Мы, взрослые, часто говорим о том, как привить детям любовь к чтению, чтобы читал не из-под палки, а потому что интересно, для формирования вкуса к литературе. В этой статье мы раскроем все секреты, как помочь детям полюбить чтение и литературу.
Традиционные стимулы к чтению, в духе “будешь книг читать - будешь всё знать”, “возьми книгу в руки - не будет скуки”, в наши дни не работают. Современным детям нужна совсем другая мотивация. Можно ли заставлять детей читать и как сделать домашние “занятия” и “уроки” по литературному чтению удовольствием?
Правила грамотного приобщения детей к литературе и чтению
Детям, которые уже умеют читать хотя бы по слогам и складам, достаточно предложить чтение по ролям. То есть, одну часть читает взрослый, а другой ребёнок. Читайте детям только тогда, когда и у взрослых, и у детей хорошее настроение. Чтение вслух — это моменты семейного счастья, близости и доверия.
Располагайте книги для детей в свободном доступе. Главное не терять оптимизма в формировании и развитии любви и интереса к чтению.
Как правильно подобрать книги для детей по возрасту?
Для младших дошкольников отлично подойдут картонные, “антивандальные”, иллюстрированные книги. Читайте вслух ребёнку ту литературу, к которой у вас больше лежит душа. Рекомендуем также взрослым прочитать книгу Юлии Кузнецовой “Расчитайка”. Автор рассказывает в ней о правильном формировании и развитии интереса детей к чтению.
Книги-кубики, а также книги с окошками отлично подойдут для младших дошкольников, потому что их можно не только читать, но можно также и играть с ними. Иллюстрации в таких книгах должны быть и красивыми, и реалистичными, и красочными. Дети с двух-трёх лет уже начинают испытывать потребность в чтении смешных книг-игрушек, чтобы найти различные нелепицы, поэтому в книгах для младших дошкольников помимо ярких иллюстраций также должен быть юмор.
Помимо покупки готовых книг вы также можете делать книги своими руками и дома.
Книги для гиперактивных и неусидчивых детей
Самыми лучшими книгами для таких детей являются произведения с элементами моторики. На одних и тех же книгах неусидчивые дети не задерживаются.
Причины нежелания и неспособности современных детей читать
1. Слишком большая загруженность: школа, секции, репетиторы, курсы, кружки, внеурочная деятельность, дополнительное образование.
2. Большое количество соблазнов: улица, гаджеты, телевизор, интернет, компьютер, телефон, игры, игрушки и другие развлечения.
С какого возраста начинать читать детям?
Некоторые взрослые боятся, что дети придут в школу, не умея читать. В этой части статьи речь пойдёт о старших дошкольниках и младшеклассниках. Возраст до трёх лет лучше посвятить прогулкам, подвижным играм, моторике и речевому развитию. А с трёх лет уже можно читать детям вслух.
Для тренировки беглого чтения у старших дошкольников и младшеклассников подойдут короткие тексты в стихотворной форме, например, произведения Корнея Ивановича Чуковского или Агнии Львовны Барто.
Книги для детей о самих себе тоже являются действенным стимулом к формированию и развитию интереса к чтению и литературе. А книги и блокноты серий “Я научу тебя читать” и “Читаем сами” помогут в обучении чтению старших дошкольников, а также доставляют радость от чтения у младшеклассников.
“Осенняя книга” не привязана к конкретному тексту, что развивает у детей воображение.
Как заинтересовать детей чтением и литературой?
Если дети ещё не в состоянии читать и просто брать в руки книги по собственной инициативе, то можно начать формирование интереса к чтению с комиксов, потому что в них мало текста, их можно быстро прочитать от корки до корки и получить удовольствие;
Научите детей наводить порядок в книгах. Беспорядок в книгах убивает всякое желание читать, также, как беспорядок в игрушках отбивает охоту у детей к игре;
Положите часть книг в недосягаемой зоне для детей и доставайте их, например, перед сном;
Следите за интересами детей, выбирая и отбирая книги. Сегодня детям может быть интересна поэзия, а завтра их заинтересуют правила русского языка;
Ни в коем случае не отказывайте детям в чтении одних и тех же книг много раз, если те ещё не умеют читать самостоятельно;
Нередко слуховое запоминание помогает приучить детей читать;
Никто ещё не отменял личный пример. Если взрослые и сверстники детей тоже читают и берут книги в руки, то и сами отпрыски тоже последуют образцу для подражания;
Если детям жёстко навязывать чтение, то этим можно добиться только отвращения;
Помните, что хорошая художественная литература всегда растит душу и почву для душевных разговоров;
Нечитающим детям подойдут книги с дополнительной реальностью — приложением для компьютера, телефона, смарт-телевизора и гаджетов, в которых иллюстрации и изображения оживают, превращаясь в видеоролик. Однако у таких книг есть существенная опасность — дети будут брать в руки и читать бумажные книги только исключительно ради «приятного бонуса» - компьютера, телефона или телевизора, не получая от процесса чтения и понимания бумажной книги никакого удовольствия;
Напишите книгу про самих детей. Интересные и короткие истории о себе обязательно мотивируют детей читать;
Гаджеты и аудиокниги вовсе не являются врагами для приобщения к литературе и чтения, как кажется взрослым. Взрослые, имея ошибочные представление о гаджетах и технике, сознательно запрещают или жёстко ограничивают времяпрепровождение «в компании» компьютера, телефона или телевизора. Но, вместе с тем, аудиокниги больше подходят старшим дошкольникам, младшеклассникам и подросткам, для младших дошкольников предпочтительны бумажные книги, чтобы они могли развивать зрительное и чувственное восприятие с помощью перелистывания страниц и лицезрения иллюстраций.
Как убедить читать подростков?
Обычно, нечитающие подростки являются знаком того, что они ещё не нашли и не встретили своих книг. Для подростка также важен положительный пример со стороны взрослых и сверстников. Взрослые и сверстники должны быть для подростков друзьями в поиске своих книг. Важно, чтобы книга «зажгла» подростка к чтению. Предлагайте подростку одноимённые фильмы-экранизации по литературным произведениям чтобы, увидев «книгу» на экране, ему захотелось прочесть о знакомых героях с целью узнать их подробнее. Только литература помогает детям безопасно и стойко пройти любые жизненные, проблемные, конфликтные и трудные ситуации.
Взрослым важно признать, что современные дети живут в другое время и в другую эпоху и дать им возможность делать самостоятельный выбор, в меру контролируя и помогая. Научите детей читать книги с удовольствием, не принуждайте читать только то, что интересно взрослым и не запрещайте читать детям книги, глупые, скучные и непонятные на ваш взгляд. Иначе всё будет просто бессмысленно.