Найти тему
Ольга Михайлова

Показывать или рассказывать?

Часто натыкаешься на  высказывания: «...Если автор не в состоянии показывать, а только рассказывает, он не писатель. Писатель должен описывать!» Помилуйте…  Абсолютно обо всем,  что происходит в книге, автор может лишь рассказать. "Она была мертва". Это прием констатации факта.  «По трупу, паскудно жужжа,  ползали мухи. Рядом с ней  присела пара ворон и с любопытством примеривалась, с какого бы бока половчее клюнуть покойницу…»  Это вовсе не показ, это такая же констатация мелких фактов, которые складываются в  крупный факт:  «она была мертва».

Но сегодня почему-то считается, что автор не может сказать, что его герой  заплакал,  читатель-де этого не почувствует. Нет,  покажите, что «глаза его поблёскивали, а губы дрожали», и читатель сам дорисует эмоцию героя, лучше её прочувствует, прямо приобщится к ней.

Как бы ни так.

Во-первых, читатели все разные, и понять данное описание каждый волен по-своему. Мои, к примеру, глаза могут поблескивать, а губы дрожать, когда я сильно промерзну на сквозняке или нюхну амброзии. Герой – аллергик?

Во-вторых, герои тоже разные. Показывать, что «его лицо покрылось красными пятнами, тяжелые кулаки нервно сжались", можно,  а вот как мне понять,  что с героем? Рассердился? Огорошен? Испуган? Один сжимает кулаки от гнева, другой от страха, третий от волнения.  Таким образом, после этого «описания» автору все равно придется «рассказать» мне о том, что герой именно так нервничает, злится, или психует.

В-третьих, недостаток подобных «описаний» в том, что незадачливый автор вынужден исписывать мегабайты текста только затем, чтобы дать нам понять, что герой, к примеру, кому-то завидует. А в итоге, читатель, который осилил целую главу, из которой только и узнал, что герой – завистник, может нехило так послать писателя. Особенно сегодня, в век тотального дефицита времени. Я как раз таких описателей бездумно посылаю. Помню, Улицкая пыталась "описать", как отдельные эпизоды  жизни исчезали из воспоминаний женщины. Все описанное укладывалась в короткую фразу "Елена начала терять память", а передо мной был текст на пятидесяти страницах. Книга плавно перекочевала в мусорное ведро.

В моем понимании, автор равен именно рассказчику. Более или менее красноречивому, более или менее наблюдательному. Его речь может быть лаконичной или пространной, но это именно речь. Добавлю, что современная форма романа – результат многовекового развития, в течение  которого была выработана подлинно лучшая форма передачи событий и эмоций. Зачем изобретать велосипед?