Найти в Дзене
Автор среди нас

Как я рассказываю детям о причастных оборотах? Мой опыт репетитора

Оглавление

Всем привет!

Недавно столкнулась с такой проблемой: как объяснить ребенку, что такое причастный оборот? Мы, взрослые, интуитивно понимаем, что это такое, но когда дело доходит до простых объяснений...

Я выработала 3 игровых подхода, которые помогут школьнику понять, что такое причастие и причастные обороты.

Подход 1: используем картинки

Можно начать с простого — с картинки.

Я взяла картинку, где множество людей выполняют действия, работают.

Например, вот такую (их легко найти в интернете):

Предлагаю ребенку выбрать одного из персонажей и описать его действия (дети сразу выбирают кота).

Например, мальчик включает телевизор.

Спрашиваю: «Как можно описать мальчика на картинке? Что он делает? Мальчик, что делающий?».

Правильно — мальчик, включающий телевизор.

Так можно отработать действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Переключаемся на телевизор. Кто его включает? Прошу описать телевизор, спрашиваю, включен ли он.

Получаем: телевизор, включенный мальчиком. Или телевизор, включаемый мальчиком.

Так просто мы повторили действительные и страдательные причастия.

Подход 2: используем видео

Этот подход особенно нравится детям. Его суть: мы смотрим короткометражку, затем пересказываем сюжет, используя причастные обороты.

Я люблю показывать короткометражку "Кафе Кисмет"
Я люблю показывать короткометражку "Кафе Кисмет"

Во-первых, детям всегда интересно смотреть небольшие ролики, особенно где неожиданный финал.

Во-вторых, как и с литературным произведением, короткометражки можно разобрать на темы и смыслы. Можно вывести ученика на диалог о проблемах, которые, по его мнению, рассматриваются в кино.

В-третьих, ребятам нравится, что они уже не смотрят мультики, а, как взрослые, могут смотреть и понимать фильмы наравне с педагогом.

Подход 3: используем рассказы

Этот подход можно включать в работу после нескольких интенсивных занятий.

Выберите хороший рассказ, обязательно прочитайте его заранее. Пусть это будет не классический Чехов, а что-то фантастическое, магическое.

Я выбираю Маркеса.

-3

В чем плюсы:

  • ребенку нужен отдых после нескольких усердных занятий по отработке темы;
  • когда ребенок слышит чужое выразительное чтение, он по-другому воспринимает произведение (все-таки литература и русский язык идут вместе);
  • по ходу чтения я останавливаюсь, обращая внимание на предложение с причастными оборотами. Такие «встряски» нужны не только в учебных целях, но и чтобы ребенок не отвлекался, не засыпал. Все-таки у нас занятие.

Вот такие приемы я использую на своих занятиях!

Буду рада, если поделитесь своими «лайфхаками».

#образование #дети #школа #репетитор #учеба #ученики #индивидуальный подход