Аз есьм пастырь добрый,
Пастырь добрый жизнь
Свою полагает за овцы...
Отрок Иоанн уподобился «отроку Варфоломею»
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (Сергиев), родился 31 (19 по старому стилю) октября 1829 года в деревне Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье дьячка Илии Сергиева. Мальчик родился очень слабым, болезненным и родители, опасаясь за его судьбу, поспешили его крестить. Крестили его в честь преподобного Иоанна Рыльского. Вскоре после святого крещения младенец начал выздоравливать и набираться сил. Родители усмотрели в этом Промысел Божий и в процессе воспитания старались направлять его мысли к Богу и усердной молитве.На шестом году жизни Иоанн начал, при помощи отца, учиться грамоте. Как и юному отроку Варфоломею, в монашестве — Сергию Радонежскому, грамота поначалу плохо давалась ему. Неудачи в учёбе подвигли его к усердной молитве. Ещё более усердно молился отрок Иоанн в Александровском приходском училище, куда отправил его на обучение отец. Всё упование отрок возложил на Бога, усердно молясь Ему и днём, и ночью. И, о чудо, после одной из таких ночных молитв он почувствовал, как будто что-то потрясло его, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», а на душе стало легко и радостно. С этих пор он стал гораздо лучше читать, понимать всё на уроках и много лучше запоминать прочитанное. Вскоре отрок Иоанн стал учиться отлично, стал одним из лучших выпускников училища, и лучшим выпускником Архангельской духовной семинарии и как отличный выпускник был зачислен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию за казённый счёт.
Будущий Всероссийский Пастырь рано потерял отца, ещё учась в Духовной семинарии. Он хотел немедленно оставить учёбу, чтоб начать служить в церкви дьяконом и помогать своей матери, но она сама воспротивилась такому решению сына и заставила его окончить семинарию. В Санкт-Петербургской Духовной Академии он выхлопотал себе подработку в канцелярии, все средства от которой отправлял матери. Увы, Иоанн Кронштадтский с самого детства знал, что такое нужда, и сочувствие к нуждающимся, горячее стремление им помочь, он пронёс через всю свою жизнь и тем заслужил всенародную любовь.
Отлично учась в Академии, Иоанн Сергиев не раз задумывался о своей будущей деятельности, и мечтал о миссионерской работе, просвещении диких языческих племён Сибири и Русской Америки. Но Господь определил ему просвещать светом веры других «язычников» — отпавших от Веры и совращённых сектантами, падших и спившихся людей, которых преимущественно выслали из столичного Санкт-Петербурга в близлежащий Кронштадт, как много позже советские власти высылали таковых из Москвы «за 101-й километр». Об этом Всемилостивый Господь уведомил своего старательного ученика ещё в Академии, послав ему во сне видение, в котором будущий Иоанн Кронштадтский служит священником в Андреевском соборе Кронштадта.
Возможно именно благодаря этому видению выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии Иван Сергиев согласился на брак с дочерью священника Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветой и принять сан священника с назначением на службу в этот же собор. Несмотря на благословлённый Богом и церковью брак, супруги оставались в чистоте, сохранив девство в течение всей своей жизни.
Пастырь всея Руси
Прибыв на место службы, отец Иоанн замер в изумлении: это был именно тот собор, который он видел в посланном Богом видении. Вся его пастырская жизнь прошла в этом соборе, из многочисленных поездок по России отец Иоанн Кронштадтский непременно возвращался сюда, в этот собор со всей России приезжали к нему люди, нуждающиеся в духовной, а иногда и в материальной помощи.
При первом знакомстве со своей паствой, отец Иоанн понял, что отчасти сбываются его мечты о миссионерской работе среди непросвещённых язычников: в Кронштадте было немало отпавших от веры, сектантов, морально опустившихся людей... и всем им требовалась его помощь — помощь, для которой сам Господь направил его сюда и без которой у них нет надежды на спасение.
Здесь в полной мере пригодилась его жертвенная любовь к обездоленным, никому в обществе не нужным людям, влачащим нищенское существование в лачугах близ порта. Отец Иоанн начал каждый день посещать их жилища, помогать нуждающимся, наставлять падших и пропойц, которые и сами на себе давно уже поставили крест. Часто он раздавал этим несчастным людям всё, что имел, возвращаясь домой без верхней одежды, а порой, и без сапог.
Этот подвиг безсребренничества, который нёс отец Иоанн, у многих вызывал недоверие и насмешки, был период, когда ему даже запретили выдавать жалование на руки, так как он раздавал всё до копейки и в нужду впадала его собственная семья, но эта любовь к людям, в которых батюшка видел, прежде всего, образ Божий, и принесла ему всероссийскую любовь и признание. Любовь Христова побеждает любой грех, любую мерзкую страсть, и приводит человека к Богу, отвращая его от «привычного» греха, и батюшка стал тем проводником, через который эта любовь Христова изливалась на падших и ползающих во грехе заблудших, вот как вспоминает визит отца Иоанна один из таких исправившихся грешников:
«Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит– прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…»
«С тех пор я человеком стал…» — так сам о себе говорит человек, которого из бездны греха к свету Христову воздвиг своими простыми, но исполненными любви словами, отец Иоанн Кронштадтский.
За эту любовь к людям, за его доброту и сердечное участие в бедах и нестроениях каждого нуждающегося, Господь дал отцу Иоанну удивительный дар исцеления болящих: по молитве отца Иоанна исцелялись дети и взрослые, порой совершенно безнадёжные больные, освобождались от долгого духовного пленения бесноватые. Такой удивительный случай описан комиссией, бывшей в селе Кончанском в то же самое время, в которое туда приехал отец Иоанн: местная жительница, много лет страдавшая от беснования и приведённая к отцу в этом ужасном состоянии, была исцелена по его молитве ко Господу спустя всего несколько секунд.
Удивительно, но молиться о своём исцелении просили отца Иоанна не только православные христиане, но и инославные, и даже мусульмане — и все получали исцеление по его молитвам к Богу.
Либеральная пресса того времени, руководимая богоборчески настроенными редакторами и владельцами, пыталась высмеивать всенародную любовь к отцу Иоанну, но даже эта многоголовая гидра нечестия не могла затмить своим ядом и ложью любовь народа к своему пастырю.
По просьбам верующих, отец Иоанн Кронштадтский совершал поездки по России. На службы с его участием стекались десятки тысяч людей: маловерные утверждались в вере, отпавшие — возвращались в дом Отца своего, иноверные — крестились в православии.
В самом Кронштадте день отца Иоанна начинался с 3 часов утра, к четырём — он уже являлся в собор, где его уже ждали толпы верующих, приехавших издалека за его благословением, или помощью. По необходимости, из-за многолюдства, им была установлена общая исповедь, где люди не страшась открывали свои грехи во всеуслышание в полном людей соборе. Причащение происходило из нескольких чаш, иначе невозможно было причастить всех: в полный собор собиралось до пяти тысяч верующих! Литургия не заканчивалась ранее 12 часов дня. После службы Отец Иоанн направлялся по различным просьбам верующих и посещал страждущих. Домой ему редко удавалось вернуться ранее полуночи. Воистину, «Пастырь добрый жизнь свою полагает за овцы».
Почитаем был отец Иоанн Кронштадтский и русским Императором Александром III, так что близкие Государя пригласили его к умирающему в Ливадию. Смертельно больной Государь встретил отца Иоанна Кронштадтского словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»… Отец Иоанн прибыл к Императору 12 октября 1894 года. После совместной коленопреклоненной молитвы Государя с о. Иоанном произошло значительное улучшение состояния здоровья больного и у близких появились надежды на его выздоровление. Улучшение состояния Императора Александра III продлилось пять дней: 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы — святой человек. Вы — праведник. Вот почему вас любит русский народ». «Да, — отвечал о. Иоанн, — Ваш народ любит меня». Умирая, по причащении Святых Христовых Таин и таинства елеосвящения, Император Александр III просил отца Иоанна возложить свои руки на его голову со словами: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». И отец Иоанн Кронштадтский держал руки на голове умирающего, пока душа Самодержца не покинула наш бренный мир и не отправилась ко Господу.
Грозный обличитель
Запомнился отец Иоанн Кронштадтский не только лишь своей любовью к ближним и не только любовью к нему народа без разделения на сословия, но и как обличитель безверия и грозный пророк, подобно древним пророкам призывавший к покаянию и к возвращению отпавших к вере в Бога:
«Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны...»
Обличал Всероссийский пастырь и сослужителей — архиереев и священников, охладевших к вере и переставших быть «пастырями добрыми»:
«Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина.»
Обличал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский бич нашего времени, мучивший Россию и во время его жизни — либералов:
«Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования.»
Иоанн Кронштадский говорил: «Всё, что пережила и переживёт Россия есть кара Божья за грехи. Бог не хочет гибели русских людей, но пережигает нас как золото в горниле. Господь не оставит Россию и приведет ее к возрождению.» (Изд. 1908 г. «Новые слова», стр. 5).
За много лет до начала революционной смуты отец Иоанн Кронштадтский предупреждал, что «близко время, когда разделится народ на партии, пойдет брат на брата, часть русского народа будет изгнана из России, а когда вернутся — не узнают своих мест и не будут знать, где родственники похоронены.» (журнал «Кавказский казак» ).
А вот слова великого Пастыря, как будто сказанные нам сегодня, о нашей нынешней жизни и нашей нынешней России, и ничего ни добавить к этим словам, ни отнять:
«Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. … В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших — высшим, менее сильных — более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные — власти начальства, воспитанники — власти воспитателей… богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет…»
Со временем, в адрес отца Иоанна Кронштадтского люди со всей России, зная его безсребренничество и желая, чтобы помощь их попала действительно нуждающимся, стали отправлять ему крупные суммы денег — до миллиона в год, при том, что на строительство тогдашнего тяжёлого броненосца, который можно сравнить с современным атомным крейсером — требовалось 14 миллионов. То есть за всё время своего служения, через руки отца Иоанна прошли суммы не на один броненосец, но к ним не «прилипали»: всё до последней копейки он раздавал нуждающимся и на церковные нужды, сам оставаясь, порой, в нужде.
Главную угрозу России и Русской Церкви отец Иоанн Кронштадтский видел в утрате народом и властями веры во Христа, в увлечении различными политическими учениями и в неисполнении властями своих прямых обязанностей, не боялся он обличать ни церковное начальство, ни власти, включая самого Императора, когда-то проявлял чрезмерную мягкость с врагами веры и Отечества:
«Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность. Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. Аминь».
Ещё в самом начале первой революционной смуты отец Иоанн Кронштадтский предупреждал народ о страшной каре за безверие:
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю” (Откр. 3:19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Предвидел Святой Праведный Иоанн Кронштадтский и восстановление России после катастроф ХХ века:
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Отец Иоанн тяжело переживал события русской смуты 1905-1907 годов, давали о себе знать и личные недуги прожившего долгую жизнь Пастыря: 10 (23 по нов. ст.) декабря 1908 года, собрав последние силы, он в последний раз совершил Божественную литургию в Андреевском соборе Кронштадта. А уже через десять дней душа Всероссийского пастыря мирно отошла ко Господу. Проводить праведника в последний путь собрались десятки тысяч людей, и даже враги его не смели сказать ничего дурного в его адрес.
На Поместном Соборе Русской Православной церкви в 1990 году отец Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых. День поминовения его установлен 2 января (20-го декабря по-старому).
Давайте же, братья и сестры, внемлем поучениям и заветам Пастыря всея Руси, Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, о укреплении веры и послушания Богу и Заповедям его, о радении каждого русского человека об Отечестве нашем, дабы своими глазами увидеть славное и прекрасное воздвижение Руси новой, сильной и могущественной, опирающейся на крепкую веру во Христа, Господа нашего, какой видел её Святой Праведный Иоанн Кронштадтский!
Святый Праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!