Пару лет назад я в очередной раз перечитал все книги (в правильном переводе Росмэн, разумеется) и решил заодно устроить и киномарафон. Помню, давным-давно, когда я сходил в кино на 6-ую часть, мне было очень скучно, и тогда она показалась мне худшей. Каково же было моё удивление, когда пересматривая все фильмы, я обнаружил, что это напротив – лучшая, самая проработанная и шикарная по всем фронтам экранизация из всех.
Все фильмы о Гарри Поттере выполнены в разном стиле, и их условно можно поделить на несколько блоков. "Философский камень" и "Тайная комната" – это первый. В нём есть какое-то британское очарование, особая атмосфера рождества и волшебства в целом, эти два фильма сильно отличаются от остальных (да и в целом, сняты одним режиссёром), и я знаю людей, которые называют их своими самыми любимыми из всех. Что сказать, с этим не поспоришь, в них действительно очень много тепла и уюта. Опять пересмотреть захотелось.
Дальше идёт третья часть. "Узника Азкабана" многие называют лучшей частью экранизаций. С одной стороны, я понимаю, почему – это действительно очень ладно сделанный фильм, в нём прекрасный сценарий, всё максимально качественно и динамично, атмосфера магии мира передана прекрасно. К тому же есть общая тема, которая проходит через всю ткань повествования – время. Нам постоянно показывают огромные часы Хогвартса, то в виде гигантского маятника, отмеряющего секунды, то в виде циферблата, через который смотрит Гарри.
Гремучую Иву, которая разделяет историю на времена года – осенью она сбрасывает с себя листья, зимой снег и так далее. Ну и финальным аккордом выступает сюжетный твист с маховиком времени. Можно даже сказать, что в целом сюжет фильма является взглядом в прошлое, так как история Сириуса Блэка – это годы, проведённые в Азкабане в ожидании, история Коросты также непосредственно с этим связана, как и Люпина, Снегга и так далее.
Но эта часть всегда меня немного раздражала своей, как бы это сказать... Несерьёзностью. Она вся как одна большая шалость, смотря её, чувствуешь себя пользователем Карты Мародёров. Что, несомненно, так и задумано, ведь Картой в титрах фильм заканчивается, а начинается с того, что Гарри просто колдует у себя под одеялом заклинание "Люмос Максима", хотя мы знаем, что он бы такого делать не стал – его бы ждало исключение из Хогвартса.
Четвёртая часть, на мой взгляд, самая провальная. Из плюсов я бы назвал только причёску Гарри, которая наиболее близка к книге. Всё остальное мне категорически не нравится – картонные маски Пожирателей Смерти, никудышное лицо Сириуса в камине, слабые второстепенные персонажи, да и в целом, режиссура фильма сильно хромает. Отношения между героями показаны плосковато... "Кубок огня" просто слабый. Да, работа над фильмом была непростая, ведь мир Гарри Поттера в этой части значительно расширяется, но, факт остаётся фактом, получилось плохо.
С "Ордена Феникса" начинается последний блок фильмов о Мальчике, который выжил, и по своей стилистике он захватывает также и фильмы о "Фантастических тварях". К нему претензий мало, он действительно хорош, хотя местами и возникает ощущение, что чересчур мрачен. С одной стороны, странно в этом упрекать режиссёра, ведь пятая книга именно такая (мой 12-летний брат начал читать Гарри, и на "Ордене" застрял, он воспринимается тяжелее, чем другие). В остальном же работа образцовая. Ошибки 4-ой части исправлены, у нас новые Пожиратели, лица в камине, новые спецэффекты, и магия стала выглядеть просто шикарно, одна битва Дамблдора с Волан-де-Мортом чего стоит.
Наконец, "Принц-полукровка". Почему я отдаю предпочтение ему и пересмотрел этот фильм раз 10 с тех пор, как по-настоящему открыл его для себя? Если коротко, то потому что он вобрал в себя всё лучшее, что было в других фильмах о Гарри. Во-первых, стиль пятой части здесь окончательно закрепился и была обнаружена та самая середина между мрачностью, от которой в последних книгах о Гарри никуда не денешься, и теплом детства и приключений, связанных с ним. На мой взгляд, самая яркая тому иллюстрация – это короткая сцена, в которой Рон и Гарри устраивают битву за обладание новым учебником зельеварения.
Далее – тема. За исключением третьего фильма, "Принц-Полукровка" – единственный фильм, в котором она есть, и эта тема "любовь". Рискую показаться излишне сентиментальным, но, на мой взгляд, здесь показан тот самый потрясный возраст, когда все мы начинаем влюбляться и жить своими мечтами и страданиями, связанными с любимыми. Весь фильм пронизан историями любви Гермионы к Рону, Лаванды к Рону, Гарри к Джинни, Ромильды к Гарри. С другой стороны они уравновешиваются одиночеством Малфоя, Снегга, Волан-де-Морта и, в конце концов, Дамблдора. Идеальный баланс.
Операторская работа – лучшая. Одна из причин, по которым хочется пересматривать этот фильм снова и снова. Воздушные пролёты камеры, облетающей смотровые башни Хогвартса, потрясающие кадры, выверенные до миллиметра...
Музыка – бесподобная. Мне кажется, ни в одной части не была проведена такая работа над саундтреком, как здесь. Преимущественно она не запоминалась, за исключением гениальной основной темы Джона Уильямса, кочующей в разных вариациях из фильма в фильм. Здесь же у картины есть свои собственные мотивы, работающие на раскрытие сюжета – грустные, романтичные, отражающие опять-таки тему любви.
Про двойную экранизацию "Даров смерти" скажу коротко: она хороша, но недостаточно. Там всё на своих местах, но как будто не дотягивает до того, каким могло бы быть. В очень многих сценах возникает ощущение какой-то обязательности происходящего, нет лёгкости, с которой смотришь другие фильмы о Гарри, не задумываясь ни о чём и погружаясь во вселенную без остатка. Есть и хорошие сцены, и неплохие мелодии, но нет собранности, какой-то слаженности всего происходящего, и к тому же в финале зашкаливающее количество пафоса, которого в других фильмах серии, пожалуй, почти нет.
Согласны с тем, что 6 часть лучшая? Если нет, то какую бы поставили на первое место и почему? Ставь лайк и подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить следующий материал!
Тут ещё:
"Хоббит": как можно было сократить трилогию на 4 часа