Если рассматривать Уфимский электротранспорт, то это не только техника и инфраструктура, но и маршруты.
Не каждый город может похвастаться маршрутом с номером 1. Впрочем, даже в Уфе единичка есть только у трамвая. На автобусе она давно закрыто, у троллейбуса на нём нет выпуска.
"Единица", "Копейка", "Первый" - как только не называют маршруты под номером 1.
Трамваи по маршруту № 1 в Уфе впервые поехали 1 февраля 1937 года.
Ныне от первоначальной схемы остался лишь один перегон.
В первоначальном варианте от улицы Пермская до улицы Сталина (ныне район Гостиного двора) трамваи проходили около года - уже в 1938 году линию продлевают на два перегона до Железнодорожного вокзала. Линия стала идти по холму и с перепадом высот, ибо Вокзал в Уфе находится в низине, а основная часть города значительно выше.
Сказать, что маршрут часто менялся? Нет. С 1938 по 1961 гг. маршрут ходил по одной схеме. От Вокзала до Гостиного двора. Изменения были вынужденной мерой.
Со слов одного из ветеранов МУЭТ:
"На Вокзале не было кольца, а был тупик, где водитель переходил из одной кабины в другую. А уже в 50-е годы был прекращён выпуск подобных вагонов в СССР. Велись поставки односторонних вагонов, у которых лишь одна кабина. У всего есть срок службы, поэтому требовалось решение с вопросом о движении трамваев.
Поэтому стали задумываться о строительстве кольца, но на Привокзальной площаде было не самое лучшее решение - требовалось строительство насыпи, "которая сильно бы испортила внешний вид". Нашли более подходящий вариант на перекрёстке улиц Вокзальная и Дзержинского, где построили кольцо с перспективой для строительства линии до Нижегородки".
В 1961 году единицу едва не продлили и с другого конца - предлагалось построить линию от района нынешнего Гостиного двора далее по улице Октябрьской Революции до Монумента Дружбы. Но вместо трамвая был одобрен проект троллейбуса.
Поэтому с 1961 по 1980 г. схема движения не менялась. Вагоны продолжали работать спокойно, доставляя пассажиров с Вокзала в самый центр. Но в 1980 г. было принято решение о демонтаже участка линии по улице Ленина на участке от улицы Революционная через район гостиницы "Башкирия" до Оперного театра.
Со слов ветеранов, была даже мысль о закрытии "копейки", но тут пришло решение о перенаправлении трамваев в новый перспективный район - Зелёная Роща.
Саму линию в Зелёную Рощу запустили пятью годами ранее. И тогда не было трамвайной связи между Зелёной Рощей и Вокзалом. Людям, который требовался Вокзал, приходилось добираться с пересадками.
В 2004 году Правительством Республики принято решение о проведении реконструкции Железнодорожного вокзала и прилегающей территории. Это было одно из мероприятий, посвящённое празднованию 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. В связи с этим в 2005 году трамвайное движение было остановлено. Копейка получила буковку "к" и поехала по изменённой схеме - вместо Вокзала вагоны следовали к депо им. Зорина.
Но, в октябре 2006 ода закрывается трамвайное движение в районе парка им. Якутова.
Таким образом, Уфа на некоторое время теряет "копейку".
Если смотреть в другом ключе, то с 1990 года движение трамваев по единице останавливалось в следующие моменты:
1995 г. - капитальный ремонт линии на Вокзал
2005 - 2007 гг. - реконструкция Привокзальной площади (с 2005 по октябрь 2006 г. работает маршрут № 1к).
04.09.2017 - 19.05.2018 - размыв насыпи в районе Железнодорожного вокзала.
03.2020 - 13.05.2020 - остановлено движение в связи с карантином по COVID-19
В 2007 году открывается движение трамваев по обновлённому участку. Если раньше трамваи были на одном уровне с Вокзалом, то теперь они находились на возвышенности. Пересечение с улицей Карла Маркса теперь было двухуровневое - трамвай проходит по новой эстакаде. И это сыграло с пассажирами трамвая злую шутку - для того, чтобы попасть на Вокзал, требовалось спуститься вниз по лестнице. А новую часть Вокзала с переходом не торопились вводить в эксплуатацию. Кроме того, автобусы производили высадку/посадку внизу в оба направления движения.
Но в один из дней ввели в эксплуатацию новый терминал с переходом, а у автобусов перенесли остановку рядом с трамваем.
Таким образом, с 2007 года действует текущая версия маршрута.
Подвижной состав.
Всю жизнь маршрут № 1 обслуживало Трамвайное депо им. С. И. Зорина. Трудно сказать, каким подвижным составом пользовались на маршруте, но достоверно известно о вагонах Х - первых вагонах уфимского трамвая, МТВ-28, РВЗ-6. Вплоть до 1995 года на маршруте работали исключительно вагоны РВЗ-6 в одиночном варианте. После проведения ремонта в 1995 году на маршруте стали появляются тогда ещё относительно новые вагоны 71-608К.
Ныне на маршруте работает весь подвижной состав, за исключением 71-623. Хотя и они имели некоторое время допуск - после нескольких случаев залома пантографа на бульваре Ибрагимова в 2018 году допуск был отозван. Основной же подвижной состав - это 71-608К/КМ.
Ныне маршрут признан одним из самых низкодоходных маршрутов, выпуск на маршруте - 2 вагона в будни и 3 в выходные, но по факту бывает и меньше.
Периодически звучат нотки о закрытии маршрута, но пока так всё и остаётся на своих местах. Высоким спросом не пользуется, но своё пассажир всё равно есть.
В следующий раз речь пойдет о троллейбусной копейке.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#трамвайные пути #общественный транспорт #история #маршруты #железнодорожный вокзал #smatvey #краеведение #башкортостан