Найти тему
Katerinka

Утопический социализм

Оглавление

Утопический социализм - теории о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества, которые исходили не из познания законов общественного развития и его движущих сил, a представляли собой чисто логические, умозрительные модели некоего общества будущего.

«... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И.)

Одним из теоретических предшественников утопического социализма был выдающийся мыслитель живший в XVI-XVII вв. - итальянский монах Томмазо Кампанелла, изложивший свое учение в книге "Город Солнца”.

Сильные стороны книги:

Общее достояние. Многие коммунисты, в том числе Владимир Ленин, набирались идей у Кампанеллы: в особенности касаемо того, что всё принадлежит всем. Имущество носит общественный характер, и никто не имеет права что-либо себе присвоить. Это обеспечивает равный доступ и пользование правами, распределяемыми должностными лицами.

Равенство людей и труда. Одним из ключевых выводов Кампанеллы было то, что люди должны заниматься именно тем, что им предназначено, и получать за это плату, достаточную для дальнейшего существования.

Власть «достойных». Кампанелла предлагал возводить в органы управления тех, кто заслужил это умственными способностями. Члены органов управления – не участники особой касты, а простые люди, что, несомненно, можно считать сильным местом модели.

Общество частичной демократии В «Городе Солнца» раз в месяц у простых людей была возможность высказать свои недовольства, связанные, например, с людьми у власти.

Право на образование. Пытаясь понять, к чему именно лежит душа, человек в таком обществе с самого детства имеет доступ к разным наукам, изучение которых составляет обязательную часть образования. Знания объявляются главной общественной ценностью.

Слабые стороны книги:

Отсутствие частной собственности. По мнению Кампанеллы, частная собственность подстрекает социальное неравенство, ибо социальная иерархия выстраивается именно по факту её наличия, поэтому в Городе Солнца её нет. Большинство предпринимателей, имея необходимые ресурсы, как раз и занимаются реализацией собственного потенциала, к которому призывает Кампанелла – без частной собственности это было бы невозможно.

Слабое положение женщины. Жителю XVII века был чужд феминизм, поэтому Кампанелла без зазрения совести предложил заменить частную собственность женщиной. Она, как и общественные блага, принадлежит всем, не имея мужа и исполняя единственную обязанность – по рождению детей.

Все строго регламентировано. В том числе и искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом, при этом рождение детей сравнивается с выведением скота. Любое отклонение от установленной нормы строго преследуется.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.

Утопический социализм возник почти одновременно в трех формах: во Франции его разновидностями были сенсимонизм и фурьеризм, в Англии - оуэнизм.

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма во Франции был Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825).

-2

Он рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня.

Он выделял следующие формы общества:

а) дикость;

б) античность;

в) феодализм;

г) капитализм;

д) индустриализм.

Основу всех этих видов общества, утверждал он, составляют отношения собственности, а решающим фактором общественного развития он объявлял разум.

Сен-Симон был убежденным противником капитализма, который он рассматривал как промежуточную стадию между феодализмом и индустриализмом. Основным его пороком он считал анархию производства и конкуренцию.

Классовую структуру капитализма Сен-Симон трактовал своеобразно: здесь общество, по его мнению, делится на два класса – земельных собственников и промышленников. К последним он относил и предпринимателей, и трудящихся, и интеллигентов, называя их производительным классом.

Государства в этом обществе не будет. Его место займет некая администрация, в функцию которой будет входить организация производства. Это приведет к ликвидации анархии производства. Распределение в новом обществе будет осуществляться по труду. В общем, центральное место в системе Сен-Симона отводилось принципу обязательности труда.

Главная заслуга Сен-Симона состояла в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному общественному строю. Тем не менее сконструированная им социалистическая система носила утопический характер. Переход к ней, по его мнению, должны осуществить промышленники, с помощью государства. В этой системе, по его мысли, должны сохраниться частная собственность и капиталисты, а следовательно, не будет социального равенства и сохранится анархия производства.

Другим великим французским социалистом-утопистом был Франсуа-Мари-Шарль Фурье (1772-1837).

-3

Исходным пунктом учения Фурье является его теория страстей. Все человеческие страсти он разделил на три группы:

а) материальные страсти;

б) влечения души;

в) верховные страсти.

Он утверждал, что человек создан богом как гармоничное существо, поэтому у него нет дурных страстей. Однако его положительные склонности, под влиянием исторических условий, превращаются в отрицательные. Задача состоит в том, чтобы изменить условия и сделать возможным гармоническое развитие всех способностей человека.

Серьезной научной заслугой Фурье является его трактовка истории человечества. Он полагал, что для достижения гармонии человеческих страстей необходим известный уровень развития производства. Всю предшествующую историю человечества он делил на четыре ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый из этих периодов подразделял на четыре стадии: детство, рост, упадок и дряхлость.

Основу будущего строя по утверждению Фурье будет составлять земледелие, а промышленности он отводил подчиненное место. Общество будущего, по замыслу Фурье, должно состоять из отдельных общин (фаланг) численностью до 2000 человек. Каждая община будет работать на своем участке земли, определять что и как производить, распределять созданную продукцию. В фаланге сохранятся капитал и частная собственность на средства производства.

Строй ассоциации, утверждал Фурье, создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленностью. Такая организация общества приведет к ликвидации различий между городом и деревней.

Особое внимание Фурье уделял организации труда. Он был убежден в преимуществах свободного труда и доказывал, что производительность такого труда будет чрезвычайно высокой, что позволит полностью уничтожить бедность и обеспечить общественное равенство всех людей.

Историческая заслуга Фурье состоит в острой критике капитализма и противопоставлении ему справедливого общественного строя, в котором человек труда займет достойное место.

Почти одновременно с Францией утопический социализм возник в Англии. Но ввиду того, что в этой стране капитализм был более развит, чем во Франции, английский утопический социализм имел некоторые особенности по сравнению с французским. Его представители считали, что новый общественный строй, который придет на смену капитализму, не будет знать ни капиталистов, ни частной собственности.

Наиболее видным представителем английского утопического социализма является
Роберт Оуэн (1771-1858). В своих работах он выступал как критик капитализма, но в отличие от Сен-Симона и Фурье, опирался при этом на классическую политическую экономию.

-4

Он считал, что единственным источником стоимости является труд и что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Р. Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Из теории трудовой стоимости Д. Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.

Но теорию трудовой стоимости Роберт Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами, которые маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы сколько часов труда затрачено на производство определенного товара.

Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена.

Свою критику капитализма Р. Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой люди будут заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Немалую роль в процессе организации общин Р. Оуэн отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. Он не понимал, что в условиях капитализма кооперация неизбежно приобретет буржуазный характер.

Вывод

В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и теоретических положений, содержащихся в трудах великих социалистов-утопистов, они сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли. Огромной заслугой утопического социализма является фундаментальная критика капиталистического строя. Социалисты-утописты впервые указали, что капиталистические отношения не вечны, не естественны. Рассматривая развитие человеческого общества как исторический процесс, где одна стадия сменяется другой, более высокой, они внесли ценный вклад в экономическую науку. По существу они поставили вопрос о преходящем характере капиталистического способа производства.

Общий вывод социалистов-утопистов из критики капитализма заключался в том, что этот строй не может обеспечить счастья для большинства людей, и что на смену капитализму должен прийти новый общественный порядок.

Несмотря на присущие утопическому социализму существенные недостатки, он сыграл прогрессивную роль. Однако следует признать, что по мере развития капитализма он становился тормозом развития классового самосознания. Утописты сочувствовали рабочим, но не видели в пролетариате той силы, которая может преобразовать общество, они были одиночками, оторванными от масс, поэтому их планы оказались обреченными на неудачу.