Замечание: музыкальные фильмы — это там, где песни и танцы играют важную роль в сюжете, и во время номеров события картины не останавливаются. Саундтрек в мюзиклах (классических и современных) — не только лучший способ дать оценку ситуации или персонажу: в тексте песен герои произносят реплики, а в танцах могут перемещаться между локациями или совершать сюжетно значимые поступки. Так что как бы хорош ни был «Звезда родилась» или «Богемская рапсодия», в этом списке их не будет. Только тру-мюзиклы, как завещал Бродвей.
Если бы у экранного мюзикла была своя страница в сети, то его статус сейчас был бы «Мертв». Лучшие фильмы этого жанра вышли во времена битломании, полосатого клеша и Элвиса Пресли. Последний вообще стал певцом, чтобы попасть в большое кино, и снялся в трех десятках музыкальных фильмов. В 60-е вышли «Поющие под дождём», «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди» и «Звуки музыки» — великое поющее кино, можно и отдельный список делать. В 70-е жанр уже начал впадать в анабиоз: в танцах остались только «Бриолина» и «Кабаре». И дальше хуже — тишина. Приговор вынесен, бальные туфли на гвозде в бетонной стене блокбастеров. Но это только видимость: в XXI веке кино снова начинает танцевать и петь. Собрали лучшее, что успели выпустить в самом шумном жанре за последние двадцать лет.
Величайший шоумен (2017, Великобритания, Франция)
Жанр: мелодрама, мюзикл, семейный
Режиссёр: Майкл Грэйси («Гарри Поттер и Кубок огня», «Донни Браско»)
Сценарий: Дженни Бикс, Билл Кондон (режиссер «Сумерек» и сценарист «Чикаго»)
В ролях: Хью Джекман, Мишель Уильямс, Зендая, Зак Эфрон
Рейтинг КиноПоиск: 7,5
Рейтинг IMDb: 7,6
Финеас Тейлор Барнум, может, и не был величайшим шоуменом в истории Америки, но незаметным этого персонажа точно не назовёшь. Современным маркетологам даже будет чему поучиться у этого парня: в XIX веке без всяких интернетов, ТВ и радио Барнум проворачивал такие манипуляции с примитивными СМИ, что с улиц Коннектикута попал в дворец королевы Виктории. При этом сам Барнум не был ни талантливым певцом, ни смазливым актером — просто крутой продавец и пиарщик. Карьера Финеаса началось с покупки старой афроамериканской рабыни, и показывая публике пожилую женщину, Барнум заработал тысячи долларов. Всё благодаря слухам: старушку и называли роботом-куклой, и считали няней Джорджа Вашингтона, и приписывали ей почти двухсотлетний возраст. Когда несчастная умерла, Барнум и тут не растерялся и устроил шоу из еt вскрытия. А дальше вообще ярмарка бесчеловечности: Барнум сделал звезду из карлика и организовал свадьбу лилипутов, билеты на которую могли купить только богатейшие семьи Англии и Америки; еще Финеас зарабатывал на сиамских близнецах, на парне из Питера с лицом, похожим на собачью морду (мальчику запрещалось разговаривать на публике — можно было только лаять и рычать); досталось и слону из Африки, и дочери вождя индейского племени. В общем, Финеас умел сделать шоу из самых трагичных историй. Кстати, в психологии даже термин имени шоумена есть — эффект Барнума. Это когда прочитав гороскоп или пройдя очередной тест по определению типа личности, мы радостного хлопаем в ладоши и завороженно говорим: «Да это же прям про меня!». И ещё про пару-тройку миллионов людей, но и неважно — вам уже продали размытую и обобщенную информацию по цене индивидуальной. Так работал и Барнум — на психологических манипуляциях с толпой.
Как это все показали в мюзикле? Как мотивирующую историю о мечтах, любви и успехе, с моралью, трагедией и потрясающе красивым Заком Эфроном. В общем-то, из истории выдающегося шоумена просто сделали эффектное шоу: и танцы, и песни, и костюмы выглядят как в серьезном, профессиональном театральном представлении, массово, качественно и современно. После просмотра многим захочется обновить свой плейлист треками из фильма, а заодно бросить скучную работу в офисе и пойти жонглером в бродячий цирк.
Трейлер:
Ла-Ла Ленд (2016, США, Гонконг)
Жанр: мелодрама, мюзикл
Режиссёр и сценарист: Дэмьен Шазелл («Одержимость»)
В ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг
Рейтинг КиноПоиск: 7,9
Рейтинг IMDb: 8
Миа Стоун подает кофе голливудским звездам, и мечтает как можно скорее оказаться по ту сторону кассы: бегает на прослушивания, учит сценарии и ждёт, когда ей наконец перезвонят. Себастьян влюблен в джаз, и вся эта массовая для него — второсортное топливо для бедных душой и далёких от искусства. Миа и Себастьян не могли остаться равнодушными друг к другу по законам мелодрамы, но по законам жизни в историях о мечтателях не бывает однозначных хэппи-эндов.
Этот мюзикл отличается от предыдущего примерно всем. Там, где в «Шоумене» были четко поставленные акробатические трюки и многоголосье, доводящее до мурашек, в «Ла-Ла Лэнде» скромный стук балетных туфель и подрагивающий голос Эммы Стоун. «Шоумен» — это что-то громкое, цветное, немыслимое без толпы и громких оваций, а «Ла-Ла Лэнд» — немного меланхоличная, камерная история. Хотя главная тема в обоих мюзикла схожа: счастье не всегда там, где кажется.
Трейлер:
Чикаго (2002, США, Германия)
Жанр: мюзикл, драма, комедия
Режиссер: Роб Маршалл («Мемуары гейши»)
Сценарий: Билл Кондон («Сумерки. Сага. Рассвет»)
В ролях: Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир
Рейтинг КиноПоиск: 7,7
Рейтинг IMDb: 7,1
По количеству номинаций на «Оскар» этот фильм уступает только «Титанику», «Ла-Ла Лэнду» и древнему «Всё о Еве». Тринадцать попадания в шорт-листы самой престижной кинопремии мира — достойный результат, пусть статуэток в итоге картина получила всего шесть (за лучший фильм в том числе).
Велма Келли — звезда водевиля. Рокси Харт — одна из безжизненных теней Велмы, запертых в собственной кухне. Рокси мечтает о сцене и о дуэте с кумиром, и судьба предлагает девушкам шанс спеться. Но не в роскошных нарядах из страз и перьев, а в тюремной форме: обе героини обвиняются в убийстве. Но страсть и актёрский талант могут не только приносить деньги и славу — в зале суда обе девушки должны выступить так, чтобы спастись от виселицы. Главное — не переиграть.
Трейлер:
Мулен Руж (2001, Австралия, США)
Жанр: мелодрама, мюзикл, драма
Режиссер и сценарист: Баз Лурман («Великий Гэтсби»)
В ролях: Николь Кидман, Юэн Макгрегор
КиноПоиск: 7,8
IMDb: 7,6
«Мулен Руж» — кабаре, в которое заходили Пикассо, Оскар Уайльд и принц Уэльский; открылось заведение в день окончания строительства Эйфелевой башни; а еще именно в «Мулен Руж» был исполнен первый публичный стриптиз. Про легендарную «красную мельницу» Парижа сняли восемь фильмов, интерьер и танцовщицы кабаре десятки раз изображались на картинах, а туристы и сейчас, спустя сто тридцать лет с момента открытия, стремятся посетить «Мулен Руж» и увидеть знаменитый французский канкан. Одноименный фильм в 2001-м стал первой попыткой нового века реанимировать жанр, и сердце мюзикла и правда застучало вновь, причем в бешеном ритме спасительного XXI. Успех «Чикаго» , вышедшего вслед за «Мулен Руж» , частично обусловлен стараниями База Лурмана и каста картины о самом известном парижском кабаре. Прелесть «Мулен Руж» в сочетании попсового слезливого сюжета с элементами классической оперы. Вероятно, это же сочетание мешает втянуться в происходящее на экране сразу: здесь, как в театре, нет заботливой долгой завязки, зрителя сразу бросают в хаос из многослойных юбок, раскрашенных лиц и неконтролируемых эмоций. Камеры крутятся, прыгают, и танцуют канкан вместе с участницами шоу. И за всем этим надо не потерять сценарный скелет: наивный британский поэт приезжает во Францию и влюбляется в звезду «Мулен Руж», которая уже обещана герцогу в обмен на финансирование нового представления. Бедные влюбленные тонут в мире похоти, собственничества и материализма.
Трейлер:
«Оскар» за лучшие костюмы и декорации; «Золотой глобус» в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», «Лучшая женская роль (Николь Кидман)» и «Лучший саундтрек».
8 женщин (2001, Франция)
Жанр: детектив, драма
Режиссер: Франсуа Озон
В главных ролях: Виржини Ледуайен, Даниэль Дарьё, Фирмин Ришар, Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Изабель Юппер, Людивин Санье, Фанни Ардан
Рейтинг КиноПоиск: 7,6
Рейтинг IMDb: 7,1
История в стиле Агаты Кристи. Время событий: 50-е годы. Место: красивый особняк, отрезанный от мира из-за внезапного снегопада. Жертва: мужчина, отец семейства, заколот ножом в собственной спальне.
Подозреваемые: восемь женщин. Жена, сестра, теща, дочери, свояченицы или служанки? Мотив по канону есть у всех, и, вместо рождественских посиделок у наряженной елки, женщины намерены выпотрошить правду друг из друга.
Трейлер:
Каст проекта удостоился «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
Рокетмен (2019, Великобритания)
Жанр: мюзикл, драма, биография
Режиссер: Декстер Флетчер («Эдди «Орел»»)
Сценарий: Ли Холл
В главной роли: Тэрон Эджертон («Kingsman: Секретная служба», «Эдди «Орел»»)
Рейтинг КиноПоиск: 7
Рейтинг IMDb: 7,4
Биография Элтона Джона в форме мюзикла. Фильму потребовалось почти двадцать лет, чтобы выйти на экраны — первые новости о разработке картины были еще в 2000-м. За время производственного ада главный исполнитель менялся трижды: сам Элтон хотел видеть в роли молодого себя Джастина Тимберлейка, потом появилась информация о том, что певца сыграет Том Харди, и только в 2018-м в касте утвердился Тэрон Эджертон. Как показал наградной сезон прошлого года, такие перемены пошли фильму на пользу: мальчик из секретной службы ее Величества за пение и танцы в неудобных костюмах получил «Золотой глобус», премию GQ Awards в номинации «Актер года», премию «Спутник» и номинации на BAFTA и «Оскар». Кстати, сам Элтон получил свой второй «Оскар» после «Короля льва» («Can you feel the love tonight») за песню «(I’m Gonna) Love Me Again».
Что покажут в сюжете: дом, где ребенок для всех — временное неудобство; поиски своего творческого пути; осознание собственной ориентации; пищевую цепь большого шоу-биза, в которой молодые таланты (особенно с анамнезом в виде трудного взросления и болезненной рефлексии) — низшая ступень и самая аппетитная добыча. Этот байопик в виде фэнтези-мюзикла не боится заставить зрителей почувствовать дискомфорт, так что легкого развлечения ждать не стоит.
Трейлер:
Mamma mia! (2008, США)
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссёр: Филлида Ллойд («Железная леди»)
Сценарий: Кэтрин Джонсон
В ролях: Мерил Стрип, Аманда Сайфред, Пирс Броснан, Стеллан Скарсгард, Колин Фёрт
Рейтинг КиноПоиск: 7,2
Рейтинг IMDb: 6,4
А вот здесь расслабиться можно. Красивый греческий остров, улыбчивая Мерил Стрип и песни ABBA — сплошной фестиваль тепла и позитива.
Софи Шеридан готовится к свадьбе, но девушку не покидает тревожное чувство: что-то мешает невесте спокойно выбирать между «айвори» и «космическим латте» и репетировать, каким тоном отвечать «Да!» в церкви. Все дело в неопределенности: героиня вдруг поняла, что хочет узнать собственного отца, прежде чем навсегда связать себя с любимым мужчиной. Проблема только в том, что Донна, мама Софи, не знает, кто настоящий папа нервной невесты. Софи ищет разгадку своего происхождения в маминых дневниках и приглашает на остров троих мужчин — кандидатов в счастливые отцы.
Трейлер:
Классный мюзикл (2006, США)
Жанр: мюзикл, мелодрама, комедия
Режиссёр: Кенни Ортега («Фокус-покус», «Наследники»)
Сценарий: Питер Барсоккини
В ролях: Зак Эфрон, Ванесса Энн Хадженс, Эшли Тисдейл
Рейтинг КиноПоиск: 7,1
Рейтинг IMDb: 5,4
Что может быть проще и скучнее, чем мюзикл о влюбленных подростках, которые ставят школьный мюзикл? Но не стоит преждевременно скептически закатывать глаза и пролистывать дальше: «Классный мюзикл» вошел в Книгу рекордов Гиннеса. И не за самый скучный сценарий. «High school musical» стал первым телефильмом, девять песен из которого одновременно вошли в список самых популярных на Billboard Hot 100. Альбом саундтреков к фильму стал платиновым в Ирландии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Португалии и Франции, а в США альбом был выбран лучшим в 2006-м году. В общем, фильм хороший, и музыка интересная. Кстати, в русском дубляже за Зака Эфрона поёт Сергей Лазарев, и это первый оригинальный фильм Disney, в котором переведенные саундтреки профессионально исполнялись на русском. Если с локализацией так заморочились, значит это кому-нибудь нужно.
Трейлер:
Все песни только о любви (2007, Франция)
Жанр: драма
Режиссёр: Кристоф Оноре
В ролях: Луи Гаррель, Людивин Санье, Клотильда Эсме
Рейтинг КиноПоиск: 7,4
Рейтинг IMDb: 7,1
Трагичный и оптимистичный одновременно мюзикл о любовном треугольнике, который распадается на отдельные линии и точки, а потом снова собирается в самые причудливые фигуры. Любовь в этом кино самая разная: традиционная с семейными ужинами у ее родителей, и свободная с его шумной коллегой в общей постели. И при этом фильм уходит далеко из уютной спальни: здесь будут говорить и о смерти близких, и о том, как ее пережить, и о том, что жизнь и любовь — неразделимо связаны.
Трейлер:
Тут постоянно слышна музыка, но герои практически не танцуют — интимную атмосферу происходящего даже в песнях стараются не спугнуть полушепотом.
Призрак оперы (2004, Великобритания)
Жанр: мюзикл, триллер, драма
Режиссёр: Джоэл Шумахер («Телефонная будка», «Роковое число 23»)
Сценарий: Эндрю Ллойд Уэббер (шоураннер и композитор мюзикла «Кошки». Не фильма, а оригинальной театральной версии)
В ролях: Джерард Батлер, Эмми Россам, Патрик Уилсон
Рейтинг КиноПоиск: 7,8
Рейтинг IMDb: 7,3
В основе фильма один из самых продолжительных мюзиклов Бродвея, а в основе мюзикла — один из самых знаменитых романов французского писателя Гастона Леру. Много готики, много оперы, много эмоций. Кристина Даэ — танцовщица кардебалета, которую неожиданно берут на солирующую роль в престижный оперный театр. Публика в восторге от таланта девушки, а хозяева театра вообще не в восторге от ее покровителя. Таинственный мужчина присылает владельцам письма с угрозами и управляет театром своими руками. Зрители перешептываются о призраке, в Кристина знает, что в стенах театра живет гений, скрывающий свой дар и свое лицо от мира. Но любовь «призрака» к молодой актрисе выводит на свет то ли человека с чистым сердцем и тяжелой судьбой, то ли монстра, желающего любой ценой получить свою возлюбленную.
Трейлер:
Отверженные (2012, Великобритания, США)
Жанр: драма
Режиссёр: Том Хупер («Король говорит!», «Девушка из Дании»)
Сценарий: Уильям Николсон («Эверест»)
В ролях: Хью Джекман, Энн Хэтэуэй, Рассел Кроу, Аманда Сайфред, Эдди Редмэйн, Хелена Бонем Картер, Саша Барон Коэн
Рейтинг КиноПоиск: 7,9
Рейтинг IMDb: 7,6
Много звезд, много наград (три «Оскара», столько же «Глобусов», а еще четыре премии BAFTA) и известный классик в первоисточнике (Виктор Гюго) — неплохая гарантия для удачного просмотра.
Жан Вальжан совершил немыслимое — в начале XIX столетия, во времена голода и наполеоновских войн, мужчина украл хлеб для семьи. Девятнадцать лет на каторге должны были научить Жана быть честным и добрым, но от людей после освобождения герой встречает лишь презрение. В общем-то, и поют здесь все о том, как трудно сохранить человечность в мире, полном злобы и чудовищ в людских обличиях. Жан встретит на своем пути тех, кому удалось сохранить веру в справедливость и сострадание, но все они по каким-то высшим законам умирают и оставляют герою в наследство лишь мудрость и частичку душевного света, чтобы сам Вальжан мог выстоять и спасти кого-то другого.
А если попроще, то это история о том, как вор меняет имя, становится мэром, встречает французскую версию Сонечки Мармеладовой и после ее смерти старается спасти дочь несчастной проститутки от ужасов окружающей жизни.
Трейлер:
Этот фильм стоит посмотреть не только ради музыки: «Оскара» в картине удостоили не только звук, но еще грим и прическа, а также Энн Хэтэуэй как лучшую актрису второго плана.
Рок на века (2012, США)
Жанр: мюзикл, мелодрама, комедия
Режиссёр: Адам Шенкман («Лак для волос», «Спеши любить»)
Сценарий: Джастин Теру («Железный человек 2»)
В ролях: Джулианна Хаф, Диего Бонета, Алек Болдуин, Том Круз, Кэтрин Зета-Джонс, Малин Акерман
Рейтинг КиноПоиск: 6,7
Рейтинг IMDb: 5,9
Фильм о ребятах, которые хотят играть рок, но постоянно скатываются в жизненную попсу. Что тут хорошо: Том Круз в роли глэм-рок музыканта, который во всем запутался; атмосфера бунтарских 80-х, крутые костюмы и каверы на треки знаменитых групп (Journey, Scorpions, Poison, Foreigner, Guns N' Roses, Bon Jovi, David Lee Roth, Whitesnake). В остальном набор для мюзикла стандартный: девочка из провинции с чемоданами амбиций; парень со второстепенной по жизни ролью, который готов рискнуть и показать себя; пара любовных линий, которые обязательно прерываются на пунктир из-за какой-нибудь нелепости; шанс всей жизни, который выпал случайно и дал героям возможность поверить в себя; американские горки успеха — то всеобщее обожание, то тухлые помидоры в лицо.
Трейлер:
Танцующая в темноте (2000, Дания, Швеция)
Жанр: мюзикл, драма
Режиссёр и сценарист: Ларс фон Триер («Догвилль», «Меланхолия»)
В ролях: Бьорк, Катрин Денёв
Рейтинг КиноПоиск: 7,9
Рейтинг IMDb: 8
Ларс фон Триер получил первую награду Каннского кинофестиваля за свой дебютный полнометражный фильм; а за призом жюри в те же Канны за свой пятый фильм режиссер просто не приехал, прислав вместо себя свою фотографию в шотландском килте; потом Триер создал целое направление в кинематографе «Догма 95», и заявил, что «кино умерло и взрывало к спасению»; датский режиссер составил свои десять правил съемки фильмов, в которых запрещал фильтры, эффекты, жанры, перенесение действий в другие эпохи и мнимые события вроде выстрелов и убийств; потом чуть подуставший от революционизма Триер изучал депрессию изнутри, когда снимал «Меланхолию», едва встав из кресла у психотерапевта; затем Триер снимал «Нимфоманку», где многие сцены секса снимались с настоящими порноактерами и без симуляций (как и сцена группового секса в первом фильме «Догмы 95» -«Идиотах»; в 2009-м после премьеры «Антихриста» режиссеру дали специальную награду за женоненавистничество; а в 2018-м Триер выпустил фильм о маньяке «Дом, который Джек», с премьеры которого в Каннах ушло около ста зрителей (идеальное описание этого фильма можно услышать в песне «Я бью женщин и детей», только в кино их еще расчленяют, насилуют и используют как сувениры). Все это не просто культурная справка, а развернутое предупреждение особо ранимым и чутким. Бедная иммигрантка Сельма живет с сыном в трейлере, работает на заводе и скоро потеряет зрение. Женщина в толстых очках сама похожа на слабого ребенка, который потерялся в чужой стране и прячется от мрачного мира в своих музыкальных фантазиях. Но если принцессам из мультфильмов такой подход помогал, то Сельме помочь никто не хочет. Болезнь женщины начинает проявляться и у ее сына, и чтобы дать ребенку возможность видеть этот мир, Сельма готова перетерпеть все. Но впереди у героини лишь мрак и темнота, в которые она готова шагнуть ради света в глазах сына.
Трейлер:
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.