Церковь монастыря Хора, или Кахрие Джами, постигла та же участь, что и Святую Софию в Стамбуле, – она стала мечетью. Еще один первоклассный византийский памятник в Стамбуле лишился статуса музея, а туристы потеряли возможность видеть уникальные мозаики и фрески.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сегодня должен был совершить в Кахрие Джами пятничную молитву. Однако по сообщению Управления по делам религий Турции открытие Кахрие в статусе мечети было перенесено на более поздний срок «из-за продолжения подготовительных мероприятий». Последние два месяца церковь была закрыта, потому что ее переделывали в мечеть. По сообщениям очевидцев, потолки Хоры стали значительно ниже из-за гипсокартонных навесов, которые заслоняют свод купола, арки и оконные проемы. Фрески и мозаики скрыты за занавесками. И хотя власти Турции уверяют, что они гарантируют сохранность памятника, это вызывает большие вопросы. Под угрозой остались неотреставрированные мозаики и фрески. Реставрационные работы приостановились весной этого года из-за коронавируса и не могут быть возобновлены из-за нового статуса Хоры.
Православные христиане сейчас испытывают такое чувство, будто турки вновь захватили Константинополь и осквернили его святыни. Да и не только христиане. Ученые, искусствоведы, реставраторы тоже в шоке. Потому что не укладывается в голове, как можно было так поступить с памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спрятать эту драгоценную шкатулку от глаз равноценно тому, если бы из Лувра убрали «Мону Лизу» Леонардо да Винчи или из Академии изящных искусств во Флоренции «Давида» Микеланджело.
Церковь монастыря Хора является византийским памятником 14 века (палеологовский ренессанс), мозаики и фрески которого сохранились в хорошем состоянии до наших дней. Это единственный почти полностью сохранившийся живописный ансамбль столичного искусства при Палеологах. Недаром Хору называют «Сикстинской капеллой Византии».
Монастырь был основан в 6 веке за пределами Константинополя и сохранил название «Хора», что означает «вне стен». Турецкое название Kariye является переводом Chora, что означает «деревня» или «сельская местность». От периода 6-9 веков частично сохранился только фундамент. К 1077-1081 годам относится крестово-купольное здание. Император Исаак Комнин в 1120-х годах перестроил церковь, ее архитектурное ядро составил однокупольный бесстолпный храм. Именно с тех пор основной объем храма не изменился до настоящего времени. Монастырь, заброшенный в годы латинской оккупации, был восстановлен и расширен в 1316-1321 годах его ктитором Феодором Метохитом. Он обновил храм, пристроил внешние галереи с запада (эндо- и экзонартекс) и с юга (пареклесион). В то же самое время церковь была украшена мозаиками и фресками.
От монастыря на сегодняшний день осталась одна церковь, которая стала мечетью между 1495 и 1511 годами. К основному объему храма пристроили михраб, колокольню заменили минаретом. Турки не стали уничтожать мозаики и фрески, а замазали изображения побелкой. С 1948 года Кахрие Джами функционировала как музей.
В мозаиках церкви Хора выделяется протоевангельский (богородичный) цикл и евангельский цикл (повествующий о рождении, детстве, чудесах, искушениях Христа). В иконографической программе пареклесиона можно выделить тему Страшного суда и Воскресения из мертвых, и тему Богоматери.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве. Также читайте мой телеграм-канал.