Найти тему
Yachtsman Journal

Простой способ управления стакселем и яхтой

Для яхт, оснащенных старым добрым румпелем, парусная оснастка, совмещенная с управлением румпелем, - один из самых простых и надежных способов справляться с парусами (особенно, со стакселем) в реальных условиях.

Это уже не новый материал на Cruising World, который, однако, показался нам интересным наблюдением Уэбба Чайлза о том, как с помощью подручных средств облегчить себе освоение навыков управления парусами (особенно, стакселем). На страницах портала он делиться своими наблюдениями.

Эксперименты с управлением стакселем

На полпути через Тасманово море, во время перехода весной 2016 года из Опуа (Новая Зеландия) в Бандаберг (Австралия) на борту моего Moore 24, Gannet, я заметил, что батареи корабля разряжены. Первоначально я приписывал это сочетанию положения солнца, нашего курса и направления ветра, в результате чего четыре из шести установленных на палубе солнечных панелей находились в тени большую часть дня, и только две возле кормы попадали под прямые солнечные лучи. Позже, когда я смог протестировать цепь от каждой солнечной панели по отдельности, я обнаружил, что одна из кормовых панелей вышла из строя после отъезда из Сан-Диего двумя годами ранее.

-2

Какова бы ни была причина, следствием было то, что я не мог продолжать использовать румпель для управления рулем, поэтому я сделал то, что делал на других яхтах в прошлом, и перешел на самоуправляемое рулевое управление. Из 9000 миль, которые я проплыл на Gannet в 2016 году, около 7000 прошли с использованием шкота тстакселя, привязанного к румпелю.

Конечно, могут быть и другие варианты рулевого управления в связке «шкот стакселя -- румпель», но я предпочитал перекладывать стаксель с наветренной стороны от кокпита, а затем к румпелю, уравновешивая его с подветренной стороны с помощью эластичного троса.

После того, как моя парусная оснастка Aries была разорван в Южном океане сильнейшим ветром, с которым я когда-либо сталкивался на моем 37-футовом судне Egregious, я решил использовать штормовой кливер в качестве стакселя и в качестве рулевого паруса.

Требуемое снаряжение совсем недорогое и обычно уже имеется на большинстве яхт: несколько блоков, 9 или 10 футов веревки размером примерно 1/8 дюйма (чуть больше 3 мм), эластичные шнуры различной жесткости.

Первым шагом является определение того, как подвести шкот «рулевого» стакселя к наветренной стороне кокпита. Какой бы парус не использовался, шкот сначала пропускается через обычный подветренный блок, затем до блока на наветренной стороне кокпита рядом с румпелем. На антресолях, установленных заподлицо, не должно быть никаких препятствий. Я связывал блоки с бордюрной рейкой. На других яхтах может потребоваться один или несколько промежуточных блоков. Поскольку лучше уменьшить трение, то чем меньше блоков, тем лучше.

-3

Затем разрезаем веревки примерно по 3 фута длиной. Возьмем одну из них и привяжем ее середину к румпелю выбленочным узлом. Затем берем два конца и делаем как можно больше петель диаметром примерно 2 дюйма (около 5 см). Я использую рифовые узлы. У вас должно получиться четыре-пять петель.

Два оставшихся отрезка веревки привязываются к опорным точкам рядом с блоками, через которые пропускается шкот. На них также делаем ряд петель. Петли предназначены для регулировки эластичных шнуров. Оставьте себе достаточно места, когда будете впервые пробовать такое управление румпелем и шкотом стакселя.

И здесь речь заходит только о поиске правильного баланса.

Стаксель оттянет нос яхты от ветра, а грот и амортизирующие тросы будут тянуть его вверх. Возможно, вам потребуется ослабить или подтянуть гика-шкот. Тогда понадобится только один эластичный шнур. При сильном ветре может понадобиться четыре. Возможно, вам придется переместить один или несколько шнуров в петли ближе к румпелю или подальше. Если ваш рулевой парус (стаксель) установлен на устройство закрутки, может потребоваться уменьшить или увеличить площадь паруса.

-4

Когда вы сделаете все это правильно, ваша яхта будет двигаться по воде, бесшумно управляемая сбалансированными силами природы.

- - -

На заключительном этапе своего шестого кругосветного плавания, на борту его Moore 24, Gannet, Уэбб Чайлз покинул яхту в Марафоне (Флорида) прошлой осенью и зимой, где она пережила ураган Ирма. Позже в этом году он планирует отплыть на Gannet обратно в Сан-Диего через Панамский канал, чтобы завершить свой последнюю кругосветку.

(Фото: Уэбб Чайлз)

--------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia