Биологический и хронологический возраст
Современные достижения цивилизации, а вместе с ними и культура комфорта, казалось бы, избавляющая от проблем, с которыми сталкивались наши предки, на самом деле медленно убивают нас, сокращая период относительно здоровой жизни.
Недавние исследования парадокса старения показали его связь с работой иммунной системы. Продолжительность жизни и длительность периода, в течение которого мы сохраняем крепкое здоровье, определяются работой иммунитета.
Человечество всегда стремилось найти секрет вечной жизни. Долголетие - это не только про продолжительность жизни, но и про длительность здоровья. Что такое продолжительность жизни, понятно: это хронологический возраст, то есть число прожитых лет.
Что такое длительность здоровья, тоже в целом ясно, хотя определить срок пребывания в состоянии крепкого здоровья сложнее. Для простоты давайте договоримся определять его как биологический возраст.
Хронологический возраст легко определить, причем с высокой точностью: вот сейчас, когда я пишу эту статью, мне 47 лет и 10 месяцев. Вычислить биологический возраст несколько труднее. При этом большинство из нас вряд ли согласны иметь одно без другого, то есть жить долго, но еще в раннем возрасте потерять здоровье или прожить в полном здравии, но мало.
Со старением связана самая, вероятно, серьезная задача, стоящая в нашем веке перед системой здравоохранения.
Древнеримский врач и философ греческого происхождения Гален предложил описание процесса старения. По его мнению, болезнь - это отклонение от нормы. Поскольку старение происходит со всеми, считать его болезнью, то есть отклонением, нельзя.
Впоследствии многие исследователи и врачи приходили к схожему выводу: если старение наступает для всех живых организмов, а болезнь случается лишь с частью популяции, нельзя приравнивать старение к болезни. Болезнь нужно лечить, а со старением нужно смириться и не бояться его.
Достижения науки и медицины в последние 100 лет позволили увеличить ожидаемую продолжительность жизни: теперь 70 лет - это как прежние шестьдесят, и с этим связаны серьезные перемены.
Правда, вероятность прожить долгую и вместе с тем здоровую жизнь, похоже, не увеличивается так же быстро. Темп жизни стремительно нарастает, все мы постоянно испытываем стресс, дышим грязным воздухом, у нас нарушается режим сна, а от избыточного потребления калорийной, но нездоровой еды и от сидячего образа жизни организм истощается.
Мы мучаем себя тренировками в спортзале, при этом все меньше соприкасаемся с микроорганизмами, и это приводит к дисбалансу иммунной системы.
Старение - основной фактор риска для многих заболеваний и состояний, сокращающих срок жизни. Всемирная организация здравоохранения в 2015 году выпустила отчет, в котором говорится, что в наши дни пожилые люди редко оказываются более здоровыми, чем их родители в том же возрасте. Мы живем дольше, но, кажется, не лучше.
Колоссальные достижения системы здравоохранения в XIX и XX веках, ставшие возможными благодаря улучшению санитарных условий и пониманию причин возникновения инфекционных заболеваний, спровоцировали эпидемиологический переход, как его называют медики.
Иначе говоря, произошло резкое снижение смертности вследствие острых инфекционных заболеваний, но одновременно стало быстро расти число хронических воспалений и дегенеративных заболеваний - и отчасти потому, что все больше людей доживают до преклонных лет.
При этом возрастные заболевания наблюдаются у все более молодых пациентов: некоторые представители нового поколения стареют втрое быстрее, чем большинство.
Чего стоят успехи в области увеличения продолжительности жизни, если здоровье при этом слабеет или человек теряет способность обслуживать себя самостоятельно?
Наша цель - сохранить здоровье как можно дольше. Что поможет достичь ее? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с конца. Представим людей, проживших более 100 лет и унаследовавших от предков отличное здоровье. Поскольку ожидаемая средняя продолжительность жизни в мире пока меньше века, любого столетнего человека можно смело считать долгожителем.
Однако те, кто прожил больше, часто умирают от тех же болезней, что и более молодые, - разница лишь в том, что эти болезни у долгожителей по какой-то причине начинаются или проявляются позже.
Старение иммунной системы
Период, в течение которого мы сохраняем крепкое здоровье, определяется нашей иммунной системой и, в частности, накопленным эффектом от перенесенных воспалений. Хронологическое старение при этом, разумеется, идет своим чередом.
С самого рождения наш иммунитет медленно ослабевает, при этом люди до сорока считаются сейчас молодыми, а тех, кому за шестьдесят, называют стариками. Однако старение иммунной системы происходит не линейно: она перестраивается по мере биологического старения и истощения. Этот процесс не раз наблюдался на примерах однояйцевых близнецов: с возрастом проявлялась все более очевидная разница в состоянии их иммунных систем.
Процесс старения иммунитета ученым не до конца понятен. Мы знаем, что это происходит, при этом слабеет способность иммунной системы адаптироваться.
Во многом это объясняется уменьшением размера вилочковой железы, или тимуса. Тимус - основа иммунной системы, именно он вырабатывает те самые Т-клетки, которые обеспечивают распознавание и уничтожение чужеродных клеток. Со временем выработка новых Т-клеток замедляется, и мы оказываемся незащищенными от неожиданной гиперактивности собственного иммунитета, который способен вызвать воспаление.
Как следствие, можем замечать, что прививки работают хуже, мы чаще болеем или дольше боремся с инфекцией. Вероятность развития онкологических заболеваний резко возрастает, и тоже вследствие ослабления иммунной защиты. На самом деле стареющая иммунная система может быть лучшим предиктором рака, чем поиск мутаций в нашей ДНК.
С другой стороны, старение обостряет воспалительные реакции организма - и это самый важный стимулирующий фактор и одновременно признак начала возрастных заболеваний! Обострение воспалений, связанное со старением, истощает иммунитет и мешает бороться с настоящими инфекциями.
Чем дольше мы живем, тем выше риск, в том числе угроза существенного ослабления иммунитета. Согласно информационной теории старения, с возрастом здоровье неизбежно слабеет, и мы теряем способность нормально функционировать: механизмы, призванные поддерживать организм в рабочем состоянии и залечивать повреждения, истощаются из-за необходимости постоянно бороться с накапливающимися в течение жизни геномными повреждениями клеток.
Наши гены содержат генетический информационный код. У хромосомы есть особые концевые участки - теломеры, состоящие из коротких повторяющихся цепочек ДНК в особой белковой оболочке; они напоминают пластиковые кончики на шнурках. По мере старения эти цепочки становятся все короче, и долгое время состояние теломер считалось самым надежным индикатором здоровья человека в старости.
Так вот, в результате возрастного обострения воспалений в организме разрушаются защитные оболочки теломер, и иммунной системе приходится одновременно и бороться, и обеспечивать сохранение теломер.
Мы снова видим, как тесно иммунная система связана с изменениями в организме, а состояние иммунитета может довольно точно предсказать шансы человека на долголетие.
Исходя из того, что нам сейчас известно, можно утверждать: старение не запрограммировано. Оно отчасти определяется генами (примерно на 25%), но в основном зависит от так называемого экспосома, то есть совокупности жизненного опыта, эмоциональных реакций, особенностей окружающей среды.
Тут все примерно как с покупкой новой машины: срок ее службы зависит и от того, какую модель вы выбрали, и от того, как вы будете за ней ухаживать.