеровку судов в Арктике.
«Концепция «Ямал СПГ», включающая в себя сегодня три линии по производству СПГ, является достаточно устойчивой, позволяет обеспечить бесперебойное снабжение СПГ в периоды ремонтов, технического обслуживания или даже аварии на одной из производственных линий. После запуска четвертой линии «Ямал СПГ» и запуска «Арктик СПГ 2» надёжность снабжения СПГ достигнет высочайшего уровня», – говорится в материалах, подготовленных экспертами WWF Russia Алексеем Книжниковым и Александром Климентьевым.
По их словам, переход на СПГ позволит удовлетворять всем действующим и планируемым экологическим требованиям вплоть до 2050 года.
В целом, Россия имеет большой потенциал для того, чтобы перехватить СПГ-повестку и взять инициативу по продвижению использования экологичного топлива в Арктике. Однако, несмотря на возможности, связанные с производством СПГ, взять инициативу на себя не позволяет проблема с флотом.
«Не стоит забывать, что около 75% наших судов в Арктике ходит на мазуте и дизеле. Поэтому если и принимать подобное решение (о переходе на СПГ), то только учитывая этот факт», – прокомментировал директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) Игорь Павловский.
Проблемы с переводом флота на СПГ связаны как с возрастом судов и их техническими особенностями, так и с финансированием, особенно со стороны негосударственных компаний. Введение ограничений на использование тяжёлого топлива и отсутствие решения по переводу флота на СПГ в итоге может привести к проблемам не только с реализацией инвестиционных проектов в Арктике, но также с Северным завозом. Решать проблемы с созданием сети заправок, а также с переводом флота на СПГ придётся, как это происходит и с другими проектами в Арктике, государству.
Государственная поддержка является «мировой практикой на начальном этапе развития рынка СПГ-бункеровки», заявил на заседании Аналитического центра при правительстве исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин, и России в таких условиях нужна своя государственная программа по переходу на экологичное топливо.
Шанс на то, чтобы не идти на поводу у Запада и продвигать экологические инициативы самостоятельно, есть. Для этого нужна продуманная государственная программа и системная работа как по модернизации флота, так и по дальнейшему развитию газовых месторождений и созданию заправочной сети.
***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic