Найти в Дзене
Александра Гафьер

Девочке, которая умела летать... и не только

Мне всю мою сознательную жизнь трагедии были ближе, чем комедии. В них всегда присутствовало «перечное очарование».
В спектакле меня сразу зацепила форма подачи – это сочетание декламации стихов и хореографических вставок. Зрителя встречает вводная фраза: «Кто-то на закате, под деревом, у реки поцеловал девчонку». Именно так и зарождается мир – с одного невзрачного и простого, на первый взгляд,

Мне всю мою сознательную жизнь трагедии были ближе, чем комедии. В них всегда присутствовало «перечное очарование».

В спектакле меня сразу зацепила форма подачи – это сочетание декламации стихов и хореографических вставок. Зрителя встречает вводная фраза: «Кто-то на закате, под деревом, у реки поцеловал девчонку». Именно так и зарождается мир – с одного невзрачного и простого, на первый взгляд, действа. С того, что кажется незначительным, но которое дает начало всему. А все, что пришло позднее: политические и социальные противоречия, человеческие достижения, вселенские физико-химические законы, сложные процессы природного и техногенного характера – это лишь мишура, особенно, если дело касается вещей, не подвластных стандартному течению событий.

«Кто-то поцеловал девчонку» - в этом предложении отражена вся бессмысленность окружающей суеты, вся ее смехотворность и тривиальность. ты непринужденность, которая растянулась всего на несколько секунд и застряла внутри времени, по ценности перекрывает многовековые кровопролитные попытки вождей государств померяться всем, чем только можно и нельзя, извечные выяснения истин и наивные стремления извернуть законы Вселенной. Но отправной точкой служил именно этот краткий миг, когда было положено начало чему-то невесомому, трепетному и непостижимому разумом. Тому, что нельзя единовременно схватить, четко определить и запереть в статичности.

Казалось бы, оно ничего не значит, но стоит обернуться, как начинаешь чувствовать потустороннее притяжение, а в голову закрадываются мысли о том, что, возможно, в этом и заключается смысл существования.

Находясь на спектаклях вашей маленькой и уютной труппы, я подмечаю, что они любят создавать постановки, основанные на коллаже из произведений определенного автора. В «Девочке» за основу были взяты миниатюры и стихотворения Леонида Енгибарова.

Дарье Грибоедовой удалось собрать воедино светлые мысли писателя и сплести из них органичный спектакль, в котором я не отметила ничего лишнего. Недостающее найти сложно, потому что тема настолько глубокая и широкая, что о ней можно разговаривать до скончания времен. И всегда будет иметь место то, о чем ранее лишь намекалось.

В постановке фигурирует два основных действующих лица – девочка и парень, которых угораздило в какой-то момент времени пересечься около скамейки в парке.

Мой любимый момент – когда главный герой начинает борьбу с «черным человеком» (здесь мне заметна отсылка к есенинскому произведению, единственному, к слову, которое мне близко). По замыслу, это не какой-то конкретный человек, он представляет собой злой дух, который совмещает в себе все самое тяжелое, что существует в эмоциональной составляющей человека. Зритель наблюдает вроде бы драку двух живых существ, но только одно из них имеет натуральные человеческие черты.

«Черный человек» являет собой воплощение досады, ненависти, несправедливости и всего прочего, что приносит людям страдания и моральный дискомфорт.

В действительности мы видим не межличностную, но внутриличностную борьбу. Именно поэтому парень замечает среди прочих именно эту девушку – потому что обнаруживает в ней нечто родственное, он замечает, что существует что-то, что ее гнетет. Хотя она всеми силами старается это прикрыть, чтобы никто не заметил. Да никто и не замечал. Даже главный герой не увидел – он интуитивно это ощутил.

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020

Стоит заметить, что герои встречаются после того, как парень проигрывает в схватке со своим альтер-эго, он восстанавливается после колоссального давления собственных переживаний, а девочка чувствует особенно сильный накал внутренних противоречий. Все случается именно тогда, когда это необходимо обоим.

Их встреча ознаменовалась началом персональной свободы каждого – они нашли родственную душу, с которой они могут раскрыть настоящих себя, не опасаясь осуждений. Наоборот, они встретили понимание и поддержку. Две части одного мира сливаются в общую колею.

И, черт возьми, как же они напоминают меня и некоторых моих друзей. Пожалуй, я просто со стороны увидела наши безумные беседы и спонтанные приключения. Самое прекрасное – когда со стороны вы смотритесь как сбежавшие из психиатрической лечебницы пациенты, а для вас такие минуты оказываются самыми запоминающимися.

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020

Если подумать и присмотреться, то главным героям повезло просто использовать совместное время для того, чтобы убежать от гложащего смятения. Наблюдая за ними, ты погружаешься и завораживаешься той вселенной, которая открывается в сердцах молодых людей, когда они забывают о тревогах и личных проблемах.

Ты заглядываешь в их мир и понимаешь, насколько богатым и многогранным может быть единение двух микровселенных.

Меня впечатлили монологи, повествование которых ведется с применением, так называемых, «живых» спецэффектов (к примеру, во время чтения отрывка про ручеек и сопровождающие его перекаты шара с одной руки на другую). Они добавляют атмосферности и пленяют размеренностью, словно погружая в транс.

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020

Иногда разговоры главных героев мне напоминали философские размышления с примесью юмористических умозаключений в стиле «Квартета И», и это для меня дополнительно виделось уютным.

Но трагедия не была бы трагедией, если бы история закончилась благополучно, верно? В определенный момент герои решают, что нужно сделать следующий шаг – наконец, придать делам ускорение, сделать мечты и думы частью реальности. Но судьба штука злорадная, она любит опасные игры. Опасные, естественно, для людей.

Парень, окрыленный планами и радужными представлениями, внезапно оказывается под колесами автомобиля. Здесь, в этом эпизоде, «черный человек» олицетворяет смерть и безысходность. Вставка с хореографическим номером эффектно отобразила настроение ситуации, она была добавлена весьма удачно – в подобной сцене нет смысла что-либо говорить и нет потребности разглагольствовать, потому что наблюдательный зритель сделает все выводы самостоятельно. Чего только стоит резкий жест девушки, отражающий циферблат часов – я так и видела здесь фразу: «не успели».

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020

Повторюсь: я люблю трагедии. Но люблю нетривиальные, которые не являются стандартной слезедавилкой, а заставляют проникнуть мыслями в суть некоторых вещей и ужаснуться настолько, что сердце сживается в атом, а сам ты подвисаешь на какой-то промежуток времени.

В спектакле «Девочке, которая умела летать» подобную трагедию можно прочувствовать после прочтения одного названия. Сразу задаешься вопросом: почему такая формулировка – в прошедшем времени? Потому что именно в этом и заключается трагедия героини – она не смогла отказаться от прежнего образа жизни, в ней не хватило мужества, чтобы следовать по желанному пути одной, а потому она окончательно растворилась в том, что являлось ее реальностью, вернулась к духовно чужим людям, подчинилась тому, что «проще». И это «проще» окажется для нее самой тяжелой ношей.

В какой-то мере, ее участь страшнее участи главного героя, который погиб за микродолю секунды до того, как мечта сбылась. А вот чья судьба таит в себе большую трагичность – спорный вопрос. Каждый зритель ответит на него по-своему.

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020

Хочу отметить контраст образов – Тимур Дятчик и Алексия Белавина смогли передать спектр эмоций, шторм, кидающий из одной ипостаси в другую. Ребята раскачивают зрителя, запускают в торнадо и крутят то в одну, то в другую сторону. Они то заряжают энергией, то высасывают ее обратно. Но их влиянию сложно не поддаться – они слишком реалистичны и правдоподобны в своих чувствах. Максим Холмин, напротив, был максимально отрешен, но не стоит думать, что на него была возложена задача легче – ему удалось продемонстрировать не определенного человека, объятого теми или иными переживаниями, а метафорического духа, который является собирательным образом. Максиму требовалось идти по индуктивному пути: от частного к общему. Показывать единство качеств и одновременно наглядно обрисовывать черты каждого в отдельности.

Разбирать творчество Леонида Енгибарова в рамках отзыва о спектакле, по моему мнению, совершенно ни к чему. Я полагаю, что еще одна цель постановки была достигнута – заинтересовать зрителя. Полагаю, что автор весьма детально расписал собственные мысли, поэтому достаточно повторно прочесть его произведения, чтобы вновь уловить что-то откликающееся.

Мне было приятно вновь побывать на вашем спектакле. После него чувствуешь себя словно отдохнувшим около жаркого камина с бокалом кьянти и хорошим приятелем, который без умолку травит увлекательные байки. Самое то подумать о вечном и немного подепрессировать. Но от того так тепло и становится…

Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020
Драматический театр антреприз. Санкт-Петербург. 16.10.2020