Моментальный опрос, на размышление дается 5 секунд. Кто нибудь из вас говорил или слышал фразу, наподобие "Зарубежная музыка лучше отечественной"? Быть может, кто то видел рекламу современных Русских рок-коллективов с обязательной фразой "Качество не хуже зарубежного"? Или читал/смотрел обзоры, рецензии и тому подобное на современные альбомы отечественных исполнителей с подобной оговоркой? Так зачем ее используют? Неужели качество отечественного контента существенно уступает зарубежному, что нам приходится хотя бы приблизительно быть похожими на них? Или дело в чем то другом? Я сам не знаю ответа на этот вопрос, так что сейчас мы в нем и будем разбираться. Статья будет длинной, так что запаситесь терпением. А мы начинаем.
Предыстория
Откуда вообще взялось мнение, что наша музыка уступает западной? Ответ прост, корни этого "феномена" растут прямиком из СССР, государства, старающегося целиком и полностью контролировать своих граждан. Исполнители не могли играть музыку похожую на зарубежную, ибо это автоматически говорило бы о том, что они подвержены влиянию извне, влиянию стран-противников Советов. Кроме того, на тот момент вообще не существовало такой профессии, как музыкант. Тот же Цой работал кочегаром в котельной, а Гребенщиков сдавал бутылки. И все ради того, чтобы не быть в глазах государства тунеядцем, что в те годы каралось. В виду всего этого, отечественная рок-музыка отстала на десятки лет от зарубежной.
Что изменилось и в чем проблема?
Не многое, на самом деле. Кроме тотальной повязки музыкантов по рукам и ногам существовали дополнительные проблемы.
Первая заключается в том, что ниша была сильно ограничена сама по себе, а в таких условиях мало кто станет финансировать новые коллективы. У групп просто не было денег на саморазвитие. Никакой тебе рекламы, никаких контрактов, никаких новых инструментов и качественной записи. Можно ли в такой среде успешно развиваться? Я сомневаюсь.
Эта проблема не исчерпала себя, она существует и по сей день. В одной из своих статей я говорил о том, что проблема финансов ставит палки в колеса всем современным рок-группам отечественного производства. Им нечем платить за то, чтобы их услышали. Из-за этого возникает гигантская конкуренция со смежными жанрами. Реп и поп заняли всю Российскую нишу, во многом благодаря имеющимся у них средствам, таким как низкий порог входа и, опять же, деньги. И из-за этого многие музыканты даже не пытаются начать свою карьеру в роке. Овчинка выделки не стоит. А те рокеры, у которых деньги есть, сталкиваются с еще одной, не менее важной проблемой. О ней далее.
Языковой барьер
Тут говорить особо нечего. Все группы, выпускающие контент на русском языке априори обречены на провал в подавляющем большинстве случаев. Русский - далеко не самый популярный язык. Только посмотрите на то, как Британская пресса в 1975 году оценила Scorpions, немецкую рок-группу, поющую на английском:
Английские журналы писали тогда — «Это блицкриг!» — и прочее дерьмо на военную тематику. <..> Конечно, это нас задевало, но мы хотели показать, что мы — новое поколение из Германии, что мы пришли с гитарами, а не с танками. Мы чувствовали, что благодаря нам появляются новые мосты между странами и поколениями. Мы меняли отношение людей — и это было очень важно для нас.
Однако, Scorpions добились таки успеха. И многие наши исполнители пытаются сделать нечто подобное, но колоссальная разница в банальном произношении делает их музыку непригодной для прослушивания в других странах. Да и местные не особо станут слушать что то подобное, слишком много доступных и популярных аналогов.
Но русский не один в своем роде. Что скажете о том же немецком? Сложный, грубый, не особо приятный для восприятия язык. А как же Rammstein? Как они смогли добиться такой популярности выпуская треки на родном языке? Исключение из правил? Возможно. А где тогда наши такие исключения? Причину этому смотрим выше.
Подытожим
Хуже ли отечественная музыка в сравнении с зарубежной? Да, тут спорить большого толку нет. Те исполнители, которые могли бы "зажечь" - либо совсем не вышли на большую сцену, либо утонули в бурном море агрессивного маркетинга. Те, что смогли подняться (в России, разумеется) - старые коллективы. Старыми они стали не сейчас, они родились уже устаревшими. Почему их слушали? Не было других аналогов, "железный занавес". Почему их переслушивают до сих пор? Тут варианта два, каждый имеет право на жизнь и реальные примеры. Первый - ностальгия. Ну вот привык я слушать ДДТ, я лучшие годы жизни провел под их музыку (пример только ради примера, за качество не осуждаю). И я буду слушать их дальше, раз за разом перегоняя не песню, а воспоминания с ней связанные. Второй случай является более исключением, чем правилом - талант. Да, действительно, есть яркие представители хорошего отечественного рока (опять же в пресловутом сравнении с западным роком). Их немного, но они есть. Так что же делать дальше? Ждать. Дать возможность нашим исполнителям наверстать упущенное и чуть более снисходительней относиться к новым представителям жанра. Других вариантов "импортозамещения" у нас не остается, хотя я сам бы очень хотел слушать достойные работы не обращаясь к переводчикам.