«Сикстинская мадонна» - одно из самых узнаваемых живописных произведений во всем мире. Сегодня я расскажу о том, как Рафаэль создал новый, дотоле не виданный образ, воплощавший в себе все самое прекрасное в матери.
Почему так много Мадонн?
Помните Леонардо? (Если нет, то кликайте сюда и читайте мою статью о нем) Он тоже создал множество картин, изображавших Богоматерь. В этом Рафаэль и Леонардо да Винчи схожи.Мать Рафаэля умерла довольно рано (когда Леонардо у матери просто забрали). Ее образ художник множество раз запечатлевал на своих картинах.
Отец Рафаэля был придворным художником, поэтому мальчик сызмала пребывал в творческой среде. Учителем юного Рафаэля становится Пьетро Перуджино, поэтому в ранних работах Санти очень заметно влияние учителя: (2 обручения Марии) изящество фигур, Мадонны с плавными линиями лица и маленьким ртом, невесомые деревья на заднем плане.
Всех Мадонн Рафаэля можно отнести к Умбрийскому, Флорентийскому и Римскому периодам.
Умбрийский период
Рафаэль — один из представителей Умбрийской школы, характерными чертами в живописи которой были:
• плавность и музыкальность линий;
• поэтическая гармония человека и природы;
• мягкость колористических решений.
Первые работы Рафаэля могут выглядеть сухо, фигуры Мадонн скованы, просты пейзажи на фоне.
«Мадонна Солли»
Первая картина Рафаэля, изображающая Мадонну (не считая фрески в доме. Где родился мастер). Здесь художник использует новаторский прием: если раньше Мадонна и младенец взаимодействовали, глядя друг другу в лицо, то у Рафаэля взгляды героев пересекаются при взгляде обоих в книгу. Этот прием Рафаэль будет использовать еще много раз. Книга — символ Священного Писания, говорящего о судьбе Христа.
«Мадонна Конестабиле»
Знаменита эта картина уже тем, что она - единственная из шедевров Рафаэля, находящаяся в Эрмитаже (удивительно, но продавца просто не нашлось, так картина и осталась в России).
У этой картины крайне интересная история... У графа Конестабиле (получившего картину в наследство) произведение выкупил Александр 2 в подарок для своей супруги. В 1881 году, когда с дерева картину переводили на холст, она сильно пострадала, но обнаружился один интересный момент. Раньше вместо книги Мадонна держала гранат — символ крови, пролитой Христом.
Флорентийский период
Рафаэль знакомится с работами Леонардо да Винчи: они поражают юного художника. Для флорентийских мадонн характерны более сложная композиция и не менее сложный пейзажный фон. Появляются и сильные чувства: страх и тревога матери за сына, но в то же время гордость за него.
«Малая Мадонна Каупера»
Перед нами изображены Мадонна с младенцем. Эта картины отличается от работ Умбрийского периода. Прелестное лицо молодой матери выражает широкую палитру чувств: грусть, умиротворение, задумчивость. Можно заметить и внешнее сходство Богоматери и Иисуса. Намеком на святость пары являются чуть видные нимбы и церковь на заднем плане.
Многое Рафаэль перенял у Леонардо: на этой картине можно заметить, что Санти пользуется сфумато.
О том, что такое сфумато и почему Леонардо да Винчи все восхищаются читайте здесь.
«Прекрасная садовница»
Источником вдохновения послужили также работы Леонардо да Винчи, а именно его эксперименты с композицией. Рафаэль также вписывает всех героев в треугольник, создавая «пирамидальную композицию» (уравновешенную и гармоничную). Такое строение придает картине атмосферу умиротворенности.
Помимо двух цветов, характерных для одеяний Богоматери появляется еще и охристый, гармонирующий с зеленью и растительностью вокруг героев. Красный цвет означал жертвенность, а голубой — непорочность Мадонны.
Много на картине и символов в виде цветов: фиалки здесь символизируют смирение Марии, водосбор — Страсти Христовы.
Больше о языке цветов в искусстве читайте здесь.
Римский период
Микеланджело и Рафаэля можно назвать соперниками. Рафаэль восхищался творчеством Буонарроти, а тот просил запереть Сикстинскую капеллу, чтобы Санти не увидел фресок и не украл какой-нибудь идеи. Рафаэль понимал, что в мастерстве изображения человеческого тела, он вряд ли достигнет тех же высот, что и коллега, поэтому бросил все свои силы на совершенствование других навыков.
Мадонны становятся более напряженными, драматичными. Основной темой становится чувство материнства.
«Сикстинская мадонна»
Об этой картине говорил Достоевский: «Красота спасет мир». «Сикстинская мадонна» стала вершиной творчества Рафаэля Санти.
Внимательный зритель увидит, что герои снова вписаны в треугольник (а это уже что-то значит).
Интересная деталь: присмотритесь к облакам вокруг фигуры Девы Марии. Они сделаны в виде лиц ангелочков!
Бытует мнение, что моделью для Мадонны послужила Форнарина (возлюбленная Рафаэля), для Святого Сикста — папа Юлий 2, а для святой Варвары — Джулия Орсини (племянница папы).
Картина одновременно тревожна и торжественна. Мадонна спускается прямо с небес, смотрит на зрителя. Между ними нет никакой преграды, таким образом, смотрящий оказывается вписан в композицию. Богоматерь идет босиком, что говорит о ее скромности и смирении, а ее одежда очень проста.
Интересный факт: два ангелочка внизу стали очень знамениты: их использовали и на открытках, и на всевозможных плакатов. У одного из них нет правого крыла.
«Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле»)
Картиа круглой формы, которая во Времена Возрождения считалась идеальной. Завершенной (кстати, называется такая картина «тондо»).
Лицо Иисуса наполнено тревожного ожидания, когда Мария кажется умиротворенной, гордой за сына, радостной.
На картине нет строгой симметрии, перспективы, геометричности, линейности, что было присуще работам того периода. Эта Мадонна также написана с Форнарины (Маргариты Лути), от которой гений был без ума.
Примечательно то, что Дева Мария одета в традиционную крестьянскую одежду теплых цветов, что акцентирует внимание на том, что Мадонна в первую очередь мать. Атмосфера картины получилась теплая и нежная.
Тем, кто заинтересовался искусством Эпохи Возрождения, предлагаю прочитать мои статьи о Сандро Боттичелли и о Микеланджело Боунарроти.
Для тех, кто интересуется искусством, есть навигация по каналу, где статьи разделены по рубрикам и темам.