Скучное вступление, которое все пропускают, но вы так не делайте (конкретно в этой статье).
Сейчас уже все знают, что когда-то праздник Хеллоуин назывался Самайн. Был это довольно типичный праздник окончания сбора урожая. Поскольку урожай имел возможность быть скудным в силу хреновости положения с сельхоз техникой в средневековье, то перспектива дожить до следующего года светила не всем. Так что праздник традиционно считался ещё и связанным с мертвецами, ибо находился на пограничье между миром живых (переживших) и миром мёртвых (кому не суждено пережить. Разумеется, первое легко могло перетечь во второе. А вообще, это всё отсебятина и имхо).
Далее в рамках партийной борьбы с пережитками царизма язычества, католическая церковь проявила несвойственную церкви современной гибкость. Вместо эффектного и вполне цивилизованного сжигания на кострах сторонников злополучного праздника, церковь, не долго думая, взяла традиционный католический День всех святых и перенесла его с мая прямо на Самайн.
Решение было неоднозначным. В конце концов, надо учитывать, что именно сжигание на кострах в средневековье считалось главным признаком цивилизованности. Хотя бы потому, что оно означало наличие у администрации средств на дрова. Это был вызов всему миру - можем себе позволить! А сколько нужно опытных специалистов, чтобы развести костёр в центре города или деревни, не боясь, что пламя переметнётся на соседние дома? Да и весело в конце концов, а жизнь в средневековье скучная, ну где ещё нормальному сельскому мужику на горячих баб посмотреть? А мужик-то он такой, его сегодня не развесели, а завтра в космос полетит от скуки. К счастью, благодаря самоотверженному трудоголизму сотрудников церкви, работающей в авральном режиме с переработками и без выходных, дорожную карту костров удалось оставить нетронутой. Ну а крамольные мысли о космосе были убраны в папку "атеистические бредни".
Так, и именно так, зуб даю (с пульпидом), начался процесс христианизации языческого Самайна в канун Дня всех святых. А века так с IX уже ассоциировался с самим Днём святых, а не его кануном, на который так-то Самайн и приходился, т.к. праздновался ночью.
Скучная часть о происхождении названий, которую нельзя было пропустить, ибо как-то некорректно.
Самайн.
Есть несколько вариаций произношения: саун, саунь, сауин, сауинь, есаул (ладно, этого нету). Если коротко, переводится как ноябрь. Также в разных вариациях мог означать "лето", "конец лета", "закат".
Хеллоуин.
Тут всё просто. Сокращение от All-Hallows-Even (Вечер перед Днём святых). У мужика дел много, баб много горячих в округе, на которых поглазеть нужно. Нет у него времени на длинные названия.
Конец скучной части.
К сути или какого чёрта статья на пару абзацев так растянулась, ненавижу праздники.
Собственно, существует заблуждение, что церковь затеяла всю эту возню с христианизацией Самайна чуть ли не из вредности. Вот жить не могли, чтоб не подпортить веселье жителям, не желающим расставаться с наследием предков, живущих сообразно природе. Можно даже встретить и трололо в стиле "хотели извести языческий праздник, а в итоге его пропиарили, святоши опять апкекались". Подливают масла в огонь и современные служители религии любви, называющие уже современный Хеллоуин праздником Сатаны, невольно подставляя средневековых коллег, который этот праздник и узаконили.
Но причины для борьбы с языческими праздниками были отнюдь не только религиозные, но и вполне обыденные. Более того, борьба эта на тот момент была в некотором роде необходима. Дело в том, что у нас с вами неверное представление о язычестве. Вот как вы представляете себе язычника? Добродушный паренёк в традиционном косплее, посыпающий землю зёрнами под ярким солнцем? У средневековых людей взгляд был несколько иной. Вот пример типичного язычника, который вполне мог возникнуть у образованного человека: бородатый, говорит на непонятном языке, плавает на драккаре, грабит деревни, убивая всех местных жителей и поклоняется челу, который любит висеть на дереве, подвешенный за шею.
Вот это и есть те самые язычники, которых ненавидели христиане. Конечно, не каждый язычник скандинав, но для христианина разницы нет. Язычник это в первую очередь варвар, не знающий цивилизации и убивающий ради наживы. Назови он себя хоть норман, хоть кривич, хоть кельт, суть для христианина одна.
Мне возразят, далеко не все языческие племена были агрессивны (и конечно же вспомнят крестовые походы, куда же без них). Это так, но не имеет значения. С точки зрения христианства, язычество само по себе, вне зависимости от формы, является почвой для маргинального поведения. А маргинальное поведение это то, что любой цивилизованный человек не приемлет. И так выходит, что в массовом сознании средних веков, язычник - это человек, живущий в прошлой эпохе, отставший от жизни старомодный консерватор, в то время как христианство стояло на передовой цивилизации и как всякое новшество категорически отвергало всё старое. Точно также, как современный мир отвергает христианство, ибо закон отрицания отрицания един для всех (короч, ответочка от истории за крестоносцев прилетела).
Ну и была ещё одна, более бытовая причина.
Во время празднования Самайна зародилась традиция наряжаться во всевозможных духов, дабы явившаяся в мир нечисть не смогла отличить человека от себе подобного. А ещё была интересная традиция в таком виде шантажировать соседей, что если ты им не заплатишь, то твою маскировку раскроют и вся твоя семья погибнет. А вот погибнет она от рук бесов или шантажистов уже следствия. А следователь он такой, ему тоже праздновать хочется, а не преступления раскрывать. В общем, работало это по принципу современных спам писем "мы знаем, где ты живёшь, переведи деньги вот сюда или из дома носа не суй", а иногда могли и просто грабить. Согласитесь, очень удобно ходить по местности, где все наряжены до неузнаваемости и не вызывать никаких подозрений. Свидетелей потом замучаешься опрашивать.
Или вот ещё одна замечательная природосообразная традиция - жертвоприношение животных. Что интересно, в описании праздника ничего не говорится про необходимость спрашивать разрешения у хозяев животных. Подобное омерзительно не только для католической церкви, но и для любого нормального человека. Вот гуляет у вас кошка с котятами во дворе, а на следующий день выясняется, что какие-то подонки ей брюхо вспороли, а котят и след простыл. Понравилось бы вам такое? Вот и тогда не нравилось.
Так что Самайн и прочие языческие праздники были насущной проблемой, вызывающие вполне объективные волнения в обществе, с которыми нужно было бороться.
Закончилось всё вполне успешным слиянием языческого и христианского. Как и всегда бывает при борьбе двух противоположностей, победило нечто среднее. Полностью искоренить Самайн не вышло, но он стал безобиден. Костюмированный рэкет уступил дорогу детскому "сладость или смерть", в жертву приносят разве что алкоголь, и даже современные костюмы нечисти не такие уж жуткие, да и наряжаться предпочитают всё больше в супергероев.