Найти тему
Тестовый канал

Платье из прекрасного далека

Поверхностный, но сильный интерес людей XVIII века к Азии и Африке отразился в архитектуре, мебели, посуде, одежде и обуви множеством способов. Одним из них были ткани в стиле шинуазри (chinoiserie или chintz).

Обычно это был хлопок, ткавшийся и расписывавшийся вручную в Индии. Однако сами индийцы не приобретали такие ткани: это был товар исключительно для экспорта в Европу, созданный с учетом европейских вкусов и европейской же жажды экзотики, а еще — мечты о далеком месте, где все прекрасно, где лес, как малахитовый браслет, где растут пальмы и фантастические цветы.

Впрочем, к реальности эта мечта имела мало отношения: узоры шинуазри были представлением индийцев о том, что европейцы думают о других странах. Просто сообщаю: первое платье сделано из европейской ткани, подражающей индийской ткани, которая копировала китайский мотив, основанный на европейском. Ткань для второго и правда прибыла из Индии, но от этого не легче.

А делалось это так: ткань предварительно покрывали воском, оставляя лишь те места, на которые нужно было нанести рисунок, а потом погружали в чан с краской: красной, желтой или синей. Зеленый цвет достигался наложением желтого и синего. Кое-что рисовалось от руки.

Несмотря на то, что ткани шинуазри делались долго и стоили немало (даже если делались в Европе), они ценились несколько ниже, чем шелка из предыдущего поста. Аристократы приобретали их для украшения дома, буржуа — для дома и одежды. Как и любые другие, эти ткани многократно перекраивались и из домашнего текстиля становились одеждой взрослых, затем детей.

Часть юбки. Третья четверть XVIII века, Индия, для экспорта в Данию. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/229993
Часть юбки. Третья четверть XVIII века, Индия, для экспорта в Данию. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/229993

А затем, к 1760-м годам, популярность шинуазри упала. Впрочем, не до абсолютного нуля: эти ткани используются и сейчас, например, в датском народном костюме.