Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Рок-опера «КарамазоВы»: для тех, кто хочет приобщиться к Достоевскому

Оглавление

Если не вдаваться в детали, то спектакль «КарамазоВы» на сцене концертного зала «Колизей Арена» можно сравнить с музыкальным пересказом произведения. Вам расскажут про всех основных героев, обозначат их внутренние конфликты, а, главное, покажут, чем дело-то кончилось. И все это под приятную музыку и всего за два часа. Для людей далеких от творчества Достоевского это отличный вариант: не затянуто и в глубокую депрессию не вгоняет.

«Я не люблю Достоевского, не люблю роман “Братья Карамазовы”, зато я люблю творчество Ожогина», – подумала я и решила посетить спектакль с затейливой пометкой «рок-опера». Рок и опера, к слову, восторгов у меня также не вызывают.

Но речь совсем не о моих литературных вкусах, скорее о том, что некоторые вещи нужно увидеть своими глазами, чтобы потом купить билеты и пойти пересматривать.

По сюжету

Все действие разворачивается вокруг дележа денег и женщин. Вероятно, это очень грубый пересказ конфликта, но точный. Создатели спектакля опустили всю первую часть, где нас знакомят с героями, поэтому разбираться, кто кому кем является, зрителю приходится судорожно и по ходу пьесы. Я героев помнила плохо, поэтому быстренько в них запуталась. Итак, все семейство Карамазовых собирается у старца Зосимы, в тщетных попытках примириться: основной спор между старшим сыном Митей и отцом Федором Карамазовым - где Митино наследство?

А дальше Грушенька и Катерина Ивановна делят Митю, Митя и Федор Карамазов делят Грушеньку и деньги, Иван Карамазов и Митя, вроде как, делят Екатерину Ивановну и только Алеша бегает с моложавым отцом Зосимой, в попытках спасти душу Мити, и ничего ни с кем не делит.

По факту, из «КарамазоВых» убрали почти всех второстепенных героев и избавились от подсюжетов. Здесь всех тем едва ли касаются, но некоторую пищу для размышлений дают. Хотите мотив жертвенной любви? Пожалуйста, история Катерины Ивановны и Мити. Нужны знаменитые мотивы религии? Алеша обязательно споет про это, а старец Зосима и после смерти будет появляться в самые пикантные моменты и обламывать героев.

-2

Кто играет?

На самом деле, играет много кто, здесь уже все зависит от того, где смотреть, в Москве или Петербурге, и на какой состав попадешь. Пускаться в долгий рассказ о каждом герое можно с хорошего, но мы начнем с плохого: девиз этого спектакля – минимализм и краткость (минимум костюмов и никакого антракта).

Итак, основной порок этого спектакля – несоответствие возраста актеров возрасту их героев. Позор мне, но только по окончании спектакля, делясь своими впечатлениями с друзьями, я поняла, что Иван Карамазов (в исполнение Игоря Балалаева) – средний, а не старший сын. Пьяница Дмитрий Карамазов (Александр Рагулин) сохранился лучше младшего брата…

Похожая история случилась и со старцем Зосимой, которого в этот раз играл тридцатипятилетний Антон Авдеев. Особенно все эти моменты с возрастом бросались в глаза во время первой сцены, когда не ясно, почему Баярунас (Алексей Карамазов) ведет под руку молодого Авдеева, а седовласый Балалаев рассказывает про своего отца. Федор Карамазов, к слову, если бы то и дело не повторял, что он старик, так бы и остался бодрым подвижным мужчиной. Разумеется, Авдеев идеально подходит для образа святого (дружно вспоминаем Иешуа из «Мастера и Маргариты» в его исполнении) но дайте артисту седин!

Возвращаясь к Игорю Балалаеву. Как справедливо отметила одна из зрительниц: «Не могу не восхищаться Балалаевым, но не уверена, что в этой роли». Местами казалось, что между игрой и пением он выбирает игру, от этого, вероятно, немного страдала целостность композиции: говоря бытовым языком - переигрывал. Но, справедливости ради, пару слов о его завораживающем дуэте с Наталией Диевской, играющей Катерину Ивановну: даже если не читал Достоевского, в какой-то момент так проникаешься их трепетным чувством, душевными метаниями, что начинаешь нервно покусывать пальцы, надеясь, что у них все получится, что она бросит Дмитрия и все кончится хорошо. Можно ли проспойлерить Достоевского, сказав, что хорошо ничего не кончится?

-3

Наталия Диевская сама по себе – яркая женщина, все ее образы – роковые обольстительницы. Катерина Ивановна, которую исполняет Диевская, – дама редкой красоты. И теперь камень в огород Федора Михайловича, почему в нее влюбляется только Иван Карамазов? Одна из самых запоминающихся сцен в спектакле – встреча Катерины Верховцевой с Грушенькой. В момент целования ручки актрисы стоят не лицом друг к другу, они повернуты в зал, даже не касаются друг друга, но между ними ощущается невероятная связь, сказала бы что взаимопонимание, но какое там понимание.

Кстати, про Грушеньку, возможно, я давно не видела Веру Свешникову, но для меня она все еще романтичная героиня, Татьяна из «Демона Онегина» или Сара из «Бала вампиров». Здесь же она отыгрывает корыстную, подлую и неприятную особу, и ей это отлично удается. И, казалось бы, кого можно приворожить простой прической и глухим черным платьем, но глядя на местную Грушеньку, понимаешь, что всех.

Если бы КарамазоВы были сетевой RPG, Александр Рагулин однозначно был бы каким-нибудь бардом или чародеем – поддерживающим классом, который до начала спектакля напустил на зрителей ауру лояльности, выдав пару остроумных шуток, а по завершении – кастанул заклятьем душевной речи, и мы аплодировали стоя. Как я уже сказала, на мне чары сработали отлично и выдать что-то конструктивное об игре Александра и его Мити мне сложно, но, возвращаясь домой, на инстаграм Рагулина я подписалась.

Если устраивать соревнование по количеству полученных букетов, то победителем однозначно становится Ярослав Баярунас, исполнивший роль Алеши. О положительных героях говорить сложнее всего: да, он центральная фигура, да, он идеальное попадание в образ, но ничего более вспомнить не выходит.

Смердяков в исполнении Сергея Ли – это новый взгляд на историю персонажа, позволяющий проникнуться к отрицательному герою, образ которого в книге вызывал исключительное недоумение и отвращение. Он, вроде бы, и обстановку разряжает, появляясь как из-под земли, добавляя гротескности, а вроде как один из самых лиричных образов: ох уж это поглаживание мехового воротника со словами: «Я убивал котов не для забавы...». И если вам кажется, что самый изощренный злодей – Мориарти из «Шерлока», который застрелился, заставляя главного героя совершить самоубийство, то разрешите его подвинуть, куда более изощренную и эмоционально отыгранную многоходовочку замутил Павел Смердяков.

Федор Карамазов в этой постановке вышел живым и чертовски обаятельным. Владислав Погиба создает настолько притягательный демонический образ, что начинаешь понимать тех, кто тянулся за ним и следовал его вредным советам.

-4

Обстановка

Когда речь заходит о современных мюзиклах, а по версии Википедии, рок-опера – тот же мюзикл, на ум приходят яркие образы дорогих декораций: двухэтажный крутящийся отель в «Бале Вампиров» или огромная люстра на балу Воланда в ЛДМовском «Мастере и Маргарите». Декорации в современных мюзиклах – произведения искусства, которые порой впечатляет больше самой постановки. В «КарамазоВых» на всех была одна скамья, пара стульев и немного ступенек. И никаких тебе сложных крутящихся элементов.

Но, боже мой, насколько же высокофункциональной оказалась эта лавка! Иван несет ее как крест, Федор Карамазов седлает, старец Зосима умирает на ней, а Катерина Ивановна – отдается. И это играет только на руку постановке: зритель не отвлекается на лишнюю мишуру. Наверное, такое случается часто, когда сюжет достойный, а режиссер с фантазией и не нужно зрителя отвлекать.

Костюмы – тоже сдержанные. Особенно мужские. Ненароком можно заподозрить, что артисты пришли со своим гардеробом. Больше всего запоминается серая шинель Мити, потому что она, чуть ли не единственная, выглядит театральным костюмом.

-5

По итогу

У спектакля не простая судьба. По словам Александра Рагулина, автора либретто и музыки, а также исполнителя одной из главных ролей, долгое время произведение не хотели ставить из-за сложного сюжета и неоднозначного формата. Но упорная борьба за жизнь рок-оперы дала свои плоды: постановка пронизана любовью ее создателей.

Частенько, выходя со спектакля, злорадно начинаешь перечислять, кто из любимых артистов забыл слова, а кто запутался в плаще и, какая жалость, не упал! Здесь нельзя сказать, что кто-то из артистов не старался, даже не так, здесь не хочется говорить, что кто-то мог сделать что-то лучше.

Знаю популярное мнение: хороший исторический фильм не должен учить истории, он должен вдохновить на ее изучение. В очереди за пальто услышала фразу: «Как жаль, что в вузе я изучаю не отечественную литературу, хотелось бы узнать о “Карамазовых” побольше».

Анастасия Жен

Понравился материал? Подписывайся на канал!