Найти в Дзене
Letela Mimo

Проще надо быть

Щас будет не совсем толерантное, но уж прастити, дело идёт вечером и делать мне совершенно нечего.

Итак, когда делать нечего моим котам, они занимаются личной гигиеной. Когда делать нечего псу, он самозабвенно перегрызает пополам свою деревянную лежанку (сейчас он в самом начале этого сложного пути, но по всему видно, доведет начатое до конца любой ценой). Когда делать нечего мужу, он шарится по строительным каналам ю-туба, и медленно, но верно становится специалистом самого широкого профиля, какой мне только доводилось видеть.

Когда же делать нечего мне, я пишу всякую забавную лабурду из числа давних и недавних впечатлений. Дабы когда я стану великой и знаменитой писательницей - было чего загонять с молотка и публиковать в период творческого кризиса, мва-кха-кха. Просто свою лежанку мне не перегрызть, в строительстве я не шарю, а с котами - и подавно конкурировать не могу. Поэтому, вот вам вторничное, ленивое, нетолерантное.

Но про нетолерантное будет потом, а в начале - та самая история из жизни. Замыкается она на то, что я вот прям люблю простых людей. Кем бы они ни были. При этом простота подразумевается именно душевная. И уже реально начинаю уставать от людей "с подвыподвертом", у которых что ни слово - то подтекст.

У меня был такой прямо показательный случай, который до сих пор вспоминаю с удовольствием, и он тут прямо кстати.

В пору моих московских гастролей я часто практиковала выхи дома. Естественно, лучшим вариантом реализации были электросани "Москва-Домой", но бывали и варианты. Например - междугородняя маршрутка, не официальный автобус, а бомбилы. Доставят любой ценой. Дорого, долго, страшно. Но доставят.

О, этот дивный самобытный мир длинного рубля и длинной дороги, американская вольница. Такие маршрутки (в частности, на "Трёх Вокзалах") - путь крепких духом (подчас - единственный) или тем, кому терять нечего (т.е. опоздавших на всё и вся).

Там можно ехать стоя или сидя в проходе. Там можно сдать перед посадкой косарь зазывале, а потом быть выброшенным водилой за неуплату, потому, что это был не зазывала. Там можно преодолевать 200 км за 8-10 часов, там можно выйти пописать в кусты и вернуться к пустому шоссе... Там можно все.

Публика тоже подбирается соответствующая. Как правило - это тихие, замореные представители среднего класса. Не гнет их ветер, не валит буря, не берет холод и жара, они тихо сопят и ждут финиша, даже если газель швыряет так, что затылки мерно стукаются о потолок салона. Им наплевать, что и как часто курит водила, зато они могут скрутить и выкинуть на скорости любого, кому это не нравится. Все хотят домой. И побыстрее.

Бывают персонажи с искоркой. Как правило, это дамочки с айфонами и сумочками из морщинистой кожи с крокодилового ч..эээ... чела. Или их вариация мужского пола. Такие склонны к скандалам, публичным выражениям своих чувств и вообще протесту. Что они делают, такие красивые, да среди такого быдла - не понятно, но на каждый рейс - есть минимум один такой.

Но однажды, в раскалённый летний вечер, подкинуло мне провидение совершенно офигенного попутчика. Маршрутка была забита уже целиком, и о том, что кого-то ещё ждем, говорило одно свободное место, на которое водила упрямо никого не брал. "Занято!" - говорил он всем, кто просовывал взмыленную потную морду в салон.

Почти все, кому повезло успеть, воспринимали это с обычным стоическим спокойствием: водила на маршруте - это авторитет, и спорить с ним - себе дороже. Трепыхались и выкаблучивались всего две дамочки (понятно, с айфонами), но после предложения очистить салон и идти ножками - поутихли.

И наконец - вот оно. В маршрутку сначала ворвался громкий возглас "эээ, спасыба, брат!!!", затем - запах очень недурного коньяку, а затем - явный пассажир.

Армянин. Просто на нем крупными буквами написано, что армянин. Нос. Нет, НОС. Кучерявые волосы цвета соли с перцем. Вот-такенная цепь с вот-такенным "гимнастом" на потной волосатой груди. В одной руке - барсетка (аааа!!!!). В другой - крошечный и ппц как устаревший телефончик типа ископаемого Сименса, теряющийся в огромной ладони. Очень и очень крутой запах мужских духов (сразу скажу, от большинства мужских одеколонов меня прррросто воротит, но тут даже я удивилась).

Короче, этот кадр буквально торпедой впрыгивает в салон, и водила ни говоря ни слова - трогается в долгий путь сквозь московские пробки. Пятничные московские пробки. Пятничные московские пробки разгара лета после 17 вечера. Как вам?

С этого момента в салоне лично для меня начался просто праздник какой-то. Армянин был неподражаем. Он просто вообще никак, ни в какие рамки не убирался в этот коллектив, и это было настолько прекрасно, что я даже в телефон не лазала. Я искренне тащилась с происходящего, сидя в первых рядах этого бесплатного театра.

Началось с того, что он немедленно всем представился.
- Армен! - громко заявил он, оглядывая салон, как тамада - свадебное застолье. Почему-то я ни секунды не сомневалась, что он Армен. Меж тем, Армену никто не спешил представляться, и это вызвало у него искреннее недоумение.

- Эй, что вы грустные какие?! Что у вас случилось? У меня вот документы все украли, вы представляете?!? (это было сказано так, будто сей забавный факт до сих пор приводил Армена нашего в радостное недоумение). Тем не менее, из салона его не поддержали, а две тетехи принялись требовать немедленной тишины. Однако, их никто не поддержал, а Армена просто распирало.
- Эй, представляете, да? - принялся рассказывать он уже тем, кто поближе (первый, встречный ряд сидений, где подвезло быть и мне). Документы на машину, ключи, деньги, телефон - всё, представляете? Домой не могу ехать! Машина стоит, а ехать не могу, да?!?! На поезд ехать не могу, паспорта нет, да!?! А домой быстро надо, да?!? Вот, на вокзале дали сумку (потрясает барсеткой), телефон хорошие люди дали! Хороший человек сказал, где маршрутка, хороший парень Витя меня подождал! Хорошо в кармане карточка осталась! Снял денег, расплатился со всеми, вот, еду домой! Какие люди хорошие! Хороший город Ярославль! Ты ведь в Ярославль? И ты? Э, земляки!!!

Земляки переглянулись меж собой. Путь предстоял долгий, а судя по тому, что водила никак не препятствовал Армену, было понятно, что представление проплачено на самом высоком уровне лично хорошему парню Вите. Становилось понятно, зачем Армену барсетка.

Менее чем через 10 минут я, два моих соседа-казаха и очкастый паренёк-студент вынуждены были представиться, и подтвердить, что мы родом из хорошего города Ярославля. Нам была рассказана история кражи в подробностях. Кроме того, мы узнали, что всю свою жизнь Армен занимался строительством, а брат его - отличный врач, а жена - неимоверная красавица, руки которой он добивался больше пяти лет (украсть ее даже хотел, панимаешь!?!). А также поведано о том, что у него есть две прекрасные дочери и замечательный сын, а также подрастают трое внучат. И да, он впервые едет из города в город на маршрутке, и очень рад такой душевной компании.

Далее Армену стало жарко.
- эй, брат!- обратился он к хорошо оплаченному Вите - а почему ты не включишь кондиционер?! Жарко же! Всем людям жарко, лето, э! Юле жарко, Денису жарко, Ильясу и Юсупу жарко (по Ильясу и Юсупу, правда, было совсем не заметно, что им жарко, но у них, надо полагать, все, что до 50 градусов - это не жара). Включи кондиционер, брат, пожалуйста!

Витя ответствовал, что кондиционера тут нет, и все, чем он может помочь - это открыть и без того открытые окошки. Ещё он мог помочь журналом сканвордов, но Армен отказался от этого эксклюзивного предложения.
- хочешь, я тебе кондиционер куплю, брат?! - предложил он немедленно Вите. - без кондиционера тебе нельзя! Тут же люди! Мы доедем, ты оставь мне телефон свой, я тебе куплю, брат!

Тем временем в задней части салона кипятились дамочки с айфонами.

- мужчина, прекратите орать, вы всем мешаете! - внезапно заорала одна. Самое интересное, что орала она намного громче Армена.
- да, заткнитесь уже, вы всем надоели! - поддержала ее вторая.

Армен в полном недоумении оглянулся. Кроме дамочек все сидели с абсолютно нейтральными лицами. На некоторых был даже написан явный интерес, чем дело кончится. Маршрутка ползла ещё только по центру, и находилась на расстоянии пешего броска от трёх вокзалов. С развлечениями тоже было так себе. А тут - такое представление!

- я мешаю? - совершенно искренне и удивлённо вопросил Армен в салон.
Салон, кроме двух дам, не откликнулся.
- эй, брат, я тебе мешаю? (Это уже к хорошему парню Вите)
- мне не мешаешь! - тактично ответствовал Витя. С перспективой покупки кондиционера - даже достань сейчас Армен гармонь - он бы не возражал.

Армен растерянно посмотрел на нашу четверку. Мы синхронно помотали головами. Вопреки всем законам здравого смысла, он нам действительно не мешал. От него не воняло, он не лез с непристойностями, в салоне не было ни детей, ни больных, а говорил он гораздо тише, чем исступлённо громкое шипение двух дам на галерке газели.

Дальше выяснилось, что внук Армена осваивает дудук. В ту пору, к стыду своему, я не знала, что такое дудук, и в рамках поддержания беседы тактично об этом сообщила. Армен с удовольствием (кстати, весьма доходчиво и даже поэтично) рассказал нам про этот уникальный инструмент. А заодно и про то, что в ближайшее время удостоится чести посетить концерт самого Янни (тут он явно ожидал нашего восхищения).

Мы со студентом (и даже казахи!) сделали глазки пуговками. Ни о каком Янни в ту пору я (а тем более мои спутники) тоже не слыхали. Армен огорчился. Он с не меньшей доходчивостью (и опять с удивившей меня ясностью и точностью формулировок) рассказал об уникальном оркестре Янни.

- эх, если бы у меня был телефон, я бы дал вам послушать эту музыку! Понимаете, она делает чище и счастливее любого человека! Даже если его что-то печалит и он от грусти делается злобен на мир! - тут Армен покосился на задние ряды, откуда на этот раз никаких комментариев не последовало.

- я могу попробовать найти - брякнула я. Сеть телефон ловил, а мне самой было интересно.
- ищи "Скрипка и дудук" - тут же попросил Армен!
- ого. На скрипке я когда то играла - опять брякнула я не подумавши.

Армен расцвел. Оказывается, на скрипке могут играть (хорошо играть!) только люди с тонкой душой! А давно ты играешь? А почему перестала? Вах, как жаль руку, а кто тебе ее лечил, хочешь, я спрошу у брата хорошего врача, ты снова начнёшь играть!

Тут я нашла наконец "Скрипку и Дудук" Янни, дотащила трафика, добавила звук и ни у кого особо не спрашивая, врубила на полную мощность.

Ого. Это звучало сильно. Это звучит сильно даже сейчас, а когда мы ехали в той маршрутке - и услышали это первый раз - пробрало до мурашек. Даже меня. Даже студента. Даже казахов, ей богу, по ним было видно. Даже Витя убавил "милицейскую волну". Когда музыка закончилась, с галерки чей-то бас сказал "давай ещё разик". Я врубила на бис: динамики моего ныне покойного баттла s09 позволяли.

С минуту после музыки все молчали. Я тащилась, словно сама только что исполнила этот шедевр.

Дальше с Арменом болтали практически все. Обо всем. Он налево и направо давал советы (иногда до ужаса смешные, иногда дельные). Он горько сожалел, что у него спёрли все визитки. Он искренне интересовался тем, что ему рассказывали о себе. Короче, он прямо-таки превратил дорогу в этакий прямой эфир странички "юмор" армянского радио и полный фейерверк. И не собирался останавливаться.

- эй, брат, тут есть очень хорошее кафе - крикнул он хорошему парню Вите, вглядываясь в сумерки за окном. - все устали, все кушать хотят, а там очень вкусно готовят, я проверял! Давай остановимся, я всегда здесь останавливаюсь! Эй, давайте покушаем, в дороге надо хорошо кушать! - обратился он в салон. В салоне загудели одобрительно, и только два истерических голоса взорнули, что они никуда не пойдут и ничего не хотят.

- не хотите - как хотите - подвёл черту Витя и объявил: остановка, пятнадцать минут.

Я так подумала, что упираться и отказываться, раз угощают, да ещё вот так - смысла особого нет, и вообще без всяких внутренних сомнений пошла вместе с нашей толпой. В середине ее шел счастливый Армен, готовый, кажется, всех обнять.

Мы там реально от пуза нажрались шашлыка и всякой вкуснятины. Кафе оказалось армянским и Армена там явно хорошо знали. Когда сыто отдуваясь, мы ввалились обратно в маршрутку - в нас вперились четыре злобных глаза. Дамочки угрожали Вите, что пожалуются на него куда следует, и что он даже не догадывается, кем они являются, и какими проблемами для Вити это чревато. Витя невозмутимо ответствовал, что могут начинать хоть сейчас - он является своим собственным работодателем.

А Армен просил Витю не сердиться на них - ибо у них в жизни явно какая-то сложность, потому они так сложно себя ведут. "Сложный человек - несчастный человек" - говорил Армен Вите. А Витя соглашался, но заявлял, что проблемы сложных людей его не @бут.

А теперь нетолерантное.

Я уже не первый раз угораю над персонажами из моей ленты, которые без передышки постят чужие цитаты и загадочные фразы. Умные, относительно умные, сложносочинённые и сложновоспринимаемые. В особо отягченных вариантах они даже пытаются цитировать сами себя, и это смотрится ещё более ржачно. Например, Вася Пупкин постит у себя на стеночке "Чем Казаться - Лучше Быть!" и скромно подписывается (Пупкин Вася).

Самая жесть, что был в моей жизни период, когда и я опускалась до этих вот цитат. Добавляла, так сказать, значимости. Казалось, что стоит опубликовать умную вещь у себя на стене, и окружающие тут же поймут, какой подтекст таится за этим, и кинутся поддерживать, ободрять, вопрошать, что же случилось и как помочь, растворять твое внутреннее одиночество, или по крайней мере восхититься твоим богатым внутренним миром. А ты такая гордая и загадочная: НЕТЬ! ("и глазами так: ыыыыы-ыть!"(с). И все такие будут думать: ооооу, как все сложно, в чем же дело? - и спать (блт) ночами не будут.

Но у меня-то это прошло относительно быстро. Осталось только чувство некоторого стыда за такое ребячество, достойное позднего предпубертата. Но когда годами лента подкидывает мне то же самое у знакомых и знакомых знакомых, жуть берет, какая трепаная каша творится у них в голове.

И думаешь: этот чел и в жизни говорит цитатами? Хоть одна невозвышенная мысль есть в этой воспалённой башке? Я хз, работает ли эта загадочность на ком-то ещё, а у меня вот возникает стойкое желание ни при каких обстоятельствах с такими персонажами не пересекаться. Потому что сцуко страшно. Ты ему: привет! А он тебе - цитату из Ошо, а не оценишь - ножик под ребро. Или там, стилет индийский. А чо. В свете последних событий - запросто.

Вот поэтому-то мне и нравится общаться с простыми людьми. Это безопасно)))

А чем не цитата. Хм.