Найти тему
Okko

С чего начинается страх

Оглавление

Мы — и как зрители, и как редакция — часто обсуждаем легендарные фильмы ужасов. Называем среди них «Рассвет живых мертвецов», «Экзорциста», «Ребенка Розмари» или классические работы Хичкока, но почему-то гораздо реже упоминаем Джеймса Уэйла или Фридриха Мурнау. В этот Хеллоуин исправляем ошибки: вспоминаем самые классические фильмы ужасов, какие можно найти в фильмотеке Okko.

16+

«Кабинет доктора Калигари», 1920

Два друга, Фрэнсис и Алан, отправляются на городскую ярмарку. Там дает представление доктор Калигари — показывает публике сомнамбулу по имени Чезаре, который спал 23 года, но теперь выйдет из забытья и даже предскажет будущее, если хорошо попросить. Алан просит, и лунатик пророчит молодому мужчине скорую смерть. Когда этой же ночью Алан действительно погибнет, Фрэнсис решит во что бы то ни стало раскрыть связь между убийством и таинственным доктором.

Этот фильм — первопроходец по многим параметрам. Он положил начало экспрессионизму в немецком кино, стал первым авторским фильмом, заработавшим приличные деньги в прокате. Экзальтированная история, полная мистицизма, дала кинематографу то, чего ему так не хватало, — связь с литературой. «Доктор Калигари» отлично вписывается в типичную для немцев идею двойственности, идущую от Гете и Гофмана. Двойственность эта не только в сюжете и трактовках — здесь она проявляется также в изображении. В декорациях, созданных Вальтером Рейманом и Германом Вармом, искажены объемы, пропорции и перспектива. Они представляют пограничный, сомнамбулический, как сам Чезаре, мир.

Смотреть

«Носферату, симфония ужаса», 1922

-2

Как следующий шаг в течении экспрессионизма в немецком кино появился «Носферату» режиссера Фридриха Мурнау. Фильм был снят по книге Брэма Стокера «Дракула» без разрешения на экранизацию, оттого его действие перенесено из Англии в немецкий Бремен, в 1838 год. Именно туда прибудет из Трансильвании граф Орлок, вампир и олицетворение зла. С его приездом по улицам понесут гробы. Потому что носферату не обращает своих жертв в вампиров, он их убивает. Его самого убить может лишь солнечный свет.

Снимая свою картину на птичьих правах, Мурнау, тем не менее, упоенно погружался в процесс и искал новые технические решения. Так, он первым показал с киноэкрана негатив пленки.

Макса Шрека, сыгравшего роль графа Орлока, до сих пор считают образцовым исполнителем инфернального зла.

Смотреть

«Дракула», 1931

-3

Следующая экранизация романа Стокера, уже вполне законная, была снята за океаном. Этим отличия не ограничиваются: «Дракула» — звуковой фильм. Туда, где зрителя погружали в сон и иллюзии, вторглась реальность — звуками шагов, скрежетом дверей и хрустом ломающихся костей.

Производством фильма занималась студия Universal, проблем с правами у кинематографистов не было, поэтому таинственный граф вновь обрел имя Дракула, а действие вернулось туда, куда его поместил Стокер, — в родную автору Англию. К тому же «Дракула» спас студию, у которой к тому времени были огромные финансовые проблемы. И именно с него началась большая эра американских фильмов ужасов, ставших классикой жанра.

Смотреть

Завещание доктора Мабузе, 1933

-4

Возвращаемся в Германию. В центре картины Фрица Ланга оказывается лечебница для душевнобольных. Первая половина «Завещания доктора Мабузе» — не столько фильм ужасов, сколько психологический триллер и детектив. Но в середине доктор Мабузе, который не произносит ни слова, пишет странные записки в закрытой палате и неведомым образом управляет преступным миром, умирает. Его власть при этом никуда не девается, а записки, как, простите за сравнение, дневник Волдеморта, подчиняют того, кто их читает, — главного врача лечебницы.

В каждом фильме ужасов, особенно если говорить о ранних (или о значимых), видится образ, символ, предвидение или осмысление недавних страшных событий. Так, «Кабинет доктора Калигари» был в том числе реакцией на недавно закончившуюся Первую Мировую войну. «Завещание» Ланга считают отражением наступающего фашизма (фильм, кстати, запретили к показу в Германии, и вскоре Ланг уехал из страны).

Сюжет этой действительно страшной картины держит идея безумного доктора о вечной власти преступности. В записках Мабузе говорится, что души людей должны быть пронизаны страхом перед преступлениям невиданных масштабов. Вскоре люди столкнулись с ними в реальности.

Смотреть

Уродцы, 1932

-5

История превращения полуторачасового фильма режиссера Тода Браунинга в совсем короткий (час и четыре минуты) известна довольно широко. Полчаса экранного времени пришлось обрезать по итогам предварительных показов, после которых студию MGM грозились засудить. В укороченном зрительском варианте «Уродцы» больше похожи на драму, чем на фильм ужасов. Из страшного там лишь последние несколько минут — время расплаты.

Расплата придет к красивой акробатке Клеопатре, которая решила выйти замуж за карлика Ганса, наследника огромного состояния, а затем отравить его. Но в сообществе особенных людей особенные порядки: сиамские близнецы, бородатая женщина и другие друзья Ганса не оставят безнаказанной женщину, посчитавшую, что она может смеяться над ними.

Смотреть

Доктор Джекилл и мистер Хайд, 1931

-6

Повесть Стивенсона часто экранизировали, но именно фильм студии Paramount, снятый в 1931 году, стал самым ярким ее киновоплощением. Историю раздвоения человека, убежденного, что плохое и хорошее в нем могут жить равноправной жизнью, трактовали по-разному.

Фильм Рубена Мамуляна выдвигает на первый план физиологию. Под своим «злым Я» доктор Джекилл имеет в виду не зло как таковое, а телесные инстинкты. Именно обнаженная женская ножка становится последним стимулом к перевоплощению (или источником вдохновения к созданию эликсира). Так что жуткий Хайд, в которого прямо на глазах у зрителя превращается благообразный Джекилл, — не инфернальное и иррациональное зло этого мира, а лишь зов плоти, который при не должном подходе может превратить в кошмар жизнь и своего обладателя, и окружающих.

Смотреть

Франкенштейн, 1931

-7

Ученый и его ассистент оживляют созданное из трупов существо, но во время эксперимента случается фатальная ошибка: ассистент вживляет ему мозг убийцы.

Следующий после «Дракулы» большой фильм ужасов студии Universal. Продюсеры решили не менять векторы и взялись за еще одну классическую книгу английской литературы прошлого для них века — роман Мэри Шелли «Франкенштейн», который экранизировали раньше, но не очень успешно. В фильме Джеймса Уэйла чудище Франкештейна исполнил Борис Карлофф и создал значительную конкуренцию королю ужасов Белле Лугоши. Фильм имел огромный успех, и через четыре года Уэйл вернулся к сюжету и снял продолжение — картину «Невеста Франкенштейна».

«Франкенштейн» Шелли (или «Франкенштейн» Уэйла) стал маяком для кинематографистов всех мастей на долгие десятилетия. Режиссеры узнавали в студенте-медике себя — создать что-то по своему образу и подобию из того, что насобирал и украл, с миру по нитке. Идеальная, кажется, метафора художника и его произведения получила в 1931 году совершенное воплощение.

Смотреть

Текст: Алина Кузьо