Найти тему
(не)детское искусство

Разрезанный холст в честь советских космонавтов и дырявое яйцо как символ Бога. Лучо Фонтана

Оглавление

Привет всем читателям моего канала! Глядя на заголовок, многие из вас, наверное, подумали: "Ну вот, опять речь о каком-то сумасшедшем". Впрочем, к концу статьи большинство, возможно, поменяет свое мнение. Но чтобы понять наверняка, придется дочитать ;)

Итак, речь сегодня пойдёт о художнике по имени Лучо Фонтана. Выходец из Аргентины, сын скульптора и актрисы, он, как и многие дети из творческих семей, заранее знал, какая судьба его ожидает. В 10 лет он уже работал с отцом в его студии, чуть позже начал создавать #скульптуры самостоятельно. Окончил университет в Брере, был профессиональным скульптором и художником со всех точек зрения.

А теперь я покажу вам венец его творческой карьеры.

Concetto spaziale, La fine di Dio  (Конец Бога), 1964
Concetto spaziale, La fine di Dio (Конец Бога), 1964
В 2015 году работа Лучано Фонтаны "Конец Бога" была продана на аукционе Christie`s за 29 миллионов долларов. Есть и работы подешевле, вот эта - самая дорогая и одна из самых популярных.

Теперь вы, наверное, думаете, что речь пойдёт об очередном психе-неуче, который не умел даже ручку или карандаш в руках держать правильно, а если и делал #скульптуры, то они наверняка были похожи на пластилиновые поделки дошколят?

Тогда я покажу вам ранние работы Фонтаны.

Олимпийский атлет в ожидании
Олимпийский атлет в ожидании
рыбак с гарпуном
рыбак с гарпуном

Академическая школа, которую прошел Фонтана, а также его #детство, полное классических, правильных скульптур, разумеется, наложила огромный отпечаток на восприятие мастера и его ранний подход к искусству. От его работ веет монументальностью, античностью, статичностью. Но примерно в это же время Фонтана начинает активно работать с керамикой и изобретает свой собственный прием, который преображает на солнечном свете поверхность скульптуры. Вот, например, один из портретов его жены.

-4

Следующие серии работ уже более экспрессивны, подвижны, нестабильны. Керамические "Распятия" покрыты глазурью и похожи на жирные, мощные мазки масляной краски:

-5
-6

После войны Фонтана, и прежде не очень симпатизировавший строгим правилам академизма, пишет "Белый манифест". Вообще, манифестов в его жизни (и жизни многих художников и писателей того времени) было очень много, поскольку идейность преобладала над реализацией. Но конкретно этот документ важен тем, что там впервые звучит термин "спациализм" (от итальянского Spazio - Космос). Речь идет о том, чтобы расширить пространство полотна, выйти за его плоскость.

Лучо Фонтана. Пространственная концепция, 1949 г.
Лучо Фонтана. Пространственная концепция, 1949 г.
1956
1956

Все это было определено еще и научным прогрессом, опережавшим и предопределявшим развитие всех остальных сфер, в том числе, и сферы творческой. Фонтана пытался сказать, что #наука и искусство неразрывно связаны. И в этой мысли нет ничего нового: про тесную связь творчества и теории, красоты картины на холсте и фантастической точности машин говорил еще Леонардо да Винчи. Правда, во времена Лео еще никто в космос не собирался, а вот другой итальянец, Фонтана, дождался этого события.

В 1958 году он приходит к принципиально новому приему в искусстве, который сделал его всемирно знаменитым художником и стал его "визитной карточкой". Вот то самое первое полотно, которое Фонтана решился надрезать в своей студии.

-9

Примечательно, что разрезы эти нельзя назвать сквозными: за ними заботливо проклеена черная марля. Но таким образом, по задумке художника, должно было лишь усилиться ощущение, что ЗА картиной что-то есть. Что поверхностью полотна искусство не ограничивается. Лишь нашим воображением.

Трехмерный подход к картине, которая всегда пребывала в двух плоскостях, казалось бы, должен быть признан революционным и вызвать всеобщий интерес. Но в наше время до сих пор много скептиков, которые считают, что Фонтана недалеко ушел от "Черного квадрата" Малевича и не привнес в эту область ничего нового.

1956
1956

Видите этот разрез на белом фоне? Линия проходит аккурат посередине картины. И, если не заглядывать с другой стороны - никогда не узнаешь, что этот холст в 1965 году Фонтана посвятил достижениям #ссср в #космосе. Там так и написано: "Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра". Очевидно, Фонтана был впечатлен запуском советских автоматических станций и попытался выразить это вот таким лаконичным способом. В принципе, примерно так и выглядит попытка простых смертных заглянуть туда, в космическое пространство, разглядывая те немногие фотографии поверхности Земли, что нам доступны, да почитывая скудные новости об освоении других планет.

Фонтана за работой
Фонтана за работой

Целая серия под названием "Ожидание":

-12
-13
-14

Итак, вернемся к "Концу Бога". Почему так дорого стоит это странное яйцо, испещренное проколами?

-15

Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию, давайте почитаем, что говорил об этой работе сам Фонтана в одном из интервью:

«Помнишь картины из «Конца Бога»? Был ли там Бог? В них была дыра, а дыра это всегда ничто, правильно? Бог и есть ничто… это было созвучно моей мысли: я не верю в богов на земле, это недопустимо, бывают пророки, а не боги. Бог невидим, Бог непредставим, поэтому сегодня художник не может изобразить Бога, сидящим в кресле, бородатым, держащим мир в руке…»

Бородатый #Бог в кресле, держащий мир в руке - это про академизм, про иконографию и прочие устойчивые понятия, которые были чужды Фонтане. Поэтому от Бога остается лишь яйцо, которое в буддизме, например, считается символом начала жизни. Ну а "дыры" или "пустоты", которые художник проделал в "яйце" - это как раз про невозможность постичь, как зародилась жизнь. Разве не этот вопрос занимает каждого из нас?

-16

Спасибо что дочитали!

-17