Найти тему
Евгения Т

Где твой дом?.. (рецензия на фильм «Прости меня, Алёша»,1983, режиссёр И. Бабич)

Я благодарна одной из читательниц портала Православие.ру за рекомендацию посмотреть драму Искры Бабич «Прости меня, Алёша» (1983). Не так давно ушёл из жизни один из актёров этого фильма, Народный артист СССР, Владимир Алексеевич Андреев (роль отца Алёши). Это случилось 29 августа 2020 года, всего через два дня после наступления его 90-летия. И теперь эта статья – ещё и напоминание о необычайно искусном актёре, режиссёре и сценаристе театра и кино, человеке, который на протяжении всей жизни приумножал и дарил свой талант зрителям.

(Внимание! Рецензия раскрывает сюжет фильма. Но как можно погрузиться в проблематику картины, не раскрыв сюжет?..)

Фильм «Прости меня, Алёша» был снят спустя всего два года после выхода на экраны легендарных «Мужиков» (напомню, что сценаристом и режиссёром этой картины также была Искра Леонидовна). В одной из главных ролей снялась дочь режиссёра Ольга Кочеткова.

Почему, размышляя о картине «Прости меня, Алёша», я вспомнила другое экранное произведение – «Мужики!..»? Фильмы имеют много точек соприкосновения. Это две драмы, затрагивающие острые социальные темы и повествующие о людях с большим сердцем и силе их духа. Только в первой картине речь идёт о духовном возрождении мужчины (Павла Зубова) через решение стать опекуном троих детей, а во втором – о духовном росте 18-летнего юноши (Алексея Грачёва), готового взять ответственность за жизнь чужого ребёнка. Герои фильмов (сейчас я говорю не только о мужских образах) вступают в борьбу с собственной слабостью и учатся жить в новых обстоятельствах, преодолевая обиду, горечь потерь, разочарование, стараются любить и, как бы это ни казалось сложно, принимать любовь близких людей.

-2

Тема дома в фильме открывается зрителю постепенно, через «подсказки». Так, например, на берегу реки, у стен храма, главные герои вспоминают свое детство и узнают, что жили по соседству. У Алёши (Игорь Марычев) эти воспоминая радостны, а слова Инны (Ольга Кочеткова) наполнены болью от осознания безвозвратности счастливого детства в отчем доме. Оставшись без матери и, по сути, без отца, который запил после смерти жены, Инна словно потеряла жизненную опору. Прошли годы, она выросла, и теперь взрослая жизнь требовала от героини взрослых решений – осознания своего материнства и поиска пристанища, дома для себя и ребёнка.

-3

Обратите внимание, что все образы дома в картине будто делятся на две категории: дома «чужие», в которых героиня никому не нужна, и дома «свои», где её с сыном встречают, окружают заботой и теплом. Так, к первым можно отнести квартиру отца Инны и дачу её возлюбленного.

Даже образ Храма (церкви Вознесения Господня в Коломенском), который по своей природе призван стать началом пути к спасению души, в фильме представлен только как исторический памятник архитектуры. Думаю, что Искра Леонидовна намеренно демонстрирует истинное состояние церкви, ставшей символом духовного опустошения главной героини. Именно у этих стен в разговоре с Анатолием, а потом с Алёшей она вспоминает о семье и своих корнях. Сюда она приходит уже с сыном на руках, надеясь на встречу со своим отцом, работавшим при храмовом комплексе. Инна словно ищет пристанище, словно понимает, что в этих стенах она будет не одна, и пытается найти защиту.

-4

Для справки замечу, что церковь Вознесения была действующей только до 1917 года и являлась летним храмом для княжеской семьи. В советский период и до недавнего времени весь архитектурный комплекс: и церковь, и Передние ворота, представленные в кинокартине, – работал только как музей. А в 2000 году храм вновь был освящён, и сейчас в нём проводятся праздничные службы.

Итак, родным кровом для Инны могли стать реальные дома отца и возлюбленного, и даже Храм, будь он «живым». Но они оказались чужими для неё.

-5

Ко второй категории домов относятся роддом, в котором происходит чудо появления на свет новой жизни, квартира Алёши, куда он зовёт Инну, и даже здание вокзала (уж простите мне мою дотошность), где малыша находит, берёт на руки и по-матерински качает, напевая колыбельную, маленькая девочка.

По сюжету фильма свою, по-настоящему материнскую, колыбельную Инна не споёт малышу. История героини начинается драматично.

Оставленная своим возлюбленным, в ожидании рождения ребёнка, Инна решается на самоубийство и в тяжёлом состоянии пытается дойти до больницы. Несчастную женщину, лежащую без сил на дороге, находит Алёша Грачёв, который становится её ангелом-хранителем. В роддоме врачи спасают Инну и малыша, окружают их заботой и вниманием, однако отныне эстафету борьбы за свою жизнь и жизнь сына должна принять сама героиня.
-6

После выписки из больницы молодая мама остаётся без крова, потому что мачеха (Альбина Тиханова) прямо говорит ей о том, что вместе им в квартире отца Инны не ужиться, и советует «прижать» отца ребёнка. Кажется, что этот тяжёлый разговор с мачехой лишает женщину последних сил. Снова тупик. Снова стена отчуждения, которую не разрушат ни уговоры, ни слёзы, ни… новая жизнь.

Инна решает использовать последний шанс и едет на дачу к своему избраннику. Но всё становится ясно, когда в окне дома она замечает трусливый взгляд Анатолия (Фёдор Сухов) и буквально бросается прочь от него, как будто хочет убежать, скрыться от боли, обиды и стыда. На железнодорожной станции её ждёт Алексей. Убедительность актёрской игры Ольги Кочетковой в этом эпизоде меня особенно впечатляет: почти каменное лицо, прямой, немигающий взгляд, напряженное тело, словно натянутая пружина, как зеркало отражают состояние внутренней безысходности и сильнейшей душевной боли, которая буквально сдавливает дыхание и осушает слёзы.

Обессилевшая от попыток найти поддержку близких, ослеплённая отчаянием, она просто не видит помощи, которую ей предлагает Алёша. Герои вместе садятся в электричку, и в следующем эпизоде Инна оставляет сына в вагоне на руках у Алексея.
-7
Знаете, эта история странствия бесприютной матери с новорожденным сыном на руках напомнила мне одно событие, описанное в Евангелии. Я говорю о бегстве в Египет Пречистой Богоматери Марии и праведного Иосифа, чтобы уберечь Младенца Иисуса от гибели (Мф. гл. 2).

Этот евангельский сюжет противоположен кинематографическому рассказу. Речь идёт об аллюзии: о страхе царя Ирода, превратившего его в убийцу новорождённых, и страхе родителей младенца в фильме перед новой жизнью, который также мог привести к трагедии. Конечно, драматизм ситуации в фильме усиливается тем, что младенца оставляют самые близкие ему люди – сначала отец, а потом мать. А оставление грудного младенца матерью равносильно обречению его на гибель. Но если безответственность Анатолия окончательна (я имею в виду временнЫе рамки картины), то в случае Инны она заканчивается осознанием ошибки и желанием её исправить.

Мою мысль об этой аналогии в сюжете фильма подтверждают и слова акушерки роддома. Когда Алёша снова приносит малыша в больницу, чтобы перепеленать, она произносит: «Да что это за ироды, родители! Никак не угомонятся!» Интересно, не правда ли?..

Обе истории о младенцах – и евангельская, и кинематографическая – находятся в парадигме «жизнь: за и против».

Попытка самоубийства Инны могла привести и к гибели сына. Думала ли она об этом?.. Скорее всего, нет. Она испытывала сильнейшую душевную боль и переживала состояние безысходности и никчемности своей жизни. Поэтому Инну, безусловно, жаль. В её поступке нет злонамеренности, а есть горькая обида, опустошение и потерянность от переживаний в новых сложных обстоятельствах.

Итак, по сюжету Инна с сыном и Алёша вынуждены скитаться. Но эти скитания, я думаю, промыслительны для обоих героев фильма. После их судьбоносной встречи каждый жизненный шаг одного становится маленькой ступенькой к духовному росту другого.

-8

Значимым для меня образом в фильме «Прости меня, Алёша» является и новорождённый сын Инны. Какой радостью должно было стать его рождение! Но ему не рады. Сейчас для самых близких людей – родителей – Алёша (Инна назвала сына в честь своего спасителя) чужой. Все заботы о нём берут на себя чужие люди: Алёша Грачёв, врач, медсёстры, акушерка в роддоме и даже младшая сестра героя. Все эти люди, проявляющие заботу о ребёнке и милосердие, пусть каждый в меру своих возможностей, пусть даже на некоторое время, и оказываются ему близкими.

Самым близким, своим человеком для малыша, готовым следовать путем истинной любви, в кинокартине становится главный герой Алёша.

Персонаж Алексея Марычева, как вы уже поняли, очень близок образу праведного Иосифа, чьей миссией было оберегать Благословенную Марию и Дитя.

Поначалу Инна не верит в добросердечную помощь Алёши и отталкивает его колкими словами. Но даже после этого герой не покидает её. Понимая тяжёлое душевное состояние Инны, Алёша непрестанно следует за ней. Интересно, что имя Алексей в переводе с греческого языка означает «оберегающий», а по происхождению имеет значения «защищать», «отражать», «предотвращать», и в этом смысле режиссёр делает отсылку к ещё одному образу – образу советского воина-освободителя Алёши, в честь которого установлен памятник в болгарском городе Пловдив.

«Вообще-то меня Алексей зовут… Меня в честь героя так назвали. Ещё песня такая есть: "Стоит над горою Алёша, Алёша, Алёша…"», – сообщает герой Инне.

Алёша не уходит и в том эпизоде, где его пытается прогнать старший лейтенант милиции Свиридов (Алексей Севастьянов), считающий, что тот врёт, пытаясь отказаться от собственного сына и его матери. Лейтенанту тоже сложно поверить в милосердие и чистоту помыслов Алёши. Он хочет понять, почему парень помог Инне: «Другие, они споткнутся, перешагнут и дальше пойдут. Не по-человечески, конечно, но в жизни пока так! […] А ты не перешагнул. Вот я и думаю, почему?» У лейтенанта есть основания не верить Алёше: он не раз встречался с ситуацией брошенных в роддоме детей. Он даже хочет вразумить Алексея и уговаривает его жениться на Инне. Ну, что ж, его заблуждение можно понять.

-9

Тем не менее, старший лейтенант – второй человек в фильме, который по-настоящему рад родившемуся малышу! Он всей душой желает Инне с сыном счастья и болеет сердцем за всех матерей, оставшихся без мужской любви и поддержки после рождения ребёнка. Посмотрите, как он входит в кабинет, где в углу в кресле спит Алёша, ожидая рождение крохи. Он входит, напевая: «Солнечный круг, небо вокруг – это рисунок мальчишки!..» Вслушайтесь и вспомните продолжение песенки. Она же прославляет жизнь!

Когда Инна покидает сына, Алексей приносит его к себе домой. Герою искренне горько оттого, что маленькому Алёше почему-то не рады даже его сёстры. «Девчонки! Ну вы же женщины. Выходит, я зря на вас надеялся?.. Ни одна не сказала: "Здравствуй, пацан! Ты родился! Как это здорово! Живи!"», – с досадой обращается он к ним. Старшая сестра Алёши Надя (Вера Лескова) видит в Алёше только младшего брата и своего воспитанника, ещё не способного совершать взрослые ответственные поступки (неслучайно в семье сёстры называют брата Лялькой), поэтому появление ребёнка в доме вызывает у Нади объяснимый страх. Она как раз понимает всю ответственность за детей, потому что растила брата и сестру в периоды длительных командировок родителей.

-10
Очень добрый, отзывчивый Алёша на глазах у зрителя становится настоящим мужчиной. Метаморфозы нет. Сам фильм – это путь его духовного роста: от встречи с Инной до её возвращения.

Герой понимает, что отдать маленького Алёшу в детский дом (читай – оставить без родительской любви, тепла и заботы) означает предать его ещё раз. «Понимаешь, у него никого нет, только я […]. Ну, ведь это всё очень большая подлость. Я видел его отца. Он отказался от него. Но даже если бы он сейчас очень сильно попросил – я бы ни за что не отдал ему Алёшку. А она что? Женщина, не выдержала. Нет, если я понесу его в детдом – я буду подлецом… Надо её найти», – объясняет он своему отцу (Владимир Андреев). Настойчивость парня в конце фильма – не мальчишеская. Это не эмоциональная привязанность к маленькому Алёше, а осознание, что определение малыша в детский дом равносильно судьбоносной ошибке, исправить которую будет очень трудно, почти невозможно.

Образ дома в этом прекрасном фильме Искры Бабич можно рассматривать и в переносном смысле.

Ведь доброе, отзывчивое сердце Алёши и есть дом, в котором он готов с любовью принять Инну с сыном. Способность героя любить ближнего и открывает двери этого дома для того, кто готов в него войти.
-11

Как видите, тема дома звучит в каждом эпизоде картины, в том числе и в песнях Инны. Детские воспоминания об отчем доме проходят через строки лиричной песни в исполнении главной героини, которая является её автором как по сценарию, так и в жизни.

Но в воспоминаниях дом детства Инны наполнен радостью и любовью родителей. А дом в песне представлен без следа жизни, это покинутое людьми место – символ опустошения, глубокой тоски и небытия. Поэтому в стихах так много «омертвевших» образов: дикие коренья, синие сирени, синяя вода, синяя звезда, трава некошеная, тропа нехоженая, паутины, вечер т.д.

Синий цвет буквально насыщает материю стихов. Он очень символичен и может быть связан как с вечностью, бессмертием, преданностью, целомудрием, добротой, великодушием, так и с запустением, печалью, покоем и умиранием: «…Где вечерний ветер ляжет, там глаза закроешь ты…». Героиня словно стремится к своей «синей звезде» смерти.

-12

Есть ещё одна интересная аллюзия в этом фильме (а точнее – в тексте песни) на сон Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (гл.19): «Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, – меж деревьев, – бревенчатое зданьице, не то оно – отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!»

Обратите внимание, что в обоих произведениях время остановилось, словно застыло. И когда?! Весной (!), когда природа должна пробуждаться, тянуться к солнцу и петь оду жизни. Но нет ни солнца, ни тепла, ни пробуждения.

В целом автор романа рисует ту же адскую безысходность и мертвенную тишину без единой живой души, что и песня Инны. «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в наградуВот твой дом, вот твой вечный дом», – скажет Маргарита своему возлюбленному в последней главе романа «Прощение и вечный приют». В такой ли мёртвый дом стремится вернуться героиня песни Инны? И что скажет сама Инна, вернувшись в настоящий, живой дом своего спасителя после мучительных скитаний?

-13

Большой радостью для Алексея становится приход Инны к нему домой в финале картины. Но дом Алёши – это ещё и пристанище души, которую ждали и встрече с которой рады. Приют Инны оказался совсем рядом, стоило только опомниться, вернуться к сыну и попросить прощения у того, кто любит!

Дорогие читатели , спасибо, что прочли до конца. Буду рада вашим комментариям!