Найти тему
Вадим Шабаев

Законсервированное детство.

Фото из личного архива. Я справа.
Фото из личного архива. Я справа.

Очень часто в различных постах люди сравнивают своё советское прошлое с нынешней жизнью. Кто-то боготворит, кто-то проклинает. Наверное, у каждого своя правда.

Мне, как человеку, родившемуся в 1978 году трудно судить объективно. Ведь моё детство пришлось на перестройку и прошло оно большей частью не в СССР.

Мой отец был военнослужащим. И как раз в 1986 году его направили служить в Монголию. Следующие пять лет для меня были немного законсервированы в пределах военных городков.

Точнее в двух. Сначала мы приехали в Баганур. Это небольшой город недалеко от реки Керулен. Вокруг него располагались угольные разрезы, где уголь добывали открытым способом. Советских гражданских специалистов там в то время было много.

Впрочем, военный городок находился не в самом Багануре, в нескольких километров от него в степи. Это была закрытая автономная зона со своей инфраструктурой. С развлечениями для детей там было туго, как и для взрослых. Я хорошо помню, как нас возили на экскурсию на угольный разрез и показывали шагающий экскаватор изнутри.

Через пару лет отца перевели в Улан-Батор. Там уже жильё для военнослужащих и гражданского персонала располагалось в городе. Правда, отдельными микрорайонами и на окраинах, но в городе.

А в стране вовсю бушевала перестройка. Одним из ярчайших впечатлений того времени для меня был поход в кинотеатр на фильм "Воры в законе".

Не знаю! Возможно, если бя я всю жизнь жил на одном месте, то увиденное не было бы для меня откровением. Я бы понимал, что в СССР есть почти официальные преступники, с которыми милиция ничего не может сделать. Что в стране, где все равны, есть богачи живущие в роскошных домах и раскатывающие на иномарках. Но повторюсь, моё сознательное детство пришлось на жизнь в военных городках, где финансово все были равны.

Помните эпизод в фильме "Бриллиантовая рука", в котором некий неформал просит у Горбункова прикурить? Но то была комедия. А вот картина "Авария - дочь мента" перевернула моё детское сознание. Начиная с внешнего вида главной героини, ну так далее.

Потом я впервые услышал "Сектор газа". Возможно, что-то путаю с хронологией, но разница невелика. Это сейчас при упоминании Юрия Хоя у большинства в памяти всплывают "Лирика", "Туман", "Пора домой". А в то время откровенный незавуалированный мат т табуированные темы шокировали многих.

Может быть, при проживании в Союзе я на фоне происходящих перемен был бы внутренне готов к этому. Но увы и ах!

Наверное, можно вспомнить ещё что-нибудь из кинематографа или музыки, но не вижу смысла.

Ну да ладно! Если показанное в кино ещё можно отнести к художественному вымыслу, то остальное государственное телевидение также стало удивлять. Из "Международной панорамы" я узнал, что на Западе не так уж и загнивают.Такому мнению способствовали и голливудские фильмы на видеокассетах: у каждого героя свой дом, свой автомобиль. Масла в огонь подливали и юмористы. Это в двухтысячных покойный ныне М.Н. Задорнов изрекал фразу: "Ну они и тупые!" А я помню его рассказы о первых поездках за границу, в которых он восхищался бытовым уровнем Запада.

В силу возраста я не знаю, какой КВН был до перестройки, но во второй половине восьмидесятых шутки казались очень смелыми. А освещал всю эту вакханалию "Прожектор перестройки".

Мой отец в те года заочно учился в ВАТТ (Военная академия тыла и транспорта), которая находилась в тогда ещё Ленинграде. Возвращаясь с сессии он привёз на русском языке, но изданную в Прибалтике, которая уже пыталась быть независимой. Сейчас бы такую продукцию назвали бы порнографией, а тогда... даже не знаю. Я нашёл газету случайно между книгами. Специально не искал, да думаю, что особо никто и не прятал. Не были родители ещё приучены. Это сейчас понятно, что напечатать можно что угодно, а в то время считал, что раз газета, значит, на одном уровне с "Правдой". Я нашёл это издание в тот день, когда в школе, огибая острые углы, учительница пыталась рассказать о тычинках и пестиках.

Однако, раз в год, обычно летом, мой отец брал отпуск, и мы ехали в Союз. Вот тогда для меня наступало настоящее потрясение. Дед брал меня с собой, когда шёл получать "ветеранскую", как он называл, колбасу. Видимо, это был какой-то продуктовый набор для участника ВОВ. Я искренне недоумевал, почему эти же продукты нельзя просто купить в магазине. Почему мы всей семьёй стояли в очереди за мылом, которое выдавалось по куску в руки. А меня ещё и гоняли по всёй очереди, чтобы каждый мог купить на один брусок больше..

Дело в том, что за границей в военторге я не чувствовал дефицита. Конечно, чёрная и красная икра с балыком и бужениной не лежали там свободно, Но колбаса, сыр, крупы, молочные продукты - с этим проблем не было.

В Монголию тогда полным ходом шли товары из Китая. Я помню, как в универмаге Улан-Батора отец покупал сразу пять плееров. Самых простых кассетных с тремя кнопками. Родственники заказали.

А в девяносто первом во время путча мы находились в Советском Союзе. Отца перевели в посёлок Наушки на самой границе с МНР. В конце августа мы должны были ехать в отпуск. А тут ЧП, в армии чуть ли не казарменное положение. А когда попытка переворота провалилась, мама от радости танцевала по комнате, радуясь и победе демократии и отпуску.

Я всё забываю спросить: не жалеет она о том танце.