Для яхт, оснащенных старым добрым румпелем, парусная оснастка, совмещенная с управлением румпелем, - один из самых простых и надежных способов справляться с парусами (особенно, со стакселем) в реальных условиях.
Это уже не новый материал на Cruising World, который, однако, показался нам интересным наблюдением Уэбба Чайлза о том, как с помощью подручных средств облегчить себе освоение навыков управления парусами (особенно, стакселем). На страницах портала он делиться своими наблюдениями.
Эксперименты с управлением стакселем
На полпути через Тасманово море, во время перехода весной 2016 года из Опуа (Новая Зеландия) в Бандаберг (Австралия) на борту моего Moore 24, Gannet, я заметил, что батареи корабля разряжены. Первоначально я приписывал это сочетанию положения солнца, нашего курса и направления ветра, в результате чего четыре из шести установленных на палубе солнечных панелей находились в тени большую часть дня, и только две возле кормы попадали под прямые солнечные лучи. Позже, когда я смог протестировать цепь от каждой солнечной панели по отдельности, я обнаружил, что одна из кормовых панелей вышла из строя после отъезда из Сан-Диего двумя годами ранее.
Какова бы ни была причина, следствием было то, что я не мог продолжать использовать румпель для управления рулем, поэтому я сделал то, что делал на других яхтах в прошлом, и перешел на самоуправляемое рулевое управление. Из 9000 миль, которые я проплыл на Gannet в 2016 году, около 7000 прошли с использованием шкота тстакселя, привязанного к румпелю.
Конечно, могут быть и другие варианты рулевого управления в связке «шкот стакселя -- румпель», но я предпочитал перекладывать стаксель с наветренной стороны от кокпита, а затем к румпелю, уравновешивая его с подветренной стороны с помощью эластичного троса.
После того, как моя парусная оснастка Aries была разорван в Южном океане сильнейшим ветром, с которым я когда-либо сталкивался на моем 37-футовом судне Egregious, я решил использовать штормовой кливер в качестве стакселя и в качестве рулевого паруса.
Требуемое снаряжение совсем недорогое и обычно уже имеется на большинстве яхт: несколько блоков, 9 или 10 футов веревки размером примерно 1/8 дюйма (чуть больше 3 мм), эластичные шнуры различной жесткости.
Первым шагом является определение того, как подвести шкот «рулевого» стакселя к наветренной стороне кокпита. Какой бы парус не использовался, шкот сначала пропускается через обычный подветренный блок, затем до блока на наветренной стороне кокпита рядом с румпелем. На антресолях, установленных заподлицо, не должно быть никаких препятствий. Я связывал блоки с бордюрной рейкой. На других яхтах может потребоваться один или несколько промежуточных блоков. Поскольку лучше уменьшить трение, то чем меньше блоков, тем лучше.
Затем разрезаем веревки примерно по 3 фута длиной. Возьмем одну из них и привяжем ее середину к румпелю выбленочным узлом. Затем берем два конца и делаем как можно больше петель диаметром примерно 2 дюйма (около 5 см). Я использую рифовые узлы. У вас должно получиться четыре-пять петель.
Два оставшихся отрезка веревки привязываются к опорным точкам рядом с блоками, через которые пропускается шкот. На них также делаем ряд петель. Петли предназначены для регулировки эластичных шнуров. Оставьте себе достаточно места, когда будете впервые пробовать такое управление румпелем и шкотом стакселя.
И здесь речь заходит только о поиске правильного баланса.
Стаксель оттянет нос яхты от ветра, а грот и амортизирующие тросы будут тянуть его вверх. Возможно, вам потребуется ослабить или подтянуть гика-шкот. Тогда понадобится только один эластичный шнур. При сильном ветре может понадобиться четыре. Возможно, вам придется переместить один или несколько шнуров в петли ближе к румпелю или подальше. Если ваш рулевой парус (стаксель) установлен на устройство закрутки, может потребоваться уменьшить или увеличить площадь паруса.
Когда вы сделаете все это правильно, ваша яхта будет двигаться по воде, бесшумно управляемая сбалансированными силами природы.
- - -
На заключительном этапе своего шестого кругосветного плавания, на борту его Moore 24, Gannet, Уэбб Чайлз покинул яхту в Марафоне (Флорида) прошлой осенью и зимой, где она пережила ураган Ирма. Позже в этом году он планирует отплыть на Gannet обратно в Сан-Диего через Панамский канал, чтобы завершить свой последнюю кругосветку.
(Фото: Уэбб Чайлз)
--------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia