Какие крупные битвы из отечественной истории вы помните? Куликовскую, Ледовое побоище, Полтава, Бородино и, пожалуй, серию крупных сражений Великой Отечественной. Это больше всего на слуху и знакомо даже тем, кто историей совсем не увлекается. По идее, в этом же ряду должна стоять и битва при Молодях, но её незаслуженно забыли. Ни в школьных учебниках, ни даже в вузовских на неё не обращают внимания. А по своему масштабу и значению её можно сопоставить разве что с обороной Москвы в 1941 и со Сталинградом. Что за несправедливость: про маленькое Ледовое побоище тонны страниц и упоминаний, хотя это небольшая стычка 500 на 500, а про Молоди почти никто не слышал? Срочно исправляем.
Посмотрите, как похорошела Москва при Иване Грозном! Раньше в русских землях была лишь горстка разрозненных княжеств с феодалами во главе. А теперь - единое царство, да какое! Доведя экономическое состояние государства до пика, Иван создал мощнейшее войско, обеспечивающее стране силу. Казань взял, Астрахань взял. Литовцев и поляков довёл до такого состояния, что они даже объединились в одно государство - вы его знаете, как Речь Посполитую. Но самое главное, Грозный посмел объявить себя царём, то есть, правителем от бога, а их вообще в мире было три-четыре. Давайте же просто посмотрим на это великолепие и восхитимся могуще... так, а что это за запах?
Проклятье! Москва горит! Как это произошло вообще!?
А вот так. Один парень был очень уж не согласен с таким положением дел. Он не особо жаловал русских, а Москва так вообще вызывала у него жуткое раздражение. Как и укрепивший её Иван Грозный. И всё бы обошлось, да вот парнем этим был крымский хан Девлет Гирей, за спиной которого стояло мощнейшее ханство и Османская империя. И выразил он своё несогласие тем, что в 1571 году сжёг всю Москву, перебив кучу народа и наловив огромный полон.
От такого резкого удара все труды Грозного пошатнулись. Новоиспечённый царь, подобно Икару, забрался настолько высоко, что подпалил себе крылья и уверенно рухнул в пропасть. Девлет, желая поглумиться, даже послал ему в подарок дорогой кинжал - естественно, чтобы Иван вскрыл им себе вены. Столица сгорела, и это видели все соседи. Малые орды уже не воспринимают Московское царство как нечто авторитетное, а западные соседи с интересом поглядывают на русские земли, выжидая удобного момента. Ливонская война из исключительно победоносной превращается для царя в большую проблему. И в этот самый момент встал довольно острый вопрос: а будет ли вообще существовать такое государство, как Россия? И когда я говорю Россия, я имею в виду в принципе какое-либо крупное объединение русских княжеств.
Да, 1571 год был для нашей истории самым опасным моментом (во всяком случае одним из). Даже Батый не стал ликвидировать княжества, а просто сделал их частью своей империи. Но вот Девлет Гирей намеревался именно уничтожить и поглотить Московское царство, и у него это почти получилось.
Но Грозный не сдался и не стал паниковать. Вместо этого он начал полномасштабную военную подготовку к надвигающемуся вторжению. Кстати о нём. Девлет Гирей после своего оглушительного успеха стал готовиться к очередному походу на Москву, только на этот раз планировался не просто набег, а именно полноценное завоевание территории. Поначалу Иван пытался договориться и отдать крымчакам Астрахань, лишь бы они не приходили. Но Девлету этого показалось мало, и он затребовал ещё и Казань впридачу. "Ну ты совсем обнаглел, разбойник поганый," - разозлился Иван и преисполнился решимости отстоять своё царство.
Главным образом Иван укрепил южные границы. Была восстановлена Большая засечная черта, вдоль которой организовали пограничное войско размером в 20 000 человек. Командующим поставили Михаила Воротынского - довольно опытного военачальника. Сам царь перебрался в Новгород - ибо ну его, пока тут такое происходит. Планировалось встретить татар на Оке и перекрыть им путь в Москву, т.к. второго сожжения она бы не пережила. А что татары? Девлет Гирей собрал огромную армию около 50 000 человек - в два раза больше, чем у Воротынского. И вот 27 июля 1572 года вся эта орда уже подошла к Оке...
Вот и добралось татарское войско до Оки, но как же через неё перебраться? Воротынский разместил под Серпуховым весь свой пушечный арсенал и ещё заранее распорядился засеять берег реки чесноком. Нет, не тем чесноком, о котором вы подумали - посмотрите другую нашу статью. В общем, получив крайне болезненных оплеух, татары поняли, что тут переправиться не получится. Поэтому Дивей-мурза - главный ордынский военачальник - разработал новый план действий.
Оставив напротив Серпухова небольшой отряд для вида, он разделил войско на две части, отправив их обходить позиции Воротынского справа и слева. После после переправы, обе части войска должны были соединиться, но уже между Серпуховым и Москвой - таким образом, русская армия оказалась бы отрезанной от Москвы. Соответственно, Воротынский оказался бы вынужден перейти в открытый бой, в котором численное преимущество крымчаков обеспечило бы победу. Сказано - сделано, и вот уже ордынское войско в полном составе соединилось за Окой, оставив позади Воротынского. До Москвы оставалось каких-то 50 километров, поэтому Дивей-мурза направил своих бойцов на незащищённую столицу.
Одного только не знали ордынцы - Михаил уже их переиграл и в скором времени собирается уничтожить. Он прочитал и предсказал действия татар, как открытую книгу, и заранее подготовился к такому сценарию. Воротынский переместил войско на возвышенность возле села Молоди, где заблаговременно был установлен гуляй-город, после чего приказал ударить по тылу татарской колонны, дабы спровоцировать их на атаку. Дивей-мурза прекрасно понимал, что осаждать Москву, когда рядом вражеская армия - не лучшая затея, поэтому на провокацию поддаётся, разворачивает своих и направляет их уже на Воротынского.
Начался основной замес. Татары несколько раз пытались штурмовать гуляй-город, но всё было безуспешно. Их основное преимущество в лёгкой коннице было сведено на ноль, чем русские и воспользовались, нещадно обстреливая орду из укреплений. Но этим дело не ограничивалось: из-за гуляй-города регулярно выезжали конные отряды, чтобы татары особо не расслаблялись. Во время одной из таких вылазок случился казус: каким-то образом взяли в плен самого Дивея-мурзу.
У оставшегося командовать Девлета Гирея не было выбора. Татары совершенно не были готовы к длительной изматывающей осаде. Лошади (и сами татары) едят много, а еда вокруг не бесконечная. Но идти на Москву, оставив в тылу врага, тоже нельзя. Тем более, бросить в плену такого высокопоставленного военного - этого бы ему никто не простил. А в качестве финального аргумента татары перехватывают русского гонца, у которого была инфа, что Иван Грозный с подкреплением идёт на помощь.
На самом деле это был фейковый гонец, специально посланный Воротынским. Никакого Грозного в пути не было, просто Михаил хотел заставить татар бросить на штурм все силы. И это сработало. Девлет Гирей испугался и бросил на штурм вообще всё, что у него оставалось. Ордынцы слезли с лошадей и побежали под стены пешком, стараясь как-то расшатать гуляй-город. Они ещё не знали, что попали в ловушку.
Пока вокруг гуляй-города творилось это безумие, значительная часть русского войска обошла татар и ударила по ним с фланга. Представьте себе эту картину: обезумевшие крымчаки послазили с коней и аж зубами вгрызлись в деревянные укрепления - так сильно стремились за них пробиться. А тут сзади вылезает свежий конный полк. Короче, это был тотальный разгром, огромное количество татар было перебито или взято в плен, остальные кое-как спаслись бегством. Свалил и Девлет Гирей, которому Воротынский потом ещё снился во всех ночных кошмарах. В общем, благодаря этой хитрой и рискованной махинации битва была выиграна.
Что же в итоге? Собственно, Крымское ханство потом ещё десять лет в себя приходило, а что впоследствии стало с Московским царством, вы и так знаете. После Смутного времени всё это начало разрастаться, затем Российская империя, ну и так далее. А не затащил бы тогда Воротынский битву - может, все было бы ой как иначе. В итоге всё вышло, как вышло, и это зашибись. Наверное.