Хотя с падения Берлинской стены и объединения двух Германий прошло несколько десятков лет, до сих пор немцы четко делят друг друга в соответствие с место рождения - на восточных и западных. Авторы фильма «Между рядами" писатель Климент Мейер и режиссер Томас Штубер из восточных, оба родились в ГДР. Тема подобных им выходцев из бывшего ГДР - ключевая в их творчестве.
Климент Мейер автор романа и серии рассказов о людях, лишившихся после падения Бардинской стены привычного мира, и оказавшихся в новой непонятной, чужой вселенной, пугающей и притягательной одновременно. По одному из них "Ночь, огни" написан сценарий фильма "Между рядами". Это второй совместный проект Штубе и Маейера, до него был фильм "Херберт" тоже о выходце из ГДР - бывшим известном спортсмене, ставшим вышибалой у мафии.
"Между рядами" (или как еще переводят "Между стеллажами") также о бывших гражданах этой ныне несуществующей страны. В главных ролях - знаменитые немецкие актеры, двое из которых, Сандра Хюллер и Петер Курт, также уроженцы ГДР.
Между рядами /In den Gängen (2018) реж. Томас Штубер
Главные герои фильма - персонал гипермаркете, затерянного где-то в глухой провинции бывшей Восточной Германии. Действие, за исключением редких сцен, разворачивается в его необъятных пространствах, среди бесконечных стеллажей, заставленных упаковками с продуктами.
По мере развития сюжета эта невесёлая, на первый взгляд, декорация начинается казаться идеальной альтернативой реальному миру. За стенами гипермаркета главного героя ждёт вероятность быстро оказаться снова в тюрьме, его возлюбленную - домашние скандалы и побои, его товарища и наставника - гнетущая пустота разбитого домашнего очага. В гипермаркете же царит атмосфера редкой добросердечности - в конце рабочего дня руководитель пожимает всем руки, здесь готовы понять и простить хорошему человеку, переживающему драму, опоздание и похмелье.
Работники гипермаркета так давно вместе, что успели стать почти семьёй. До объединения Германии они были сотрудниками транспортной компании. Когда компанию закрыли, на её месте построили гипермаркет, а их, как рыб в магазинном аквариуме, помимо воли переселили в новый мир. С тех пор вместо просторов дорог бывшие дальнобойщики рассекают проходы между стеллажами. И держаться друг за друга.
Кроме этих простых и суровых трудяг в фильме лишь раз появляются, чтобы поиздеваться над новым социальным статусом героя, его бывшие друзья, ещё одни типичные представители восточных немцев - полукриминальные бездельники. Других персонажей тут нет. Кто не уехал когда-то, застряли в этом затерянном между прошлым и будущим пространстве. А их робкие попытки на что-либо решиться, напоминают конвульсивный прыжок рыбы из аквариума. Подобно рыбам в магазинных аквариумах, которым уготована судьба быть проданными и съеденными покупателями, персонажам фильма остаётся лишь дождаться, когда их окончательно проглотит история.
Тем не менее, все они, хоть и смиренно, но с достоинством принимают судьбу. А безнадежности мирозданья противопоставляют личную надежность и трогательно братское отношение друг к другу. Фильм же, поначалу походящий на социальную пародию, неожиданно оказывается историей об удивительно нормальных людях. И о том, как даже в самую черную ночь апокалипсиса можно оставаться человеком. Герои фильма и есть огни из названия рассказа, по которому он снят. Огни, светящие в бескрайней ночи друг другу. За это исключительно человеческое по своей сути высказывание фильм получил приз от экуменического жюри Берлинского фестиваля.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino