Найти в Дзене
Киношная ночь

О том, почему "Гарри Поттер и Принц-Полукровка" – лучший фильм киновселенной

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Пару лет назад я в очередной раз перечитал все книги (в правильном переводе Росмэн, разумеется) и решил заодно устроить и киномарафон. Помню, давным-давно, когда я сходил в кино на 6-ую часть, мне было очень скучно, и тогда она показалась мне худшей. Каково же было моё удивление, когда пересматривая все фильмы, я обнаружил, что это напротив – лучшая, самая проработанная и шикарная по всем фронтам экранизация из всех.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Все фильмы о Гарри Поттере выполнены в разном стиле, и их условно можно поделить на несколько блоков. "Философский камень" и "Тайная комната" – это первый. В нём есть какое-то британское очарование, особая атмосфера рождества и волшебства в целом, эти два фильма сильно отличаются от остальных (да и в целом, сняты одним режиссёром), и я знаю людей, которые называют их своими самыми любимыми из всех. Что сказать, с этим не поспоришь, в них действительно очень много тепла и уюта. Опять пересмотреть захотелось.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Философский камень". Режиссёр – Крис Коламбус
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Философский камень". Режиссёр – Крис Коламбус

Дальше идёт третья часть. "Узника Азкабана" многие называют лучшей частью экранизаций. С одной стороны, я понимаю, почему – это действительно очень ладно сделанный фильм, в нём прекрасный сценарий, всё максимально качественно и динамично, атмосфера магии мира передана прекрасно. К тому же есть общая тема, которая проходит через всю ткань повествования – время. Нам постоянно показывают огромные часы Хогвартса, то в виде гигантского маятника, отмеряющего секунды, то в виде циферблата, через который смотрит Гарри.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Узник Азкабана". Режиссёр – Альфонсо Куарон
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Узник Азкабана". Режиссёр – Альфонсо Куарон

Гремучую Иву, которая разделяет историю на времена года – осенью она сбрасывает с себя листья, зимой снег и так далее. Ну и финальным аккордом выступает сюжетный твист с маховиком времени. Можно даже сказать, что в целом сюжет фильма является взглядом в прошлое, так как история Сириуса Блэка – это годы, проведённые в Азкабане в ожидании, история Коросты также непосредственно с этим связана, как и Люпина, Снегга и так далее.

-5

Но эта часть всегда меня немного раздражала своей, как бы это сказать... Несерьёзностью. Она вся как одна большая шалость, смотря её, чувствуешь себя пользователем Карты Мародёров. Что, несомненно, так и задумано, ведь Картой в титрах фильм заканчивается, а начинается с того, что Гарри просто колдует у себя под одеялом заклинание "Люмос Максима", хотя мы знаем, что он бы такого делать не стал – его бы ждало исключение из Хогвартса.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Узник Азкабана". Режиссёр – Альфонсо Куарон
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Узник Азкабана". Режиссёр – Альфонсо Куарон

Четвёртая часть, на мой взгляд, самая провальная. Из плюсов я бы назвал только причёску Гарри, которая наиболее близка к книге. Всё остальное мне категорически не нравится – картонные маски Пожирателей Смерти, никудышное лицо Сириуса в камине, слабые второстепенные персонажи, да и в целом, режиссура фильма сильно хромает. Отношения между героями показаны плосковато... "Кубок огня" просто слабый. Да, работа над фильмом была непростая, ведь мир Гарри Поттера в этой части значительно расширяется, но, факт остаётся фактом, получилось плохо.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок огня". Режиссёр – Майк Ньюэлл
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Кубок огня". Режиссёр – Майк Ньюэлл

С "Ордена Феникса" начинается последний блок фильмов о Мальчике, который выжил, и по своей стилистике он захватывает также и фильмы о "Фантастических тварях". К нему претензий мало, он действительно хорош, хотя местами и возникает ощущение, что чересчур мрачен. С одной стороны, странно в этом упрекать режиссёра, ведь пятая книга именно такая (мой 12-летний брат начал читать Гарри, и на "Ордене" застрял, он воспринимается тяжелее, чем другие). В остальном же работа образцовая. Ошибки 4-ой части исправлены, у нас новые Пожиратели, лица в камине, новые спецэффекты, и магия стала выглядеть просто шикарно, одна битва Дамблдора с Волан-де-Мортом чего стоит.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Наконец, "Принц-полукровка". Почему я отдаю предпочтение ему и пересмотрел этот фильм раз 10 с тех пор, как по-настоящему открыл его для себя? Если коротко, то потому что он вобрал в себя всё лучшее, что было в других фильмах о Гарри. Во-первых, стиль пятой части здесь окончательно закрепился и была обнаружена та самая середина между мрачностью, от которой в последних книгах о Гарри никуда не денешься, и теплом детства и приключений, связанных с ним. На мой взгляд, самая яркая тому иллюстрация – это короткая сцена, в которой Рон и Гарри устраивают битву за обладание новым учебником зельеварения.

Далее – тема. За исключением третьего фильма, "Принц-Полукровка" – единственный фильм, в котором она есть, и эта тема "любовь". Рискую показаться излишне сентиментальным, но, на мой взгляд, здесь показан тот самый потрясный возраст, когда все мы начинаем влюбляться и жить своими мечтами и страданиями, связанными с любимыми. Весь фильм пронизан историями любви Гермионы к Рону, Лаванды к Рону, Гарри к Джинни, Ромильды к Гарри. С другой стороны они уравновешиваются одиночеством Малфоя, Снегга, Волан-де-Морта и, в конце концов, Дамблдора. Идеальный баланс.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Операторская работа – лучшая. Одна из причин, по которым хочется пересматривать этот фильм снова и снова. Воздушные пролёты камеры, облетающей смотровые башни Хогвартса, потрясающие кадры, выверенные до миллиметра...

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Музыка – бесподобная. Мне кажется, ни в одной части не была проведена такая работа над саундтреком, как здесь. Преимущественно она не запоминалась, за исключением гениальной основной темы Джона Уильямса, кочующей в разных вариациях из фильма в фильм. Здесь же у картины есть свои собственные мотивы, работающие на раскрытие сюжета – грустные, романтичные, отражающие опять-таки тему любви.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Лого не является частью фильма:)
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-Полукровка". Режиссёр – Дэвид Йейтс Лого не является частью фильма:)

Про двойную экранизацию "Даров смерти" скажу коротко: она хороша, но недостаточно. Там всё на своих местах, но как будто не дотягивает до того, каким могло бы быть. В очень многих сценах возникает ощущение какой-то обязательности происходящего, нет лёгкости, с которой смотришь другие фильмы о Гарри, не задумываясь ни о чём и погружаясь во вселенную без остатка. Есть и хорошие сцены, и неплохие мелодии, но нет собранности, какой-то слаженности всего происходящего, и к тому же в финале зашкаливающее количество пафоса, которого в других фильмах серии, пожалуй, почти нет.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II". Режиссёр – Дэвид Йейтс
Кадр из фильма "Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II". Режиссёр – Дэвид Йейтс

Согласны с тем, что 6 часть лучшая? Если нет, то какую бы поставили на первое место и почему? Ставь лайк и подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить следующий материал!

Тут ещё:
"Хоббит": как можно было сократить трилогию на 4 часа