Автор повествует в книге об идеальном обществе, где культом является высшая игра - синтез всех наук - "Игра в бисер" и общество это существует в городе, которое изолировано от общества, в Касталии. Маленький островок сосредоточия всей культуры и науки страны.
Гессе повествует об идеи совершенных людей, умных, образованных, творческих, не обремененных поисками пропитания, им не нужно стремится делать карьеру и заводить семью. Все окружение благоволит для развития талантов и способностей, интеллектуальной деятельности.
Йозеф Кнехт - главный герой романа. Талантливый, утонченный, тактичный, харизматичный, увлекающий за собой и влюбляющий в себя - он завоевывает расположение всех, кто попадает под его обаяние. Сам того не желая, достигая высшей должности в Касталии и становясь Магистром Игры, он тяготится своей должностью и покидает идеальное общество, с идеальными порядками, вызывая недоумение в своем обществе.
Раскол души Йозефа произошел еще в детстве. Два начала в человеке - тело и душа. Высшее и низшее. Касталия отвергла все низшее в человеке: власть, деньги, семью, она приковала внимания к высшим ценностям - образованию и абстрактным идеям. Но Йозеф в глубине души понимает, что отделять эти вещи невозможно. Иначе телесная часть отвергнет душевную, уничтожит ее. Йозеф провозглашает, что он слуга. Кнехт в переводе с немецкого означает - Слуга. Служение - его основная миссия. И он готов служить обществу, не только Касталии, но и всему миру. Развитие - это расширение границ, мышление Йозефа расширилось настолько, что он увидел прошлое и будущее Касталии, осознал гражданином и слугой мира, а не отдельного общества. Герман Гессе приводит легенду о святом Христофоре, который был готов служить только самому могущественному, великому властителю. Сначала он служил царю, потом Дьяволу, но в итоге пришел к Христу, узрев, что он самый величественный из всех владык. Кнехт идет по тому же пути. Узрев, что Орден Касталийцев не самый высший властитель мира, отнюдь, он пошел за своим сердцем и стал служить молодому поколению, которое и будет определять мир будущего.
Главная тема. ДУХ и ТЕЛО.
Герман Гессе жил в те времена, когда был популярен психоанализ. Знаменитые психологи Йозеф Ланг и Карл Юнг повлияли на его творчество. Увлечение самоанализом, телесной и духовной природой человека толкают автора на роман-самоисследование, где автор дает однозначный ответ, что телесное без духовного не выживает, как и наоборот. Две крайности должны быть взаимосвязаны и примерены. Все то постыдное, что считают касталийцы - власть, деньги, похоть - все это дает им пропитание, защиту, одежду, финансирование. Но, сами они ничего не дают обществу. Кнехт не раз говорит, что лучшее, что может дать Касталия - это учителей. Касталия обязана помогать обществу в интеллектуальном развитии, обучать будущее поколение, прививая им культурные ценности. Иначе, углубясь в свое трансцендентность, абстракцию, которая будет далека от земной жизни - Касталия будет обречена на угасание и вымирание. Кнехт замечает, как постепенно вырождаются касталийцы. Нервозность, гордость, эгоцентризм, неестественность, скверный характер показаны в его друге - Фрице Тегуляриусе. Фриц страдает депрессией, бессонницей, меланхолией, робостью и замкнутостью. Он не может жить нигде, кроме Касталии. И в своем друге Кнехт видит будущее поколение касталийцев. Их игры красивы, ум развит, но душевное состояние настолько болезненно, что отталкивает всех вокруг. Они не ставят никаких целей, только занимаются самолюбованием своими отточенными до совершенства талантами.
Смена поколений.
Красной нитью через все произведение протянулась тема круговорота жизни и смерти, смены старости и юности, ученика и учителя. Сначала Кнехт был учеником, потом сам стал учителем. В собственных произведениях Кнехта рассказаны 3 истории: Заклинатель дождя, Исповедник и Индийское жизнеописание, которых связывает одна и та же тема - смена поколений. Как старое должно уступить место новому, обучив его и передав бразды. Стихотворение "Ступени" так же говорит об этой смене:
Любой цветок неотвратимо вянет
В свой срок и новым место уступает:
Так и для каждой мудрости настанет
Час, отменяющий ее значенье.
И снова жизнь душе повелевает
Себя перебороть, переродиться,
Для неизвестного еще служенья
Привычные святыни покидая, --
И в каждом начинании таится
Отрада, благостная и живая.
Также здесь говорится о том, что старая мудрость должна смениться новой, пишет о тяги души к служению, покидая прошлое, отметая ненужное, чувствуя зов более высокого порядка.
Жанр, стиль произведения:
Произведение написано в стиле жизнеописания.
Это роман биография, с элементами нравоучения, философскими размышлениями, попыткой психологического анализа, роман-утопия, интеллектуальный роман.
Стиль письма нарочито архаичный, изысканный, витиеватый.
Само произведение Германа Гессе ровное, спокойное, размеренное, тянущееся. Здесь нет ярких вспышек, нет неожиданных сюжетных линий.
Личность и Орден
Высший принцип Касталии - это изгнание Индивидуального из человека. Иерархическая организация исповедует идеал безличностный. За пример приводится Фома Аквинский - идеальный представитель некоего типа, нежели индивидуальности. Некий "Мудрец", "совершенный человек".
Поэтому Йозефа обвиняют, когда он уходя со своего поста, говорит, что его душа зовет на новое служение. Предстоятель Ордена Александр обвиняет его в том, что он поставил индивидуальность выше безличностной иерархии.
Касталийцы не должны руководствоваться своими личными устремлениями, их устремления должны соответствовать духу Ордена. Дух Ордена - это и есть их личность. Они становятся единым организмом, единой душой, единым телом.
Вселенская игра в единство
Игра в бисер - это некая игра, которая вбирает в себя мудрость и знания всей вселенной, это высокоразвитая тайнопись, в создании которой участвуют многие науки и искусства, в особенности же математика и музыка. Это игра, которая способна выразить и связать друг с другом смысл и результаты почти всех научных дисциплин.
Синтез наук - это вечная мечта ученых, объединить все науки в одну формулу, связать их, найти гармонию и единство. Игра в бисер - это попытка Германа Гессе связать все науки, синтезировать искусства. Высшее искусство по касталийским меркам - это музыка.
Мысль о внутреннем единстве всех духовных усилий человека, мысль об универсальности нашла в отражении в Игры в бисер.
В игре нет смысла, она не решает проблемы общества, она не создает новые творения, она лишь синтезирует то, что уже было в хитросплетениях, витиеватостях, изящных партиях, неожиданных ходах, ее смысл в самой игре, в красоте, в интеллектуальных изысках. Игра - лишь упражнения для мозга, но в ней есть безграничные возможности и комбинации.
Игра объединяет науку и искусство, красоту духовности с магией формулы.
Игра возникла как запрос общества, в которой царит фильетонистическая эпоха. Эпоха, где люди смакуют новости жизни актеров, балерин, летчиков, спортсменов, политиков, ученых и писателей больше, чем их искусство. Возникает огромный спрос на занимательный взор, вроде "Фридрих Ницше и дамские моды в 70-е гг 19 столетия", "Любимые блюда композитора Россини". Фильетонисты увлеклись всевозможными интервью с известными людьми на злободневные темы. Что очень актуально и для современного общества.
Формула фильетониста - это громкое имя + актуальная тема.
Люди бежали от проблем, читая подобный массовый товар.
Существовали публичные лекции, где обсуждались художественные произведения, путешествия, политика, где участвовали поэты, ученые. Гессе считает это чудовищным обесцениванием слова. Появились дилетанты в искусстве. Появление массового искусства, которое предназначено для простых людей, а не горске интеллектуалов, показалось Гессе зловещим закатом искусства.
Если посмотреть на современное общество, то то же самое происходит с нами. Нет больше прослойки истинных интеллектуалов, искусство стало массовым. Художники реализуют себя создавая упаковки для товаров, удобную мебель, обустраивая интерьеры. Музыка для масс намного популярнее знаменитых произведений классиков, это закономерно, потому что сложно понять витиеватое произведение не имея музыкальной школы за плечами. Искусство стало быстрым и массовым, как и само время, в котором мы живем. Искусство больше не создается для патриархов и князей, искусство служит обществу, решая насущные проблемы: эргономичность, красота и удобство. Можно ли убиваться тем, что не осталось интеллектуалов, что жизнь убыстряется, а человек все меньше тратит время на размышления и созерцание?
Современный человек намного развитее своих предшественников. Образование, знание, книги, телевидение, интернет. Но, истинное искусство, созерцание, духовная жизнь иногда остается где-то за поворотом. Потребности души, забыты, на обслуживание тела человек тратит все свои силы.
Страна Касталия возникла как вызов фильетонизму. Аскеза, монашество, отказ от всех благ, кроме духовности - были принципами касталийского общества. Игра объединила разные науки, стала средоточием духовного, высокого культа, единения. Позже созерцание стало одним из важнейших условий игры. Для истинных мастеров Игра была почти религиозным богослужением.
Касталийцы выбрали другую крайность, отринув земное, обратив свое внимание лишь на интеллект. Даже духовностью это назвать сложно, потому что духовность вмещает в себя все, не отрицая ничего.
Музыка
Впрочем о музыке. Музыка для Германа - это идеальное искусство.
Гессе пишет, что о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл вселенной. По музыке можно судить о расцвете или закате цивилизации. Музыка смутного времени - беспокойная, мрачная, противоестественная. Совершенная музыка возникает из равновесия.
Игра в бисер смогла выразить музыкальные фразы в физических и математических формулах. Соединяя музыку с филологией, с изобразительным искусством получались абстрактные выражения, которые позволяли вскрывать все новые и новые взаимосвязи, аналогии и соответствия.
Отбор учеников
В 13 лет Йозефа отобрали для учебы в элитной школе. В то время Магистр музыки посетил школу, где учился Йозеф и сыргал с ним музыкальную партию. Магистр Музыки наблюдал за Йозефом, он не экзаменировал его на знания предмета, но наблюдал, есть ли в мальчике дар вдохновения, дар музыканта, дар подчиняться высшему, дар смирения и службы культу. Он смотрел на характер и образ в целом, на настроение ребенка. Знания всегда можно получить, но внутренняя способность и дар к вдохновению есть не у всех.
Жизнь в Касталии
В элитные школы Касталии принимали учеников выдающихся способностей и незаурядного характера. Будущие ученики не могут выбирать себе "свободные профессии": врачей, адвокатов, инженеров и др. В течении всей жизни они должны были подчиняться правилам Ордена: безбрачие и отказ от собственности.
Жители касталии вышли из общей конкуренции, которой жил весь мир.
Личность Йозефа Кнехта
Сам Йозеф был в высшей степени слугой, но слугой не музыки, слугой своего сердца. В молодости Йозефу было комфортно среди касталийцев, особенно сильно Кнехт был влюблен в музыку.
Но, в личности Кнехта с детства был некий разлом, сомнение в жизни касталийцев. Он часто не мог понять, кто прав, быть может те школьники и студенты, что были отчислены по своему желанию и ушли в мир были смелыми, и их уход не был падением, как считали учителя. А все те, кто остался в Эшгольце и есть слабые и трусливые, бежащие от мира с его тяготами и нуждой? В Касталии нет погони за деньгами, за славой, за властью, нет раздвоенности между личностью и должностью, между частными и общественным, человек не становится жертвой успеха или падения. Это сомнение, этот надлом всегда жили с Йозефом, он не хотел закрываться от мира и считать его мерзким и диким. Его друг Плинио Дезиньори поведал ему о другой стороне мира, где есть семейное счастье, любовь родителей, свобода выбора, где нужно быть сильным, смелым, чтобы противостоять обществу. И для Йозефа это вдохновляло и вызывало интерес. Он любил смелых людей, он сам был свободным в душе. Любые оковы, даже если они высшие, духовные, касталийские - всегда останутся оковами. Жить свободно - это жить по зову сердца. И в этом плане Йозеф был свободным человеком. Он шел за зовом души, совести, даже если она шла вразрез с касталийским Орденом.
Йозеф быстро завоевал расположение элиты, благодаря своему дипломатическому дару и обаянию, а также природному уму и полной самоотдаче любому делу, которым он занимался.
Он образцово правил Касталией, но мечтал вести Касталию не по пути замыкания в себе и косной обособленности, а по пути живого взаимодействия и диалога с внешним миром.
Кнехт всегда считал себя слугой, хоть он и был правителем, но это не было его желанием, скорее обязанностью, службой. Но большее желание служить, высшей службой он считал учительство. Он любил учить молодых школьников, свободных от всяких догм и в этом видел свою главную миссию. Кнехт чувствовал, что организм республики дряхлеет и нуждается в обновлении.
Кнехт всегда идет навстречу не свободе, а новым обязательствам, он считает себя не властелином, а жертвой. Часто автор говорит о пробуждении, пробуждаясь, Кнехт говорит о действительности, а не об истине. Кнехт считает важным развиваться от одной ступени к другой (студенческое стихотворение Кнехта "Ступени"):
Все круче поднимаются ступени,
Ни на одной нам не найти покоя:
Мы вылеплены божьею рукою
Для долгих странствий, не для косной лени.
Йозеф противопоставляет две основные тенденции или два полюса жизни инь и ян.
1. тенденция к верности, к традициям, к самоотдаче во имя иерархии.
2. тенденция к "пробуждению", к порыву магического круга и к схватыванию и постижению действительности.
Кнехт считает себя не только касталийцем, но и человеком, в котором весь мир имеет касательство и к нему.
Магистр музыки
Магистр музыки помог Йозефу преодолеть надлом природного и духовного в душе ученика при помощи медитации. Медитируя на музыке Кнехт научился превращать музыку в форму, в фигуры. Медитация подарила Кнехту примирение ума и сердца. Кнехт научился подчинять личность, что помогло ему на посту Магистра Игры. Он научился ровности в характере, научился наблюдать за своими душевными волнениями, объяснять их, анализировать. Это вновь отсылает нас к модному в те времена психоанализу.
Йозеф спрашивал у Магистра музыки о совершенном знании, на что Магистр отвечал ему:
Учения, которого жаждешь ты, абсолютного, совершенного, единственного, умудряющего учения, не существует. Да и не следует тебе мечтать о совершенном учении, друг мой, стремись к совершенствованию самого себя. Божественное в тебе, а не в понятиях и книгах. Истина должна быть пережита, а не преподана.
В конце своего жизненного пути Магистр полностью оставил все волнения и стал святым человеком, углубленным в себя, он излучал сияние, видимое невооруженным глазом.
Он ушел от людей в безмолвие, от слов - к музыке, от мыслей - к единству. Он стал святым праведником.
Два начала
Автор сталкивает два начала в романе, мир и духовность олицетворяя природное начало в Плинио Дезиньори, а духовное в Йозефе Кнехте.
Плинио сравнивал касталийцев с кастой жрецов, не знающих жизни, борьбы, живущих в комфортных условиях, которые сами ничего не сочиняют, лишь изучают и синтезируют. Кнехта выбрали, как защитника Ордена касталийцев, и он покорно выполнял свою миссию, вполне успешно, попутно изучая историю Ордена и Касталии.
Плинио говорит, что для него остаться в Касталии - это бегство от жизни, от природы. И он готов посвятить себя служению обществу, а не игре в интеллектуальные игры. Плинио пошел на этот шаг, он огрубел, животные соблазны сыграли с ним злую шутку. Он познал все тяготы человеческой жизни, не убегая от нее. Семейные раздоры, женитьба, рождение сына, карьера, дружба, политические убеждения. Земное поглотило его. Два полюса полностью разошлись. Автор показал две противоположности, две крайности. И в конце романа попытался примерить их позволив Кнехту уйти в мир, служить народу.
Плинио еще студентом пытался сохранить касталийские нравы в миру, но рано понял, что это невозможно. Друзья над ним насмехаются, он отдаляется от сверстников, медитация и погруженность в себя мешают нырнуть ему в полноту человеческой жизни. Тогда он решается оставить все свои касталийские правила и стать обычным человеком. И отрекаясь от Касталии, хотя и любя ее, он понимает, что больше не принадлежит этой стране.
Плинио вернулся в Касталию неся на себе маску горя и страдания. Кнехта потрясла такая перемена в лице друга и он попытался сблизиться с ним. Он все больше понимал о пропасти между духом и телом, идеалом и действительностью. Плинио также пытался примерить два начала, как и Кнехт, на этом и строилась их дружба, их близость и желание понять друг друга. Плинио был увлечен совершенным обществом Касталии, но понимал, что это бегство от жизни и чтобы быть достойным касталийцем, нужно всю свою жизнь посвятить науке и искусству, забыв о своих обязанностях как отца, мужа и добытчика, Кнехт же был очарован мирской жизнью, но понимал, чтобы совместить два начала, он непременно должен уйти из Касталии.
Восток
В романе есть вкрапления излюбленной темы автора - Востока. Автор повествует о Старшем Брате - отшельнике, который удалился из мира Касталийцев, в мир созерцания и уединения. Скорее всего Германа Гессе привлекает подобная жизнь, он очень идеалистично и с симпатией описывает бамбуковую рощу, сад отшельника и его образ жизни.
История
Герой смог узреть будущее касталийского общества благодаря истории. В 34 года Йозефа отправили в бенедиктинский монастырь Мариафельс, где герой углубился в историческую науку. Отец Иаков стал ему другом и учителем, проводником в жизнь обычных людей. Отец Иаков часто упрекал касталийский Орден, что тот не опирается ни на религию, ни на Бога, ни на Церковь. Йаков предвещал, что касталийская культура лишь переходящая, секуляризированная ветвь европейской христианской культуры и вновь когда-нибудь перестанет существовать. Через Иакова мы узнаем мнение Гессе на культуру касталийцев:
Вы не знаете человека ни в его скотстве, ни в его богоподобии. Касталией - искусственно выведенный экземпляр.
У Йозефа была цель добиться расположения Ватикана к Касталии. Чтобы добиться результатов Йозеф изучает христианство и историю.
Изучив историю Касталии Кнехт узнал, как быстро растет бездна между внешним миром и Касталией. Закат Касталии неминуем. Касталия вскоре начнет осознаваться внешним миром, как чужеродное тело.
О взглядах Кнехта мы узнаем из его письма Ордену, где он сравнивает себя с ученым, который пишет труды в мансарде, тогда как первый этаж полыхает. Кнехт предупреждает Орден, говоря, что однажды страна посмотрит на свою Касталию и ее культуру как на роскошь, которую она уже не сможет больше себе позволить и отринет касталийцев как бездельников и вредителей. И если вдруг случиться война, то Касталия будет первой на то, чтобы снизить финансирование, так как она не дает обществу ничего полезного. В своем письме Кнехт говорит о том, как важно учительство. Что касталийцы получая знания должны передавать их внешнему миру, а не хранить в своей замкнутой, элитарной системе. Само слово Magister Ludi означает просто "школьный учитель". В школах, в воспитании находится основа духовной жизни страны. Работа в мирской школе - самая важная и почетная часть задачи касталийца. считает Кнехт. Кнехт просит доверить ему школу за пределами Касталии, на что получает решительный отказ. Касталийцы не поняли письма Магистра, они посчитали его размышления о будущем Касталии - всего лишь страхами, обвинили Йозефа в личностном подходе к своей работе, Кнехт не ожидал большего, но его непреклонность, зов сердца были сильнее правил Ордена.
Кнехт считает Касталию застывшей в своем развитии.
В конце произведения на глазах у сына Дизиньори Тито умирает Магистр, и эта смерть - самый большой урок Тито, который изменит его мышление, преобразит его самого и всю его жизни. Эта смерть потребует от него гораздо большего, нежели он сам когда-либо ожидал от себя.
Заканчивается роман произведениями Йозефа, в которых можно узнать еще больше о личности Мастера.
Во всех легендах Йозеф повествует о смене поколений, о наставничестве, умении отпускать прошлое.
Будь то заклинатель дождя и Туру, Дион Пугилеи и Йосиф Фамулус, отшельник и Даса. Все эти личности связаны сменой поколений, взаимоотношениями ученика и учителя.
Роман затрагивает такие вопросы, как противоборство природы и духа. В те времена - это была основная тема многих авторов, расцвет психоанализа, попытка примерить два начала в человеке.