Мой отец попал в стационар. Врач попросил приобрести лекарство, которого у них нет и без которого шансы на успешное лечение не впечатляют. В интернет-аптеках или нет или ждать несколько дней доставку. А ждать возможности просто нет. Потомались по аптекам города, ничего не нашли. Поэтому, напрягая память, поднимаем все контакты. Вспомнила я и про Катю.
Катя директор аптеки в нашем городе. Короче, лекарство нашли. Позвонила я поблагодарить Катю вечером да и поболтали мы с ней. Катя и рассказала о своих проблемах, обидах и непонимании.
У Кати есть родной старший брат Павел. Павел еще не стар, полон сил, пенсионер в отставке (он бывший полицейский), сейчас помощник начальника службы безопасности на одном из предприятий московской области. У Павла единственный сын 24-лет. Когда-то давно родители помогли Павлу приобрести свое жилье: продали дачу, машину, отдали накопления. Родители жены то же денег дали хорошо. Потом Павел с женой уже сами добавляли и улучшались. У Кати двое детей: дочь и сын, оба школьники. Есть муж. Родители и ей помогли с жильем в свое время.
Много лет назад, когда Катя еще была студенткой, их маме поставили диагноз фиброз легких. С тех пор легкие у нее медленно, но планомерно разрушаются. Она давно на инвалидности. Три года назад умер их отец. Цветущий веселый мужчина просто исчез за неделю. Мама осталась одна. И хотя родители жили в нашей же области, но в соседнем городке маленьком и очень древнем. До него сорок километров. Кататься на регулярной основе к маме приходилось Кате. Совмещать такие поездки, работу и семью сложно. Поэтому необходимо было забирать маму к одному из детей. Павел с сестрой решили, что имеет смысл продать родительскую квартиру и построить в нашем городе маме отдельное жилье. Тем более, что новостройки на этапе строительства стоят дешевле, чем вторичка. Катя занялась продажей. К сожалению, стоимость родительской квартиры оказалась не столько велика, как они рарассчитывали. Денег хватило только на саму квартиру - взяли большую однушку с очень большой кухней и приемлемой комнатой, нормальной прихожей и совмещенным санузлом. Квартира 50 квадратов. А вот на отделку денег не осталось.
Тогда Павел и Катя договорились, что они сделают маме хороший ремонт напополам. А пока достраивался дом сняли маме квартиру в нашем городе то же на пополам. Дом должны были сдать в апреле. Но из-за всех известных приключений прошедшей весны сдача жилья затянулась. Ключи от квартиры они получили только в последних числах июля. К сожалению, самоизоляция существенно подорвала финансовое положение обеих семей. У Кати муж сидел без работы до июня, в июне вышел на четырехдневку, так как предприятие с трудом держится на плаву и все время идут разговоры о банкротстве. У Павла жена то же не работала все это время. Она продавец в меховом магазине. Еще в начале лета Катя с братом решили, что ремонт будут делать максимально простой. Но все равно выходит очень дорого. Бригады просят от 6000 рублей за квадратный метр, плюс материалы, плюс потолки, которые надо будет делать отдельно. Как не крути выходит очень небюджетно. Сами попробовали, ничего нормального не получается. Все криво, косо и долго очень. Тем более, что Павел ездить каждые выходные делать ремонт не может. Один раз приехал, а потом то одно, то другое.
Недавно к Катаному мужу приезжал друг. Узнав об их проблеме, он согласился помочь с ремонтом - сам он электрик. Свою работу он готов сделать бесплатно, так же у него есть приятели, которые готовы сделать скидку. Выходит, что заплатить надо будет 4000 за метр. То же не дешево, но меньше уже не найти. Катя обрадовалась, позвонила брату, говорит все, как есть. Получается, что с каждого из них по двести тысяч надо плюс/минус, и максимум через два месяца мама переедет в свою квартиру, о чем она давно уже мечтает. Вот только брат начал сомневаться, а сделает ли бригада все нормально, а может лучше поднакопить денег и сделать потом и нормально, а пока мать пусть на съеме поживет. Катя говорит, хоть мы и на пополам съем маме оплачиваем, но мне сейчас это дорого, тем более, что есть вариант жить в своем жилье. Хочешь так, тогда сам полностью оплачивай маме съем и объясняй ей, почему ремонт откладывается. Павел предложил тогда, мол, ты начинай ремонт, а я потом подключусь. Хорошо, договорились. Катя взяла кредит на свою часть ремонта, договорилась с бригадой, купила материалов. Короче, ремонт начался.
Катя несколько раз звонила, напоминала брату об обещании, но он всякий раз повторял, что в ближайшие дни переведет. А буквально вчера он заявил, что у него денег нет. Оказывается девушка его сына беременна, и будущие деды решили, что ребенок должен родиться в браке, поэтому сейчас организовывают свадьбу. Получается очень дорого: наряды, кольца, ресторан, лимузин. Плюс, новобрачным где-то надо жить с ребенком. В итоге решили, что надо брать ипотеку, дадут вместе с родителями будущей жены денег пополам на первый взнос. Короче, у Павла денег нет и не предвидится в обозримом будущем.
- Давай, как-нибудь сама реши этот вопрос, денег у меня нет, поэтому я больше в этом проекте не участвую, - сказал ей брат.
Как? Как его решить? И что значит «не участвую»? Брат решил, что своя семья для него важнее, что ему надо устроить жизнь своему сыну, создать условия для своего будущего внука, а мать может и подождать, в конце концов, жилье для нее - это не вопрос жизни и смерти. Катя вполне может забрать ее к себе в квартиру, если ей сложно снимать квартиру для матери. И ничего сложного в этом нет. И вообще это она затеяла эту историю с переездом, значит, ей и разгребать возникшую проблему. Пусть выделить комнату для матери, ну, может, смогут бабушка с внучкой пожить в одной комнате, а Катя с мужем к себе забрать в комнату сына. Многие так живут и ничего, никто не умер. Не нравится, пусть снимает жилье для матери. У него денег нет. Не хочет, пусть возьмет еще один кредит и закончит ремонт. А то, что ремонт уже идет, что люди работают, что с ними рассчитываться надо - это его не волнует. Сказал бы сразу, что не будет вкладываться матери в жилье, Катя бы иначе что-то решала, может, кредит бы сразу взяла на большую сумму. А сейчас второй взять куда сложнее с незакрытым первым.
А самое главное, Кате страшно обидно за мать. Мама всю жизнь в них вкладывалась, никогда ни в чем не отказывала, работала, холила, заботилась, а на старости лет оказалась ненужной. Пошла на поводу у детей и даже угла своего лишилась на старости лет. Вот как матери сказать, что сын от нее открестился? Как объяснить, что лимузин на свадьбу внука нужнее, чем ей жилье отремонтировать, чтобы в нем жить можно было, а не по съемным углам скитаться? Ладно бы, внук заболел, беременность сложная была, деньги на здоровье требовались. Нет же, деньги нужны, чтобы ресторан снять, чтобы «не хуже, чем у людей» гульнуть. А то, что мать с инвалидностью, как манну небесную ждет обещанную детьми квартиру - это не важно. И ладно бы сын хоть копейкой бы вложился, мол, вот в строительстве поучаствовал, больше сил нет, больше помочь не могу. Так сын не рублем не участвовал в строительстве, всю стройку продажей материнского жилья закрыли. И про обязательства свои забыл, что на себя принимал.
Катя, кипя от возмущения, позвонила его жене. А та ей в ответ на все претензии:
- А с чего бы это мы должны в чужое жилье вкладываться? Ты все сама заварила, сама и разгребай. А у нас куда денежки свои пристроить, найдется.
- Не знаю, - говорит Катя, - что и делать. За мать обидно до слез. И сказать ей боюсь, не переживет она такого предательства от сына. И денег нет ремонт заканчивать. И одной за съем квартиры для матери у меня денег не хватит платить. Ладно бы еще муж хоть бы стабильно работал, а то не сегодня завтра обанкротится завод, все на одну мою зарплату сядем. Работу сейчас найти сложно, столько организаций позакрывалось, а те, что остались за копейки работников берут. И многие идут, потому что деваться некуда. У нас вот то же надбавку сняли. Вроде бы как и не много, всего три тысячи, но не лишние. Короче, всюду клин. Рабочие звонят, а я второй день трубку не беру, не знаю, что им и говорить. Меня поступок брата словно на части разбил, я думать не могу, делать ничего не могу, такая обида.
Отлично понимаю Катю. Не знаю, как другие, но мы с братом с детства запомнили, что априори о родителях в их старости заботиться должны, так же, как и о своих детях. Лично я не понимаю, как можно сравнивать жилье для матери и свадьбу для сына.
А вы как считаете, допустимо ли вот так бросать мать без жилья, мол, пусть сестра с ней разбирается, а у меня своя семья есть? И не страшно ли, что потом и твой ребенок так же тебя бросит, воспользовавшись твоим же примером? И как теперь Кате выкручиваться из этой ситуации? Стоит ли говорить матери правду или нет?