Всем привет!
Недавно столкнулась с такой проблемой: как объяснить ребенку, что такое причастный оборот? Мы, взрослые, интуитивно понимаем, что это такое, но когда дело доходит до простых объяснений...
Я выработала 3 игровых подхода, которые помогут школьнику понять, что такое причастие и причастные обороты.
Подход 1: используем картинки
Можно начать с простого — с картинки.
Я взяла картинку, где множество людей выполняют действия, работают.
Например, вот такую (их легко найти в интернете):
Предлагаю ребенку выбрать одного из персонажей и описать его действия (дети сразу выбирают кота).
Например, мальчик включает телевизор.
Спрашиваю: «Как можно описать мальчика на картинке? Что он делает? Мальчик, что делающий?».
Правильно — мальчик, включающий телевизор.
Так можно отработать действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Переключаемся на телевизор. Кто его включает? Прошу описать телевизор, спрашиваю, включен ли он.
Получаем: телевизор, включенный мальчиком. Или телевизор, включаемый мальчиком.
Так просто мы повторили действительные и страдательные причастия.
Подход 2: используем видео
Этот подход особенно нравится детям. Его суть: мы смотрим короткометражку, затем пересказываем сюжет, используя причастные обороты.
Во-первых, детям всегда интересно смотреть небольшие ролики, особенно где неожиданный финал.
Во-вторых, как и с литературным произведением, короткометражки можно разобрать на темы и смыслы. Можно вывести ученика на диалог о проблемах, которые, по его мнению, рассматриваются в кино.
В-третьих, ребятам нравится, что они уже не смотрят мультики, а, как взрослые, могут смотреть и понимать фильмы наравне с педагогом.
Подход 3: используем рассказы
Этот подход можно включать в работу после нескольких интенсивных занятий.
Выберите хороший рассказ, обязательно прочитайте его заранее. Пусть это будет не классический Чехов, а что-то фантастическое, магическое.
Я выбираю Маркеса.
В чем плюсы:
- ребенку нужен отдых после нескольких усердных занятий по отработке темы;
- когда ребенок слышит чужое выразительное чтение, он по-другому воспринимает произведение (все-таки литература и русский язык идут вместе);
- по ходу чтения я останавливаюсь, обращая внимание на предложение с причастными оборотами. Такие «встряски» нужны не только в учебных целях, но и чтобы ребенок не отвлекался, не засыпал. Все-таки у нас занятие.
Вот такие приемы я использую на своих занятиях!
Буду рада, если поделитесь своими «лайфхаками».
#образование #дети #школа #репетитор #учеба #ученики #индивидуальный подход