Вчера вечером я сидел с ноутбуком на крыльце дома (в этом месте всех лучше ловится соседский Интернет) и листал объявления квартир на "Aтивo" (ну вы поняли, чтобы без рекламы). Хотя я уже давно не живу в России, но за изменениями рынка недвижимости стараюсь иногда поглядывать.
Возвращающийся домой с работы сосед-вьетнамец поинтересовался, чем я там занимаюсь. Узнав, что я просматриваю объявления о жилье, сосед стал любопытничать: "Ну и сколько стоит самый недорогой дом в России?". Я сказал, что живу не в столице (Москве), а примерно в 300 км от Москвы, поэтому дома в моём городе дешевле, но город большой, населением более 600 тысяч человек.
Я отсортировал поиск объявлений с продажей домов в Ярославле. Сосед отобрал у меня мышку, выбирал и показывал пальцем интересующие его дома (они были ценой от 2 до 7 млн. рублей), а я считал на калькуляторе смартфона и показывал ему цену в вьетнамских донгах. На лице соседа всё больше вырисовывалась гримаса непонимания и недоверия. "Почему очень дёшево? Ты точно правильно считаешь или может есть ещё какие-то дополнительные налоги?" - спросил меня сосед. Я ответил, это окончательная цена, и что я посчитал ещё по вчерашнему курсу рубля, а сегодня курс немного ниже и в переводе на вьетнамские донги получилось бы ещё дешевле.
Рядом с "моим" вьетнамским домом, идёт стройка на участке 7х25 метров, о которой я неоднократно рассказывал в предыдущих статьях. "Новая хозяйка купила этот участок за 3 миллиарда донгов (примерно 10,5 млн рублей) и сейчас строит дом за 1,5-2 миллиардов донгов (примерно 5,25-7 млн. рублей). Если бы она поехала в Россию, то могла бы купить там много домов или открыть какой-нибудь завод" - с радостными глазами, сказал сосед.
А мне от его радости стало немного грустно, т.к. чем ниже курс рубля, тем доступнее жильё для иностранцев в России, ведь у вьетнамцев то курс донга практически такой же, как 10-15 лет назад, а наш рубль за 5 лет упал в несколько раз.