Одна из причин, по которой рэп стал самой популярной разновидностью популярной музыки в мире, заключается в том, что это, возможно, единственный вид популярной музыки, не привязанный своим звучанием и инструментами к какой-либо конкретной музыкальной культуре. Это не единственная причина. И само по себе это не объясняет привлекательности рэпа.
Всё, что вам нужно для рэпа — это умение сочинять и произносить рифмы, а также умение придавать этому ритм. Это само по себе уже является важным набором навыков, который невозможно принизить. Всё остальное — дело индивидуального выбора и личного вкуса. Стили рэпа варьируются от брутального минимализма до широкоформатного максимализма.
Видео: «Kendrick Lamar - Alright».
Кендрик Ламар чувствует, что в его распоряжении есть вся чёрная американская музыка...
Мы можем проследить происхождение рэпа до Западной Африки и традиций гриотов (певцов-сказителей этого региона). Но основные элементы рэпа — ритмичная речь на ритмическом фоне — очень легко перенести на любой другой уровень и культурный контекст. Рэп не связан с конкретным местом, например, как кантри-музыка — с югом Америки, британский бит — с Великобританией 60-х годов, а чикагский блюз — с Чикаго.
Различные музыкальные жанры возникают из-за того, что появляются музыканты с общими взглядами, которые хотят коллективно создавать музыку по-новому.
Прогрессивный рок возник потому, что появилось некое поколение молодых английских музыкантов, в основном принадлежащих к среднему классу. У них были уроки музыки в той степени, в которой их не было у их старших сверстников. Поэтому через восемь или около того лет после первоначального «британского вторжения» появилось поколение музыкантов, которые хотели подтвердить свое мастерство игры на инструментах, опираясь на более широкие традиции, чем рок-н-ролл 50-х годов.
Джаз пришел из баров и танцевальных залов Нового Орлеана как музыка, под которую можно было хорошо провести время. К 1940-м годам у нас уже были такие музыканты, как Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. Они были уже гораздо более искушёнными и хотели создавать музыку, которая была более сложной, нюансированной и неоднозначной.
Рэп же стал популярным, потому что это самая дешёвая, простая, мощная и самая эффективная форма популярной музыки, которую может принять человек с позицией «мой голос против мира».
Рэп часто называют «не музыкой», потому что рэп обычно не подчиняется той же логике, которой подчиняется вся музыка от классической эпохи до современной поп-песни. Это гармоническая логика, которая привносит драматизм в музыку. Вот почему рэп интересен.
Рэп почти никогда не отличается осмысленным гармоническим движением любого рода. Я говорю «почти», потому что не могу придумать ни одного примера. Но это не значит, что их нет. В конце концов, я не слушал каждый рэп-трек из всех существующих...
Принесение в жертву традиционной гармонии — огромная жертва для музыки. Я думаю, что это важная часть того, насколько значим рэп для людей, которым он нравится.
Дело вовсе не в том, что в рэпе отсутствуют эмоции, борьба, тоска или счастье. Рэп может быть душераздирающим и воодушевляющим. Но гармоническая логика рэпа, по крайней мере, в том виде, в каком она практикуется в настоящее время, исключает тот вид музыкальной драматизации (диссонансы и их разрешения), который мы видим в песнях с традиционными аккордовыми прогрессиями.
Секрет навязчивого качества рэпа, который некоторые люди находят столь воодушевляющим, а других людей он столь же дико раздражает, состоит в том, что с музыкальной точки зрения рэп оптимизирован для выражения глубокого и бесконечного разочарования.
Смены аккордов в рэпе, как правило, происходят на уровне, который гармонический анализ шенкеровского типа (Генрих Шенкер — австрийский музыкальный теоретик), разработанный для того, чтобы справляться с музыкой классической эпохи, не признал бы хоть сколько-нибудь значимыми. Несмотря на это, мы видим в творчестве таких рэперов, как Koi Child, весьма искусную аранжировку.
Видео: «Koi Child - "1-5-9" (Official Music Video)».
Рэп появляется во всем мире, потому что людям нравится зрелище, когда кто-то стоит и даёт им «свидетельские показания». Есть веская причина, по которой рэперы и хип-хоп музыканты часто бывают иммигрантами или детьми иммигрантов: например, существует целый поджанр турецко-немецкого хип-хопа. Конечно, рэп не обязательно должен иметь какую-либо политическую ориентацию, но он, как правило, исходит от людей, которые чувствуют, что в экономическом, социальном и политическом отношении они находятся в самом низу или «в конце очереди».
Менее злая сторона рэпа имеет тенденцию быть напористой, а не вызывающей — либо выражать удовольствие, либо хвастаться своими достижениями. Это тоже раздражает людей, которым не нравится рэп.
По материалам публикации (англ.).