Как только я прилично подучила английский и немецкий, я начала мечтать.
Поступить в магистратуру в Европе, найти там работу, жить и радоваться. Я долго не хотела писать об этом, долго листала фотографии прошлых лет из "тех времен", где я за границей, и все-таки решилась собрать мысли воедино.
Помог мне это сделать, кстати, фильм "Гудбай, Америка", который зацепил мой взгляд в КАРО-приложении, и как выяснилось, не зря.
В фильме все очень правдиво и похоже.
Я узнала нас, русских. Увидела отличия нашего поведения и образа жизни от западного. Я узнала себя и намного лучше поняла себя, еще раз осознав по-настоящему русской, чему очень рада.
Нигде русскому человеку не будет лучше, чем в России, мне кажется. И вот почему.
Мне не давались иностранные языки, но я боролась. В итоге, ухо привыкло, а мозг таки запомнил нужное количество чужих слов, чтобы заговорить.
Я долгое время болела Европой, заграницей, учебой и работой там. Мечтала поехать учиться в Германию и остаться там на ПМЖ.
Я отчаянно учила иностранные языки. Они у меня не получались (я не понимала устную речь и не могла повторить услышанное), но я все равно учила. Мне повезло с преподавателями - Еленой Викторовной и Маргаритой Алексеевной - кто впервые показали мне на своем примере, что на иностранном заговорить МОЖНО. Главное, чтобы тренировать ухо и постоянно слушать аудио на английском.
Я засыпала и просыпалась под английскую речь несколько лет подряд, пока не начался прогресс.
Когда в первом моем университете девчонки в общаге красили губы, надевали юбку покороче, брали новую сумочку и шли гулять вечером, я сидела в наушниках и ботала английский.
Я готовилась к Кембриджскому сертификату (FCE). Кто-то сдает его в школе, а вот не могла время сдать на третьем курсе: первый раз провалила. Продолжила готовиться. Через год - в итоге сдала. До сих пор щеголяю им в резюме, мол, я не просто знаю английский - у меня еще бумажка есть.
Когда я выучила английский (то есть получила сертификат), мне очень хотелось начать говорить хоть с кем-то на языке, практиковать. В том городишке, где я жила, из иностранцев были только негры в соседней общаге: я боялась к ним подходить.
Тогда я пошла после практики работать летом в гостиницу на ресепшн. И проработала там до конца выпуска из первого универа. Насмотрелать на иностранцев. Попрактиковала язык. Были гости из Англии, Франции, все они говорили мне, что у меня хороший английский.
Я гордилась собой и своим английским! У меня, и правда, хорошо получается на нем говорить.
Однажды под новый год я была на смене, гостей в отеле почти не было, было тихо. Мне было нечем заняться, и я сидела в гугле: искала, куда мне пойти учиться дальше, чтобы применить английский.
И нашла.
Учеба по обмену в Норвегии и первое осознание, что я там - чужая
Приближался январь, новый год, для меня - последний курс в университете перед большой жизнью. (Тогда именно так и казалось).
Мне был всего 21 год, я никогда не видела себя технологом, на которого училась 5 лет, и теперь мне предстояло решить, как жить дальше.
Мой отец умер, когда мне было почти 15, маман через год привела другого мужчину в дом, сестра заканчивала школу и тоже поступала в вуз. Была жива бабушка, которая хотела, чтобы я пошла работать в Макдональдс.
Я понимала, что моя жизнь - только в моих руках.
Как жить после 5-ого курса и выпуска из университета, у меня в голове крутились 3 опции:
- пойти работать сразу (остаться в той же гостинице, где я работала на последнем курсе, или перейти в побольше);
- поступить в магистратуру в бизнес-школу за границу;
- поступить в магистратуру в Питер или Москву.
Хорошенько погуглив, я поняла, что мой сертификат FCE нигде не требуется и надо сдавать TOEFL или ITELS.
В московскую Вышку на вступительных была экономика, которую я не знала от слова "совсем": не потому что в региональных вузах так плохо учат!, а потому что я училась в техническом вузе, и нам давали только экономику производства на 5-ом курсе и экономтеорию на 3-ем, а еще бухучет, который никто не знал (потому что никто из технологов не воспринимает финансы всерьез).
Я начала готовиться к TOEFL. А также - к экзамену по математике на английском с логическими задачками - GMAT. Вот уж веселье началось! Сплошной английский, все, как я мечтала!
"Скорее бы уже за границу", - думала тогда я.
И вот я поступила в Петербург. Откуда - во втором семестре магистратуры поехала учиться по обмену.
Я - за границу!!!???? Ощущения, как "мама, я телевизоре".
Мне было все равно, куда ехать учиться на обмен. Конечно, я хотела в Германию. Ведь я учила немецкий на 5-курсе плюс он шел вторым иностранным в магистратуре.
В итоге, я получила грант и поехала в Осло.
Тихое мирное Осло. Где я впервые в жизни нашла друзей, где я впервые в жизни ходила гулять с ребятами, ходила в бар, на пати. Откуда уезжала со слезами на глазах.
Нет, не то, что бы я хотела там остаться. Наоборот, еще раз осознавала, что я там - гость.
Все 6 месяцев, которые я жила в Осло, я искала возможности остаться там хотя бы на стажировку летом.
У меня было временное разрешение на жительство в Норвегии, и я хотела по максимум использовать его. Я немного поездила по Европе бюджетно, а теперь мне хотелось попасть на стажировку здесь, в Европе, в Скандинавии, чтобы продлить этот вид на жительство!
Я писала в Германию, Норвегию, всю Скандинавию и Европу. Я рассылала резюме и мотивационные письма всюду! Мне отвечали, меня собеседовали, отклики были.
А потом мне позвонила мама и сказала, что умерла бабушка.
Я не верила своим ушам.
Моя бабушка. Которая ВСЕГДА была жива в моей жизни, которая любила меня безмерно, которую я недавно поздравляла с днем рождения по телефону, которая всегда была на моей стороне, что бы не случалось.
Теперь ее больше нет.
Билет домой стоил 80 тысяч рублей туда-обратно. У меня не было таких денег. У моей маман - тем более. Я так и не попрощалась с моей дорогой Лидой... Она приснилась мне на следующий день после похорон. Она смеялась и сказала мне, чтобы я не ревела, как обычно, резко махнув рукой.
Я перестала плакать. Но горечь невозможности попрощаться с самым близким человеком только потому, что я за границей, есть во мне до сих пор.
Я жалею, что послушала тогла маман и не поехала на похороны. Да, дорого. Ну и что!!! Надо было что-то придумать. Но маман с бабушкой были в плохих отношениях, поэтому никто меня в этой далеко не бюджетной поездке не поддержал.
В тот период я впервые осознала, что моя жизнь была и есть - в России.
Когда я ездила последний раз домой продавать ту квартиру, где жила бабушка и которую сдавали 5 лет, я рыдала каждую секунду, находясь там. Там, где проходило мое детство, где я была счастлива и где мне было можно всё.
Я забрала парадное покрывало, которым бабушка заправляла свою постель. Еще от нее у меня осталась новая шаль, которую она купила, сама не носила и берегла для меня. Я особо ее не носила, но запах бабушки вдыхала полной грудью. Еще у меня есть бабушкин портрет, который я полюбила в детстве и с которым бегала маленькой по двору с криками: "Лида-Лида-Лида-Константиновна!", что соседские бабушки говорили моей:
- Вон, как внучка тебя любит!
Да, я не попрощалась с бабушкой. Может, мы с ней до сих пор вместе? Мне кажется, я в неё. Я похожа на неё внешне и, надеюсь, что и характером. Но живя в этом проклятом Осло я потеряла очень родного близкого человека и не проводила его в последний путь.
И на кой черт мне теперь нужна была эта Норвегия??
В Питер я вернулась совсем другой, взрослой и дерзкой. Мне было нечего терять: я уже все потеряла, а денег у меня никогда не было.
В Петербурге меня сразу взяли на стажировку в табачную компанию, это был хороший вариант, о котором технолог из регионального вуза мог бы только мечтать.
Так мои первые шоры с глаз по поводу жизни за границей упали, нет, капитально грохнулись в пол с грохотом, в первый раз.
А еще был второй и третий.
Как я разочаровалась в Германии
Была у меня такая слабость и любовь - Германия.
Я начала учить их язык, мне казалось, что мне импонируют немцы своим трудолюбием, внимательностью к деталям. Я очень хотела стать, как они, и работать с ними, и жить среди них.
Через замужество я никогда не видела реализации этого замысла (я вообще как-то халатно относилась к тому, что я - девочка, и мне не помешает выйти замуж).
Я видела такой путь: поехать учиться или работать. Ну, поскольку учиться мне уже было не поехать в ближайшее время, значит, - работать!
Я нашла немцев в Питере.
Первая моя приличная работа на последнем курсе магистратуры бизнес-школы - это немецкая семейная компания, которая выросла из стартапа в небольшой бизнес да так удачно, что даже открыла офис продаж и поддержки проектов в России.
Я так радовалась за себя и радела за этот бизнес! Я так была благодарна, что меня взяли! Слушала, как начальник-немец постоянно болтает по-немецки постоянно в скайпе в партнерами и с нами, сотрудниками, - на английском.
Из всех сотрудников компании немецкий знал только начальник-немец, директор по продажам и я. Остальные владели английским, поэтому в основном мы говорили на английском. (Правда, немец с директором по продажам всегда (!) даже в нашем присутствии говорил только по-немецки).
"Вот подучу немецкий!" - наивно думала я.
Это он, немец, взял меня на работу. Он отбирал людей не только по образованию, уровню языка, но ипо гороскопу. Последний его вопрос на интервью мне был, какой у меня знак зодиака. О, как.
Он как будто поверил в меня, мне так казалось. Сразу отправил меня в Германию на конференцию.
Мне даже начинало нравиться, что он приходит на работу с собачкой (йоркширский терьер с жутко вонючими зубами) и слушает на работе классическую музыку. Я была рада, как ребенок, когда меня отправили на конференцию в Мюнхен. Там было мое первое выступление и первая маленькая победа: я всем понравилась, мне апплодировали взрослые дяди и тети из Мюхена, Дуйсбурга, Парижа, Варшавы.
У нашего начальника-немца была (и есть, наверное) жена. Это русская женщина, наш директор по продажам. Пока мне коллеги не сказали, что они муж и жена, я не догадывалась - наивный ребенок!
Немец давал мне мелкие задачки из серии сделать презентацию, найти картинки, нарисовать то или это. После большого опыта подготовки слайдов за 10 минут в бизнес-школах перед выступлением, я рисовала ему материалы в пауэр-пойте супер-быстро. Ему все нравилось.
А его жена была моей прямой начальницей: с ней мы работали близко, я помогала ей, искала клиентов. Вот она на фото ниже.
А потом все закончилось.
В целом, мои впечатления от работы у немцев можно уместить в несколько пунктов.
1 - русским не доверяют важных задач
Я всегда чувствовала себя дешевой рабсилой, которая должна продавать немцекий софт в России, который делают индусы и который лагает через раз.
Я помню, как познакомилась с Оксаной, девушкой из Украины, которая вышла замуж за француза и тоже работала в этой компании только в парижском офисе.
Так вот, Оксану на всех встречах уже принимали за свою: она знала французский, у нее была иностранная фамилия, она была уже "своей". Хотя мы с ней ровесники и обе, считай, из одного постсоветского пространства. Но нет, мне не доверяли, а ей - доверяли.
2 - все строится у немцев через отношения: они верят только некоторым людям
Пока у меня были хорошие отношения с начальницей (женой немца), он ко мне хорошо относился, помогал, коучил, наставлял, советовал. Когда же отношения с начальницей стали портиться (она была очень токсичной женщиной для меня, давила), немец меня перестал замечать и давать задачи.
3 - я перешла им дорогу где-то
Я не понимала, как это произошло, но где-то мы потеряли контакт. Немец меня игнорил, даже стебал. Его жена что-то мне давала делать, но чисто из вежливости. А не увольняли лишь потому, что по ТК РФ не могли. Мне казалось, что все ждут, пока я сама уйду.
К этому все и шло.
Я была сильно отравлена и уже хотела уйти. Как внезапно, немцы продали свою компанию. Вдруг созвали митинг онлайн всех офисов и объявили, что компанию купил австралийский провайдер и теперь начинается интеграция.
Интеграция бизнесов задержала меня в этой конторе еще на год.
Руководство сменилось. Немец по-прежнему что-то решал, но уже не был гендиректором. Хотя, конечно, он и его жена успели охарактеризовать каждого из нас, кто работал с ними в России. Я уверена, что обо мне ничего хорошего не сказали.
В одну "прекрасную" пятницу наш офис уволили. Новое начальство использовало нас ровно год для успешной интеграции бизнесов, а потом - просто сказало "пока".
Мне предложили должность офис-менеджера, ребятам из техподдержки - работу из дому. Я отказалась от офис-менеджера (он же бухгалтер, он же кадровик) и ушла.
Если бы меня уволил немец, я бы еще поняла. Но меня увольняли с чьей-то другой подачи. Как мне казалось, у меня сложились хорошие отношения с новым руководством, мне хотели дать новую должность с английским и немецким. А потом вдруг раз - и замяли.
Я экстраполировала свой неприятный опыт работы с немцами и на других европейцев - англичан, американцев. Всем все равно на нас, как ни крути. Никто не хочет связываться русскими.
Ту мою предполагаемую русскую должность якобы замяли ввиду того, что не могли доверить видеть контракты региона ЕМЕА (сюда входили офисы Польши, Франции, Германии). Мне просто не доверили ту работу.
4 - я вам еще как скажу про всех европейцев и не только
После этого опыта я работала в Deutche Telekom, где наслушалась вдоволь невоспитанных, орущих по-немецки немцев в то время, как митинг идет на английском.
Сейчас я обслуживаю лондонский и японский офис, где вижу, НАСКОЛЬКО сложно ладить с девушками-японками и НА КАКОМ же разном английском мы все-таки говорим.
Никогда нас не примут, никогда мы не станем такими, как они.
Я никогда не смогу слепо следовать их порядкам, их законам. А изучить их досконально я просто не успею: тут с русскими хоть бы разобраться, что за выплаты и как все устроено)))
5 - русский за границей - нищий
Когда я искала работу в финансах, я случайно вышла на Польшу. Они разместили вакансию на hh.ru и искали русского человека. Сколько вы думаете денег они мне предложили? 700 евро.
Сейчас один мой знакомый учится в США на PhD и проводит вебинары на тему, "как выжить в Штатах".
Я сама себя помню, как лысела от цен норвежских супермаркетов! Как первое, о чем думала, КАК выжить, КАК бы так прожить, здесь полгода чтобы деньги на карточке не закончились.
6 - наши европейские ровесники - совсем еще дети
Европа и Америка - это про пати, про свободу, про проекты. В 25 лет никто не думает ни о семье, ни об ипотеке, ни о коммунальных услугах, ни о подработке за копейки на еду.
Только русские озадачены этими вопросами практически с пеленок.
У меня был студенческий приятель (когда я уехала в Осло, его отчислили в тот семестр, а когда я вернулась, он уже съезжал из общаги, и тогда я его видела последний раз: он уехал в Москву), так вот он так радовался за меня! Ему так и не посчастливилось поехать поучить и пожить в Европу.
Один мой преподаватель говорил мне, что мне надо имигрировать обязательно. Тогда я считала, что он прав. А теперь - меня никакими миллионами туда не заманишь.
Назад на родину, где я дома: "Гудбай, Америка!"
Когда я вернулась в Петербург после обучения по обмену в Осло, я сильно рыдала.
Все казалось как будто таким забытым и отчасти чужим.
Я отвыкла от русских, от переполненного метро, отвыкла от грубости продавщиц в супермаркетах и банке, отвыкла от полных маршруток после маленького деревенского Осло, где я ходила пешком и везде добиралась за полчаса в самый дальний уголок.
Но именно тогда я четко поняла, что мое место - здесь, здесь - я дома.
Поработав с англичанами, немцами, французами, японцами, я еще больше понимаю, что НИКОГДА мы будем понимать друг друга. Да, будут вежливые смол-токи, улыбки до ушей по поводу и без, все права будут защищены (и женщин, и детей), будет пенсия и страховка.
Никогда мы не будем такими, как они. И будем ли мы счастливы в этом случае?