Найти в Дзене

Сербия является первой и единственной страной, сбившей американский самолет-невидимку F-117.

27 марта 1999 г., в четвертую ночь после бомбардировки Югославии НАТО. стартовал F-117 Nighthawk, которым управлял Дейл Зелко , ветеран войны в Персидском заливе; возвращался на авиабазу Авиано в Италии после бомбардировки города недалеко от Белграда.
Однако, когда НАТО атаковало Сербию, они сочли югославскую противовоздушную оборону «устаревшей», но, как позже выяснилось, они не могли

27 марта 1999 г., в четвертую ночь после бомбардировки Югославии НАТО. стартовал F-117 Nighthawk, которым управлял Дейл Зелко , ветеран войны в Персидском заливе; возвращался на авиабазу Авиано в Италии после бомбардировки города недалеко от Белграда.

-2

Однако, когда НАТО атаковало Сербию, они сочли югославскую противовоздушную оборону «устаревшей», но, как позже выяснилось, они не могли ошибаться.

Операторы ПВО Белграда обнаружили, что могут обнаруживать самолеты-невидимки с помощью немного модифицированных советских радаров. В частности, модификации включали использование длинных волн, которые позволяли таким радиолокационным системам обнаруживать самолеты-невидимки на относительно коротком расстоянии, когда низкое радиолокационное сечение самолета было затронуто, когда двери бомбового отсека были открыты для сброса бомб весом 2000 фунтов.

Более того, сербы контролировали радиосвязь США и их союзников на частотах UHF и VHF (в основном в не зашифрованном виде - как Ливия сделала то же самое 12 лет спустя на начальных этапах операции Odyssey Dawn над Ливией.), а также смогли перехватить самолет НАТО ATO (Air Tasking Orders) Это позволяло ставить зенитные батареи на позиции, близкие к наземным целям.

Другими словами: сербская ПВО знала, где и когда смотреть на приближающиеся бомбардировщики.

Фактически, когда F-117 Nighthawk пролетел над Бужановцами , 3-я бригада 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Дани, вооруженная югославской версией советского ракетного комплекса Исаев С-125 «Нева», смогла обнаружить F-117 Nighthawk в диапазоне от около 23 км , работающих их оборудование не более чем на 17 секунд , чтобы избежать заперт на подавления противовоздушной НАТО.

Когда Дейл Зелко летел, он ничего не замечал, пока не увидел, как две ракеты пробили низкую облачность и направились прямо к его самолету. Первая пролетела над ним, достаточно близко, чтобы вызвать удар, но не взорвалась. Вторая ракета взорвалась, причинив значительный ущерб самолету и вынудив его потерять управление. Взрыв был достаточно сильным, чтобы его мог увидеть самолет Boeing KC-135, пролетавший над Боснией.

У Дейла Зелко были проблемы с катапультированием из-за перегрузок, которые не могли заставить его принять правильную позу, однако, когда его парашют наконец был раскрыт, он использовал радио выживания, чтобы послать сигнал бедствия и смог связаться с KC-135. который видел, как его сбили. Он смог приземлиться возле Румы, а затем быстро спрятался в дренажной канаве, которую он определил как яму при спуске. Затем, через 8 часов, его спасла боевая поисково-спасательная группа, летевшая на MH-53 , а затем Дейл Зелко узнал, что он был в нескольких минутах от того, чтобы быть захваченным некоторыми сельскими жителями.

В конце концов, Сербия послала это сообщение, чтобы насмехаться над НАТО;

-3

Сейчас останки F-117 находятся в музее Белграда.

-4
-5

Фактически, когда война между НАТО и Югославией закончилась, американский генерал посетил останки самолета в Музее в Белграде и спросил сербский персонал: «Как это было, сражение с самой сильной страной на земле?» на что сербский штаб ответил: «Мы никогда не воевали с Россией».