Вообще, обучение и воспитание всегда идут вместе. Невозможно обучать так, чтобы никак не повлиять на характер. Невозможно воспитывать, влиять на характер так, чтобы ничему не научить. И музыкальные занятия не исключение.
Начну с самого очевидного. Чтобы понять тему глубже, представим себе ребенка семи лет. Назовём его Архип. Обычный непоседа, шустрый, здоровенький мальчик. В его школьном классе, допустим, 20 деток. Как тут усидеть? На одну соседнюю парту надо ластик передать, с другой парты записку передают, тут он увидел, что развязался шнурок... Всего три ситуации на урок, а он уже "не в теме". И учитель не может уследить за ним: у него таких двадцать, и у каждого свои приключения на уроке.
Поступил наш Архип в музыкальную школу. Например, учиться на гитаре играть. Здесь у него специальность два раза в неделю, где он один на один с преподавателем. Не то что лениться, у него даже зевнуть незаметно не получится. На сольфеджио, на музыкальной литературе, на хоре, как правило, не более 10 детей. Преподаватель видит каждого ученика. У самого Архипа появилась возможность больше общаться с преподавателями. Детки здесь из более благополучных семей: ведь не в каждой семье задумываются о дополнительном образовании.
Прямые выводы. Такое обучение положительно повлияет на:
- дисциплину
- ответственность
- способность работать на уроке
- количество усилий к обучению (здесь уже "не отлыняешь")
- терпение (играть на гитаре даже если устал и пальцы болят)
Я бы сказала, что это всё делает человека более зрелым, гармоничным, более мудрым что ли...
А теперь к этому добавим результаты самой музыки.
- Более чуткий слух делает человека в принципе восприимчивее к звукам, и как следствие, более вдумчивым, рассудительным
- Сольфеджио показывает всю красоту гармонии и порядка в музыке. Это помогает развивать оба полушария (гармония- левое, порядок и структура- правое). Таким образом человек по жизни умеет сочетать и перфекционизм, и гибкость.
- Музыка- это описание эмоций композитора, только без слов. Музыкальный ребёнок умеет сопереживать. Как правило, молодые люди, которые учились в музыкальной школе- романтики.
- В любой музыкальной школе предусмотрены регулярные выступления. Ребёнок учится справляться с волнением, помнить (вспоминать) произведение перед зрителями. Экзамены несколько раз в год становятся привычкой и не приносят такого стресса, как у других детей. То есть в характере ребенка появляется уравновешенность.
Конечно же, если сегодня Архип пошел в музыкальную школу, это не значит, что он очевидно быстро станет дисциплинированным, ответственным, старательным и терпеливым. А ещё рассудительным, умеющим сочетать перфекционизм и гибкость. И вообще будет уравновешенным, спокойным и романтичным. И желательно быстрее. На следующий же день. Сразу.
Здесь хочется вспомнить поговорку "вода камень точит". Изменения в характере будут настолько постепены, что для вас могут быть и не заметны. Только дядя с тетей, которые приезжают в гости к Архипу раз в год, могут вдруг сказать вам, что Архип стал таким внимательным и чутким! Бабушка, к которой Архип ездит на каникулы, вдруг скажет, что он стал старательным. А учительница, встретившая Архипа после годового декрета, скажет, что он гораздо усидчивее, хотя есть над чем работать.
Да и после окончания музыкальной школы нельзя сказать, что Архип превратиться душей в седовласого старца, умудреного опытом. Но это точно будет более адекватный юноша по сравнению со сверстниками. Да, он много времени вложил в обучение на гитаре. Да, я знаю многих, кто не любил музыкальную школу, кто положил диплом на полочку и не играет на своём музыкальном инструменте... Но я не знаю никого, кто жалел бы, что учился в музыкальной школе. Все очень рады, что имели эту возможность. И большинство видит в этом пользу и влияние на их жизнь.
В следующий раз я напишу о том, как слушать музыку, для чего это делать и с какого возраста начинать.
Успехов!
Также советую к прочтению свои статьи:
Зачем детям слушать музыку и с какого возраста начинать?
Хочу отдать ребенка в музыкальную школу. Как выбрать инструмент?